Основные задачи стратегического менеджмента и его базовая модель

Стратегический менеджмент – это процесс, связанный с управлением и длительными сроками, что находится в компетенции владельцев компаний и топ-менеджеров. Для них этот вид деятельности предполагает принятие стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации с учетом множества внутренних и внешних факторов.

Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 важных вопроса:

1. в каком положении предприятие находится в настоящее время?

2. в каком положении оно рассчитывает находиться через 3, 5, 10 лет?

3. каким способом достичь желаемого результата?

Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях: планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегических задач, мотивация на достижение стратегических результатов, контроль за процессом выполнения стратегии.

К числу стратегических решений, например, можно отнести:

· реконструкцию предприятия;

· внедрение новшеств;

· выход на новые рынки сбыта;

· приобретение, слияние предприятий.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:

· инновационный характер;

· направленность на перспективные цели и возможности;

· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

· субъективность оценки;

· необратимость и высокая степень риска.

Стратегический менеджмент базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:

· Научность в сочетании с элементами искусства.

· Целенаправленность стратегического управления.

· Гибкость стратегического управления.

· Единство стратегических планов и программ

· Создание необходимых условий для реализации стратегии.

Обобщением сложного процесса стратегического менеджмента является его модель, состоящая из следующих элементов:

1. анализ внешнего окружения;

2. планирование направлений развития;

3. планирование стратегий;

4. осуществление стратегии.

Каждый из элементов, в свою очередь, это система действий и решений.

В общем виде, процесс стратегического управления фирмой можно описать, используя модель Ансоффа, в которой анализируется изменение окружающей среды, реакция фирмы на такое изменение и затраты, связанные с реакцией фирмы и ущербом от воздействия окружающей среды. Существуют и другие модели.

2. Типы стратегии: корпоративная, деловая, функциональная.

Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегии в компании разрабатываются и реализуются на всех уровнях управления. Существуют следующие типы стратегий:

1. Корпоративная стратегия. Эта стратегия, которая описывает общие направления роста предприятия, развитие его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается.

Корпоративная стратегия предполагает 4 вида действий:

1. Действия по достижению диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии.

2. Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма.

3. Разработка единой, стратегической ориентации подразделений.

4. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные области.

2.Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании). Термином “бизнес-стратегия” обозначают план управления отдельной сферой деятельности компании. Бизнес-стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в одной конкретной сфере деятельности.
Деловая стратегия – обозначает план управления отдельной сферы деятельности компании, эта стратегия обеспечения д/с конкурентных преимуществ хозяйственных подразделений. Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке.
Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
2. Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
3. Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
4. Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.

Функциональная стратегия - стратегия, которая разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии, можно сказать, что компания имеет столько функциональных стратегий сколько у нее функциональных подразделений.
Роль функциональной стратегии:

1.Поддержка общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании.
2.Распределениересурсовотдела.
3. Поиск эффективного поведения, функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Выделяют иногда и оперативную стратегию более узкую и короткую по времени, но она может быть включена в функциональную.

Наши рекомендации