Системный подход в обеспечении безопасности полетов и предотвращении авиационных происшествий

БИЛЕТ № 1.

1.Место управления персоналом в системе авиационного менеджмента.

(1)Персонал- личный состав или работники предприятия, составляющие группу по профессиональным или другим признакам (управленческий, технический, обслуживающий персонал).

Применительно к специфике деятельности предприятий гражданской авиации с конца 90-х гг. XX века используется термин «авиационный персонал». Согласно ст. 52 ВзК РФ к авиационному персоналуотносятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Как видно из данного определения, в состав авиационного персонала включены практически все категории авиаспециалистов, организующие и осуществляющие основные виды авиационных работ, обеспечивающие перевозку пассажиров и безопасное обслуживание полетов воздушных судов.

При такой трактовке понятие «авиационный персонал» по смыслу совпадает с термином «кадры», поскольку под последним принято понимать работников, прошедших специальную подготовку в какой-либо форме профессионального обучения. В состав персонала помимо кадровых работников включают также другие категории сотрудников (например, уборщиц, курьеров и т.д.), не прошедших специальной подготовки и не имеющих квалификации.

Термин «человеческие ресурсы» рассматривается как экономическая категория, определение которой исходит из представления о том, что работающий является таким же производственным ресурсом, как земля, материалы, финансы и т.д. Понятие «ресурсы»происходит от фр. resources - запасы, средства, источники чего-либо, которые могут быть использованы для получения дохода. В экономической науке традиционно ресурсы подразделяются на природные, трудовые, финансовые, информационные.

Управление - система целенаправленных воздействий на управляемый объект с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное. Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Близким по смыслу, но не тождественным является понятие «руководство». Руководство также подразумевает воздействие на персонал. Руководство персоналом - это деятельность по непосредственному повседневному управлению сотрудниками. Понятие «управление» отражает регулирование системы в соответствии с определенными целями и является более широким по содержанию. Оно включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, а также техникой, машинами.

В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления (того, кем или чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет).

С категориями «руководитель» (руководство) близко связаны понятия я менеджер» (менеджмент). Однако они совпадают не полностью. «Менеджмент» - категория микроэкономики, означающая управление предприятием в условиях рынка. Соответственно «менеджер» - руководитель рыночного предприятия. Менеджер — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что когда делать, как и кто будет выполнять намеченное управление персоналом, разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль. Иначе говоря, менеджер планирует, организует, управляет, контролирует основные функции организации. Однако в современных условиях российской действительности смысловые различия между понятиями «руководитель» и «менеджер» стираются.

В зарубежной и отечественной литературе под менеджментом понимают искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности. Исходя из этого определения в авиационном менеджменте можно выделить:

- административное (общее) управление авиапредприятием (авиакомпанией) в целом (административный менеджмент);

- производственное управление, объектом которого являются технико-технологические процессы (производственный менеджмент);

- финансовое управление, под которым понимается регулирование финансовых средств авиапредприятия (финансовый менеджмент);

- управление рыночным поведением предприятия (маркетинг);

- инновационное управление, т.е. управление созданием и внедрением различного рода новшеств и технологий в управление производством, в номенклатуру услуг (инновационный менеджмент);

- кадровый менеджмент - составная часть менеджмента, связанная с комплектованием штатов, развитием и социальным обслуживанием работников (менеджмент персонала).

В свою очередь в кадровом менеджменте некоторые авторы предлагают выделять:

• оперативный уровень управления (кадровую работу);

• тактический уровень управления (управление персоналом);

• стратегический уровень управления (управление человеческими ресурсами).

Многие авторы не видят особой разницы между кадровой работой и управлением персоналом. Присоединяясь к ним, мы также будем исходить из идентичности этих терминов. Таким образом, правильнее управленческую деятельность службы персонала разделить на два направления: стратегическое и тактическое (оперативное) управление. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: прогнозирование и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка. Лицами, ответственными за реализацию политики управления персоналом, являются менеджеры и специалисты по персоналу; управление человеческими ресурсами осуществляет высшее руководство.

