Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

Роль, задачи и функции логистики

Выделим 2 опред. Логистики:

Логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Роль:

Логистика- это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению страт, тактич. или оперативных целей орг-ции бизнеса за счет эффект. с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы: глобальные; общие; частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике явл. достиж. макс. эффекта с мин. затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся: создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков; контроль за движением материальных потоков; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления движения товаров; стандартизация полуфабрикатов и упаковки; прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования; выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства; прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы; распределение транспортных средств; организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей; оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспорт-но-складских комплексов.

Частные задачи в логистике более узки: создание мин запасов; макс сокращение t хранения продукции в запасах; сокращение t перевозок продукции и т.д.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:

  • системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В "узком смысле" логистика образует систему управления товародвижением;
  • интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;
  • регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом;
  • результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение - потребление", т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

Этапы развития логистики

1. Этап становления. (1960-е годы)
Факторы развития: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат. Начала формироваться теория и практика логистического управления. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции.

Логистический подход первоначально был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления организацию хранения и транспортировки ГП. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

2. Этап развития. (1970-е годы)

Факторы развития: усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Этап развития характеризуется:
· поиском путей рационального использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
· поиском новых путем снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики;
· разработкой и применением принципов промышленной логистики;
· распространением философии всеобщего управления качеством.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм, т.е. происходило управление потоком производимых товаров от производственной линии до конечного потребителя.

Логистическое управление стало охватывать производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получило использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами.

3. Этап интеграции. (1980-1990-е годы)

Факторы развития: Произошел бурный рост партнерства и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой торговле и распределении, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Пришло понимание, что наряду с МП необходимо управлять сервисными потоками (услугами) и сопутствующими ИП и ФП.

Этап интеграции характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную ЛЦ, включающую закупку – производство – распределение и продажу.

Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования.

Произошла революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП.

4. Этап глобализации (XXI век)

Факторы развития: Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики. В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п.

В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д.

Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки.

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Основные тенденции современной логистики.

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

- отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

- перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

- массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

- прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

- услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

- синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР.

Концепция логистики фирмы

Система взглядов на рационализацию хоз-ной деят-ти путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики.

1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимал. эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т.е. все элементы макрологистич. и микрологистич. систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к др. вопросам, касающимся орг-ции материальных потоков.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Это положение в полной мере распространяется и на логистич. процессы. Оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистич. подход к упр-нию материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технич. развития.

3. Гуманизация технологич. процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистич. систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои ф-ции. Однако работа в сфере упр-я материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь вечной проблемы кадров.

Логистич. подход, усиливая общественную значимость деят-ти в сфере упр-я материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым узким местом.

4. Учет логистич. издержек на протяжении всей логистич. цепочки

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. ТО, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистич. системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистич. цепи.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистич. сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т.п.

6. Способность логистич. систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

Появление большого кол-ва разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных хар-тик материальных потоков, проходящих через логистич. системы. В этих условиях способность логистич. систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Наши рекомендации