Грязные» деньги: источники, опасности, противодействие легализации
«Грязные» деньги — это доходы, полученные преступным путем в результате функционирования теневой экономики. Под теневой экономикой понимается: во-первых, «неофициальная» экономика, т. е. хозяйственная деятельность, разрешенная законом, но скрываемая в целях ухода от налогообложения; во-вторых, «подпольная» экономика, т. е. криминальная хозяйственная деятельность (производство и сбыт наркотиков, торговля оружием, фальсификация товаров, торговля без лицензии, незаконные валютные операции и т. д.); в-третьих, «фиктивная» экономика, т. е. криминальная неэкономическая деятельность и обусловленные ею доходы (вымогательство, взяточничество, приписки, кражи, грабежи, изготовление и сбыт фальшивых денежных знаков, контрабанда, ложные банкротства, обман и обвес покупателей и т. п.).
Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности, имеет повышенный риск быть связанной с отмыванием «грязных» денег. К таким видам деятельности можно отнести розничную торговлю, общественное питание, торговлю горючим на бензоколонках, игорный бизнес, букмекерские конторы, туристскую деятельность, деятельность, связанную с реализацией предметов искусства и организацией аукционов, и др. Признаками операций, позволяющих полагать, что они могут быть связаны с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма, является, например то, что сделка носит запутанный или необычный характер, она не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Другой пример: сделка на соответствует обычной деятельности организации (например, предприятие общественного питания начинает заниматься покупкой и продажей ценных бумаг). Характерным признаком является и то, что клиент проводит неод-
Раздел VI. Международные финансы
П>ава25. Международное противодействие легализации «грязных» денег... 817
нократные, множественные сделки одинакового характера с очевидной целью — «уход» от дополнительного контроля.
Придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению «грязными» деньгами представляет собой легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Деятельность по легализации «грязных» денег является уголовно наказуемой. Причем уголовному преследованию подвергаются как операции, связанные с легализацией, так и операции, связанные с использованием заведомо «грязных» денег. Главная опасность отмывания «грязных» денег — это вовлечение частных лиц в уголовно наказуемые преступления. Другая опасность — это потеря репутации, разорения и преследования руководства компании, замешанного в противоправных сделках. Возможен захват криминальными деньгами сферы политики и целых секторов экономики или региона в стране. И главное, «грязные» деньги — это источник финансирования экстремистской и террористической деятельности.
Отмывание «грязных» денег проводится в три этапа. Вначале «грязные» деньги внедряются в финансовую систему страны через банковские счета предприятий, имеющих большой оборот наличных денег (казино, рестораны, брокерские компании по скупке ценных бумаг и т. п.). На втором этапе «грязные» деньги перемещаются с помощью многочисленных финансовых операций (покупается и продается товар на заемные средства, полученные под залог грязных денег, не возвращается залог, проводятся фиктивные сделки и т. п.). Таким образом «грязным» деньгам придается легальный вид. И на последнем этапе «грязные» деньги размещаются в высокодоходный легальный бизнес или государственные ценные бумаги.
Проблема отмывания преступных доходов на международном уровне приобрела особую актуальность в течение последнего десятилетия. Чувствуя угрозу своим национальным интересам и осознавая сложность выявления отмытых в международной финансовой системе денег, развитые государства пришли к выводу о необходимости выработки коллективных мер борьбы с этим злом. Как следствие, были созданы ряд специализированных международных организаций.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Forces, FATF, ФАТФ).ФАТФ учреждена семью ведущими индустриальными державами (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) и Европейской комиссией во время Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции Ф. Миттерана. В настоящее время членами ФАТФ являются 31 страна и 2 международные организации. Россия была принята в постоянные члены ФАТФ на Пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г. Стратегия ФАТФ сводится к разработке международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, развитию надежных и эффективных регио-
нальных органов, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ, расширению сотрудничества с соответствующими международными организациями. Штаб-квартира ФАТФ размещается в здании ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в Париже. ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями.
Основными задачами ФАТФ являются выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег, контроль ситуации в странах и организация международных конференций. В феврале 1990 г. ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе и стран с неразвитой финансовой системой, сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с этим злом, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области. В июне 1996 г. эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области отмывания денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг.
Реагируя на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября, ФАТФ на своем внеочередном пленарном заседании в Вашингтоне 29—30 октября 2001 г. приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области предотвращения финансирования терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты (восемь Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма) и утвержден соответствующий План действий. С учетом обобщенного международного опыта в данной сфере ФАТФ в июне 2003 г. приняла новую редакцию упомянутых сорока Рекомендаций. В октябре 2004 г. была принята Девятая специальная рекомендация о контроле за перевозом наличных денежных средств физическими лицами.
ФАТФ предложила государствам общую систему контроля за отмыванием грязных денег на основе процедур самооценки (заполнение подробных бланков и ответы на вопросы во время ежегодного Пленарного заседания ФАТФ) и взаимной оценки (использование всестороннего механизма мониторинга для оценки контрмер и их эффективности). В июне 2000 г. ФАТФ впервые опубликовала черный список стран, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием капиталов. В июне 2002 г. ФАТФ занесла Россию в черный список по 11 из 40 критериев, на основе которых страны относятся к разряду не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием денег. 11 октября 2002 г. после приня-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег...