В литературе нередко управление персоналом определяют как деятельность, способствующую наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей. При таком подходе упускаются из виду объект и субъект деятельности, цели и задачи управления персоналом. Более приемлемым является следующее определение: управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.

С учетом отраслевой специфики управление авиационным персоналом можно определить как комплекс взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер, проводимых администрацией и управленческим персоналом по созданию условий для прибыльного, высококачественного, конкурентоспособного и безаварийного авиационного производства, развития и эффективного использования кадрового потенциала авиапредприятия.

Завершая рассмотрение понятия «управление персоналом», следует подчеркнуть его многозначность. В функциональном отношении под ним подразумевают все задачи и решения, связанные с работой в области кадров (например, отбор и найм кадров, адаптация, стимулирование и мотивация, повышение квалификации персонала и т.д.). В организационном отношении этим понятием охватываются все лица и институты, несущие ответственность за работу с кадрами (например, линейные менеджеры (руководители), отделы кадров, службы социального развития, учебно-авиационные центры и т.д.).

В управленческом мышлении современных российских руководителей формируется признание человека в качестве главной производительной силы. Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленных на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированным и мотивированными работниками, на формирование творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.

Системный подход в обеспечении безопасности полетов и предотвращении авиационных происшествий.

(31) 1.Схема распространения перевозок:

-через свою систему продажи перевозок;

-через агенства возд. Сообщ.;

-через межд. Сист. Продажи пер.

2.Ценообразование:

-методика определения цен на пер-ки;

-ожидаемый уровень рентаб. на вложенные средства.

3. Реклама:

-методы организации плана;

-вел-на ср-в необх. для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж перевозок:

-за счет расширения сетей продаж;

-за счет новых форм привлечения клиентов.

5. Организация обслуживания клиентов после завершения а/пер:

-виды обслуживания и методы их организации;

-вел-на необх для этого финн рес-ов.

6. формирование общ-го мнения общественностью: -разработка методик, позволяющих добиться хорошей репутации своих пер-к и послеперевозочного обсл-я.

Безопасность- состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Приемлемый уровень безопасности полетов отражает те цели (или ожидаемые результаты), которые должны быть достигнуты в области обеспечения безопасности. Указанный уровень является эталоном, в сравнении с которым надзорный орган может оценивать результаты в сфере безопасности полетов.

Безопасность полетов всегда была решающим соображением в всей деятельности авиации. Это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в статье 44 Конвенции о международной ГА (Чикагская конвенция), которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной ГА во всем мире.

При определении потребностей государств в области обеспечения безопасности полетов ИКАО проводит различие между программами обеспечения безопасности полетов и системами управления безопасностью полетов (СУБП):

• Программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

• Система управления безопасностью полетов (СУБП) представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры.

Принимаемая государством программа обеспечения безопасности полетов охватывает нормативные положения и директивы по выполнению безопасных полетов, которые касаются как эксплуатантов воздушных судов, так и сфер предоставления обслуживания воздушного движения (ОВД), деятельности аэропортов и технического обслуживания воздушных судов. Программа обеспечения безопасности полетов может включать положения о самых разнообразных видах деятельности, таких, как представление отчетов об инцидентах, проведение связанных с безопасностью расследований, проверки состояния безопасности полетов, информационное обеспечение безопасности полетов и т. д. Для комплексной реализации таких мер требуется четкая система СУБП.

Поэтому в соответствии с положениями Приложений 6, 11 и 14 государства требуют от всех эксплуатантов, организаций по техническому обслуживанию, сертифицированных эксплуатантов аэродромов внедрения систем СУБП, одобренных государством.

Как минимум, такие СУБП обеспечивают следующее:

a) выявляют фактические и потенциальные угрозы безопасности;

b) гарантируют принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска/опасности;

c) обеспечивают непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полетов.

Обеспечение безопасности полетов и эффективное управление безопасностью полетов являются совместной ответственностью, распространяющейся на широкий спектр организаций и учреждений, включая международные организации, государственные полномочные органы регулирования ГА, владельцев и эксплуатантов ВС, поставщиков аэронавигационного обслуживания, аэродромы, основных изготовителей воздушных судов и силовых установок, организации по техническому обслуживанию, отраслевые объединения и профессиональные ассоциации, а также авиационные учебные учреждения и центры профессиональной подготовки. Кроме того, третьи стороны, обеспечивающие вспомогательное обслуживание авиации, также несут определенную ответственность за обеспечение безопасности полетов.

