Этапы построения комплексной системы управления рисками на предприятии

Определение подразделений, ответственных за организацию функционирования системы управления рисками и выбор организационной модели системы по управлению рисками.

Определение заказчиков процесса управления рисками.

Разработка и реализация комплексной системы управления рисками на всех этапах и по всем направлениям деятельности предприятия согласно процедурам, изложенным в настоящем Положении. Для оперативного управления рисками разработаны регламенты взаимодействия подразделений, участвующих в процессе управления рисками и положение по стимулированию работников предприятия по сокращению внеплановых финансовых потерь.

Сфера регулирования и документы, регулирующие процесс управления рисками

Действие настоящего Положения распространяется на все структурные подразделения предприятия.

Система документов, регулирующих процесс управления рисками, состоит из:

· стандарта предприятия «Комплексная система управления рисками предприятия»;

· приказов Генерального директора предприятия;

· методических рекомендаций соответствующих органов предприятия;

· настоящего Положения.

Основные методологические принципы управления рисками

Основными принципами осуществления процесса управления рисками являются интегрированность, расширенность и непрерывность.

Принцип интегрированности означает:

· взаимодействие предприятия в процессе управления рисками по всем направлениям своей деятельности с вышестоящими организациями.

· координацию процесса управления рисками на предприятии подразделением, ответственным за организацию функционирования системы управления рисками.

Принцип расширенности означает распространение регламентации на управление агрегированным риском, включающим операционные, финансовые, кредитные риски и риски внешней среды.

Принцип непрерывности заключается в реализации на регулярной основе комплекса упорядоченных процедур управления рисками.

Процесс управления рисками

Управление рисками включает следующие этапы:

Идентификация рисков

В процессе идентификации рисков осуществляется выявление наиболее подверженных риску участков бизнес-процессов предприятия, определение факторов риска и неблагоприятных внутренних и внешних событий по отношению к объектам риска предприятия.

Объектами риска предприятия являются его основные финансовые показатели:

· Выручка от продаж;

· Денежный поток;

· Чистая прибыль;

· Внешняя задолженность;

· Вложения в основные средства;

· Капитализация (стоимость) предприятия.

Процедура идентификации рисков выполняется не реже одного раза в полугодие в плановом порядке.

Данные по факторам риска актуализируются в случае возникновения на предприятии новых бизнес-процессов и новых видов риска.

Идентификация рисков осуществляется ответственным подразделением предприятия в непосредственном взаимодействии с руководителями соответствующих процессов.

Идентификация рисков реализуется путем анализа планов и бюджетов, бизнес-планов и инвестиционных программ, балансов, отчетов о прибылях и убытках предприятия, а также другой дополнительной информации, предоставленной руководителями процессов.

Процедура идентификации рисков выполняется по следующему алгоритму:

§ Шаг 1. Выбор объекта риска, для которого производится процедура идентификации рисков (например, выручка от продаж).

§ Шаг 2. Анализируемый объект разбивается на составляющие элементы на основании бюджетов, бизнес-планов, балансов, отчетов о прибылях и убытках и прочей документации.

§ Шаг 3. Для каждой составляющей объекта риска определяются формирующие её параметры, являющиеся факторами риска для анализируемого объекта.

§ Шаг 4. Для каждого фактора риска составляется перечень событий, в результате реализации которых может произойти изменение значения этого фактора.

§ Шаг 5. Полученный перечень факторов риска и событий структурируется в виде таблицы – Спектра риска (Приложение 1).

В таблице по горизонтали приведен перечень событий, влияющих на значения факторов риска, а по вертикали представлены факторы риска, соответствующие определенному объекту.

Ответственное подразделение осуществляет идентификацию рисков, используя алгоритм и консолидируют результаты анализа в форме спектра рисков.

Спектр рисков направляется ответственным подразделением предприятия в подразделение, ответственное за организацию функционирования системы управления рисками на предприятии.

Ответственное подразделение предприятия несёт ответственность за сбор, своевременное предоставление и полноту информации, содержащуюся в спектре рисков.

На основе полученной информации финансовый директор осуществляет оценку рисков (с учетом их вероятностей и размера неблагоприятного воздействия) и организует разработку Паспорта рисков предприятия (Приложение 4).

Финансовый директор периодически (не реже одного раза в полгода) информирует Генерального директора предприятия о состоянии Паспорта рисков и Спектра рисков предприятия.

Оценка рисков

Целью оценки рисков является количественный расчет возможных отклонений (и их вероятностей) объектов риска от плановых (бюджетных) значений вследствие воздействия факторов риска.

Оценка рисков осуществляется ответственным подразделением с использованием аналитических и имитационных моделей, методов обработки экспертных оценок и т.д.

Для получения необходимой информации финансовый директор может направить в адрес ответственного подразделения предприятия соответствующий риск-запрос. Риск-запрос содержит перечень необходимых статистических данных по факторам риска с указанием сроков сбора информации.

Ответственное подразделение предприятия несёт ответственность за сбор, своевременное предоставление и полноту информации, требуемой в запросе.

Результаты оценки рисков предоставляются финансовому директору в виде риск-отчетов (форма риск-отчета приведена в Приложении 2).

Период времени, на который осуществляется оценка рисков, определяет подразделение экономической безопасности. Риск-отчеты предоставляются ежеквартально.