тия действенных мер по устранению недостатков, отмеченных ФАТФ, Российская Федерация была исключена из черного списка. В октябре 2006 г. из данного списка было исключено последнее государство. В настоящее время оценки проводятся по методике, согласованной ФАТФ с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), при этом по согласованию с международными финансовыми организациями указанный список заморожен, и новые государства в него временно не включаются. Дальнейшие взаимоотношения с такими государствами руководство ФАТФ планирует строить на основе регионального подхода, т. е. контакты с отдельными странами и группами стран будут постепенно переводиться на сотрудничество с организациями, создаваемыми по региональному признаку. ФАТФ способствовала формированию ряда родственных организаций, таких, как Специальная группа финансового действия стран Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, Африканская группа по борьбе с отмыванием денег.
Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки, предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовой системы и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями. ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В частности, в октябре 2006 г. было принято решение о создании новой Рабочей группы по проблемам международного сотрудничества.
Объединенная группа финансовой разведки («Эгмонт»).Для эффективной борьбы с отмыванием денег во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся проблемой отмывания денег. Они получили название подразделений финансовой разведки. Их создание вначале рассматривалось как самостоятельное явление. С 1995 г. подразделения стали работать вместе в неформальной организации, известной как Группа «Эгмонт» (названа так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). Целью Группы стало создание форума подразделений финансовой разведки, предназначенного для оказания поддержки национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развития каналов связи с использованием новых технологий. Группа «Эгмонт» объединяет подразделения финансовой разведки 106 государств и имеет представительства на всех континентах.
На первой учредительной конференции в Брюсселе были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между подразделениями финансовой разведки Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом. На чет-
вертом заседании Группы «Эгмонт» в ноябре 1996 г. в Риме было сформулировано определение понятия «подразделение финансовой разведки», регламентирующее минимальные требования к таким подразделениям. Согласно этому определению подразделение финансовой разведки является «центральной государственной структурой, ответственной за получение (и в рамках закона затребование), анализ и передачу компетентным органам финансовой информации». В июне 1997 г. в Мадриде было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 г. была принята новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.
Подразделение финансовой разведки России (Росфинмониторинг) было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 г. на Девятом пленарном заседании этой Группы и с той поры активно участвует в заседаниях рабочих подгрупп по правовым вопросам, по оперативным вопросам и по привлечению новых членов. Представитель Росфинмониторинга является заместителем председателя рабочей подгруппы по оперативным вопросам. По рекомендации и при активном содействии Росфинмониторинга членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Сербии, Украины и Грузии.
Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ).Российская Федерация является членом МАНИВЭЛ (ранее Комитет имел название Комитет PC-R-EV). Комитет действует по мандату Совета Европы и одновременно является региональной организацией по типу ФАТФ, а потому отчитывается перед ФАТФ по итогам работы. В Комитет входят страны Совета Европы, не являющиеся членами ФАТФ; страны Совета Европы, бывшие членами Комитета, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, также имеют право остаться членами Комитета. В соответствии с положением о Комитете каждая страна представлена в нем тремя экспертами. Одной из основных форм работы Комитета является проведение взаимных оценок стран-участниц на основе Рекомендаций ФАТФ. Российская Федерация прошла три раунда таких оценок (в июне 2000 г., в сентябре 2003 г., в ноябре 2007 г.). С января 2006 г. представитель Российской Федерации является заместителем председателя бюро МАНИВЭЛ.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).Группа была создана 6 октября 2004 г. по инициативе Российской Федерации, поддержанной ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств. ЕАГ является региональной группой по типу ФАТФ. Секретариат ЕАГ расположен в Москве. Государствами — членами ЕАГ являются Белоруссия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Наблюдатели в ЕАГ: Армения, Афганистан, Великобритания, Германия, Гру-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег...
зия, Италия, Молдова, США, Турция, Украина, Франция, Япония, Литва, а также ФАТФ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Исполком СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, Интерпол, Совет Европы (МАНИВЭЛ), ОБСЕ.
Основными задачами ЕАГ являются: 1) содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с учетом особенностей регионов; 2) разработка и проведение совместных мероприятий в пределах компетенции подразделений финансовой разведки; оценка эффективности мер, принимаемых в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма; 3) координация программ сотрудничества с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами; анализ тенденций (типологий) в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма; 4) обмен опытом противодействия таким преступлениям и оказание технического содействия государствам-членам.
Для решения конкретных вопросов в ЕАГ созданы три рабочие группы: Группа по правовым вопросам, Группа по техническому содействию, Группа по типологиям. Утвержден график проведения взаимных оценок государств — членов ЕАГ по соответствию их национальных систем выявления доходов, полученных преступным путем, международным стандартам в данной сфере. В качестве основы для проведения взаимных оценок будет применяется методология ФАТФ. Все ключевые мероприятия ЕАГ (пленарные заседания, заседания рабочих групп, семинары для экспертов-оценщиков, конференции доноров) проходят при активном участии представителей международных организаций и стран-наблюдателей.