Непроизводительные расходы. Учет потерь от брака и простоев

Брак представляет собой непроизводительные затраты производственных ресурсов. Он уменьшает выпуск годной продукции и повышает её себестоимость.

Браком в производстве принято считать продукцию (изделия), полуфабрикаты, узлы, детали и конструкции, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо применяются лишь после дополнительных затрат на устранение имеющихся дефектов.

Требования к качеству продукции возрастают, поэтому перед отделами технического контроля и другими службами предприятия стоит задача по своевременному выявлению, анализу и профилактике брака. В частности, производится работа по предотвращению брака на основе внедрения комплексной системы управления качеством продукции и эффективного использования ресурсов.

В деле эффективной борьбы с браком большое значение имеет правильно организованный учёт потерь, установление причин и виновников. Немаловажная роль отводится его оперативному учёту по местам возникновения, который осуществляет служба отдела технического контроля предприятия.

Во всех остальных случаях выявленный в производстве брак должен быть документально зафиксирован. При выявлении брака работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учёту выработки (нарядах, рапортах, маршрутных листах).

В акте о браке выделяется специальный раздел для калькуляции брака по статьям прямых затрат. Акт выписывается в двух экземплярах и подписывается контролером отдела технического контроля, мастером и начальником участка или цеха. Один экземпляр вместе с бракованной продукцией направляется в кладовую брака, другой в диспетчерское бюро (производственный отдел), а затем в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем предприятия, который принимает решение о порядке списания потерь от брака-- за счёт виновных лиц или за счёт производства.

Большое значение в деле организации учета брака и определения потерь от него по местам возникновения, причин и виновников имеет его классификация.

По характеру выявленных дефектов брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). К исправимому брака относят детали, узлы, изделия, которые могут удовлетворять требованиям стандартов или технических условий после исправления дефектов, если такое исправление технически возможно и экономически целесообразно. Если исправить дефект невозможно или расходы по исправлению будут превышать потери от брака, эти детали, узлы, изделия, работы относят к окончательному браку.

По месту выявления различают внутренний брак, обнаруженный на любом участке производства до отправки потребителю, и внешний - выявленный у потребителя (покупателя) в процессе приёмки или использования.

Кроме того, брак классифицируется по видам, причинам и виновникам его возникновения.

В результате технологических и организационных неполадок возникают простои рабочих, машин и механизмов. Они представляют собой непроизводительную потерю средств и труда в связи с недоиспользованием оборудования и рабочей силы и недополучения по этой причине продукции. Простои увеличивают себестоимость продукции, уменьшают прибыль, наносят ущерб предприятию. Поэтому учёт простоев, анализ их причин и виновников возникновения имеет большое значение в деле выявления резервов роста производительности труда и увеличения выпуска продукции.

Потери от простоев - непроизводительные затраты сырья, материалов, топлива, начисление заработной платы и связанные с расходы в результате незапланированных остановок отдельных станков, цехов или всего производства.

Простои на предприятиях подразделяются на целодневные и внутрисменные и возникают по внешним и внутренним причинам. К внешним относятся простои, вызванной задержкой подачи электроэнергии энергоснабжающими организациями, воды, пара, а также сырья, материалов, топлива и запасных частей поставщиками, внутренние простои возникают по вине самого предприятия вследствие различных производственных и организационных неполадок: несогласованности, нарушения производственной и технологической дисциплины (отсутствие технической документации, несвоевременная выдача заданий, отсутствие или неисправность инструментов и приспособлений). К виновникам простоев относятся: поставщики; отделы и службы предприятия; цеха предприятий; администрация; рабочие.

На предприятии должна разрабатываться номенклатура причин и виновников простоев. Во всех случаях простоев рабочих свыше 15 минут выписывается простойный лист, в котором указываются не только фамилии и табельные номера рабочих, виды и номера простоявших станков, начало, окончание и продолжительность простоя, но и коды его причин и виновников в соответствии с разработанной на предприятиях номенклатурой.

При остановке цеха, участка, отдельного производства или предприятия в целом составляется акт, в котором подробно обосновывается причина, перечисляются все расходы и потери, вызванные простоем.

В потери от простоев включается:

· оплата труда с отчислениями производственных рабочих за время простоя;

· доплата рабочим, используемым на других работах;

· стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, непроизводительно израсходованных в период простоев;

· доля расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.

Такие потери, образовавшиеся по внешним причинам , должны учитываться в составе общехозяйственных расходов, а внутренним - в общепроизводственных расходах по статье "Потери от простоев".

В зависимости от продолжительности простои делятся на внутрисменные и целосменные. Внутрисменные оформляются листком о простое, а в табеле рабочего времени помечаются дополнительно буквой В. Целосменные простои чаще всего вызываются внешними причинами и охватывают рабочих всего участка, цеха. Эти простои в табеле отмечаются буквой П и оформляются выпиской акта с приложением списка рабочих - участников простоя.

Простои могут быть использованными, т.е. на этот период рабочие получают новые задания, назначаются на другую работу. Оформляется работа выпиской нарядов в соответствии с порядком оплаты по сдельным расценкам или с сохранением среднего заработка. В листке о простое указываются номер наряда и проработанное время.

Наши рекомендации