В целом эти сферы ответственности включают следующее: a) определение политики и стандартов, затрагивающих безопасность полетов; b) выделение ресурсов, необходимых для осуществления контроля факторов риска; c) выявление и оценка угрозы безопасности; d) принятие мер по устранению источников опасности или снижению соответствующего риска до установленного приемлемого уровня; e) использование технических достижений в процессе проектирования и технического обслуживания оборудования; f) проведение проверок состояния безопасности полетов и оценки эффективности программы обеспечения безопасности; g) расследование авиационных происшествий и серьезных инцидентов; h) использование наиболее приемлемой передовой отраслевой практики; i) информационное обеспечение безопасности полетов (включая обмен связанной с безопасностью информацией); j) обновление нормативных положений, регулирующих безопасность гражданской авиации.

В успешных авиационных организациях управление безопасностью полетов является одной из основных производственных функций – аналогично функции управления финансами.

Эффективное управление безопасностью полетов предполагает реалистичный баланс между целями обеспечения безопасности и производственными целями. Таким образом, скоординированный подход, при котором анализируются цели и ресурсы данной организации, помогает добиться того, чтобы решения, касающиеся сферы безопасности полетов, были реалистичными и дополняли эксплуатационные потребности организации. Необходимо признать, что в любой отрасли существуют пределы финансовых и эксплуатационных возможностей. При надлежащем внедрении меры по управлению безопасностью повышают не только уровень безопасности, но и эффективность работы организации.

Системный означает, что меры по управлению безопасностью будут осуществляться по заранее составленному плану и последовательно применяться во всей организации.

Современные подходы к управлению безопасностью сформировались под влиянием роли факторов, способствующих происшествиям и инцидентам. Безопасность невозможно обеспечить только за счет введения правил или директив, касающихся процедур, которым должен следовать эксплуатационный персонал.

Область управления безопасностью охватывает большинство видов деятельности организации. По этой причине управление безопасностью должно начинаться с высшего руководящего состава, а результаты в сфере безопасности должны анализироваться на всех уровнях организации.

Для эффективного управления безопасностью полетов необходим системный подход к разработке политики, процедур и практики в области обеспечения безопасности полетов, позволяющий организации достичь своих целей в этой сфере. Аналогично другим управленческим функциям управление безопасностью полетов требует планирования, организационных мероприятий, налаживания связи и соответствующих директив. Управление безопасностью объединяет различные виды деятельности в единое целое. Для оценки и подтверждения соответствия и эффективности практических мер, предпринимаемых организацией в этой области, требуется контроль за полученными результатами, что замыкает цикл процесса обеспечения безопасности полетов.

Для эффективного управления безопасностью недостаточно лишь создание соответствующей организационной структуры и установления подлежащих выполнению правил и процедур. Для этого требуется реальное обязательство со стороны высшего руководства обеспечивать безопасность. Отношение, решения и методы работы на уровне выработки политики демонстрируют степень приоритетности, которая придается вопросам безопасности. Корпоративное обязательство в сфере обеспечения безопасности начинается с официально объявленных целей и политики организации в этой области, а также с того, считает ли персонал, что вопросы обеспечения безопасности, при определенных обстоятельствах, могут оказаться важнее производственных задач.

Культура безопасности характеризуется двумя аспектами: отношение людей и структура, которые затрагивают как отдельных сотрудников, так и организацию в целом. Культура безопасности предполагает необходимость не только в осознании проблем безопасности, но и в предпринятии адекватных мер по их решению. Культура безопасности связана с такими нематериальными понятиями, как отношение людей и стиль организации. Поэтому ее трудно измерить, особенно когда основным критерием оценки безопасности является отсутствие происшествий и инцидентов. Вместе с тем отношение людей и корпоративный стиль способствуют небезопасным действиям и условиям, которые являются предвестниками происшествий и инцидентов.

Наши рекомендации