Оценка финансовых рисков (валютных, процентных рисков и риска ликвидности) осуществляется на основе сценарного моделирования стоимости объектов рисков с использованием функциональной зависимости стоимости объектов рисков от значений факторов риска (рыночных процентных ставок, валютных курсов, цен на услуги предприятия, котировок ценных бумаг). Результатом оценки являются возможные отклонения стоимости объекта риска предприятия от планируемого (бюджетного) значения.

Оценка кредитных рисков отдельных заемщиков и кредитного портфеля предприятия осуществляется с учетом количественных факторов кредитоспособности и информации качественного характера. Прогнозируются изменения кредитного качества заемщиков и связанные с ними риски несвоевременного и неполного погашения обязательств перед предприятием с целью расчета возможных потерь по всем операциям прямого и косвенного кредитования.

Оценка риска ликвидности предусматривает прогнозирование неблагоприятного воздействия факторов риска (процентных ставок, валютного курса, темпов инфляции, цен на услуги предприятия, потери ключевых партнеров, концентрации коммерческой и финансовой деятельности на одном рынке или небольшом числе партнеров, эффективности системы бюджетирования, эффективности системы управления ликвидностью, точности кассового планирования и др.) на ликвидность предприятия. Результатом оценки риска ликвидности является прогнозирование возможных разрывов ликвидности, т.е. ситуаций, когда предприятие неспособно мобилизовать финансовые ресурсы на приемлемых условиях с целью обеспечения выполнения своих обязательств вследствие несбалансированной структуры активов и пассивов.

Оценка деловых рисков осуществляется на основе прогнозирования изменения стоимости объектов рисков от значений факторов риска (прогнозируемой клиентской базы, объема потребления услуг предприятия).

Финансовый директор периодически проводит стресс-тестинг и бэк-тестинг используемых расчетных моделей.

Риски внешней среды прогнозируются в части политических и налоговых рисков.

· Прогнозируются риски, генерируемые политической средой, в т.ч. риски, присущие внутренней политической системе Российской Федерации, а также риски, связанные с международными событиями.

· Результатом оценки политических рисков является количественная оценка возможных изменений значений объектов риска вследствие реализации политических событий.

· При прогнозе налоговых рисков рассматриваются возможные изменения экономи­ческой и политической ситуации в Российской Федерации и в странах, принимаю­щих инвестиции предприятия, которые могут привести к усилению налоговой нагрузки, изменению таможенных пошлин, введению административных барьеров и предъявлению санкций со стороны налоговых органов.

Оценка операционных рисков включает прогнозирование рисков организационной структуры, производственных рисков, коммерческих рисков, техногенных рисков и рисков персонала.

· Прогнозирование риска организационной структуры осуществляется путем построения таблицы проекций целей предприятия на ее организационную структуру, анализа соответствия целей структурных подразделений и высшего руководства стратегическим целям предприятия.

· Производственный риск возникает из-за основных причин, к которым относятся:

Ø снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

Ø снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

Ø увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

Ø рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

Ø низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

Ø физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

· Коммерческий риск возникает из-за следующих основных причин:

Ø снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

Ø повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

Ø непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

Ø потери товара;

Ø потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

Ø повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

· Прогнозирование техногенных рисков основано на изучении группой экспертов условий эксплуатации, надежности, избыточной нагрузки основных средств. В рамках экспертного прогнозирования техногенных рисков рассчитываются вероятности возникновения каждой из аварийных ситуаций, сценарии ее развития и масштабы ущерба для каждого из сценариев.

· Прогнозирование рисков персонала осуществляется при помощи показателей, отражающих эффективность работы предприятия и отдельных его сотрудников.

Управление риском

Финансовый директор и ответственное подразделение предприятия разрабатывают несколько вариантов стратегий по управлению рисками.

Для каждой стратегии рассчитываются стоимость мероприятий по управлению рисками и экономический эффект, который отражает величину снижения прогнозируемого уровня риска.

Варианты стратегии утверждаются Генеральным директором предприятия.

Утвержденные мероприятия по управлению рисками включаются в планы финансирования и утверждаются в финансово-хозяйственном плане предприятия в установленном порядке. Финансовый директор организует работу предприятия по выполнению принятого решения.

Управление рисками осуществляется на основе двустороннего и дифференцированного подходов.

Двусторонний подход к управлению рисками предусматривает:

· воздействие на объекты риска с целью снижения их чувствительности к факторам рисков посредством ограничения концентрации, диверсификации, хеджирования, резервирования, страхования и осуществления организационно-технологических мероприятий;

· воздействие на факторы риска с целью снижения вероятности их неблагоприятного изменения посредством давления на рынок, формирования долгосрочного спроса, лоббирования интересов предприятия.

Воздействие на объекты и факторы рисков на стадии управления осуществляется для рисков, вероятность наступления и масштаб потерь от которых спрогнозирован.

Принцип дифференцированного подхода к управлению рисками реализуется в выборе способов управления в зависимости от вида риска.

Выбор способов управления рисками осуществляется финансовым директором и ответственными подразделениями под методическим руководством подразделения экономической безопасности.

Управление финансовыми рисками осуществляется с использованием следующих мер:

· ограничения концентрации рисков на основе определения и ежегодного пересмотра лимитов на проведение различных финансовых операций;

· резервирование с использованием внутренних ресурсов предприятия;

· хеджирования при помощи производных финансовых инструментов, имеющих отрицательную корреляцию с факторами риска.

Управление финансовыми рисками осуществляется финансовым директором предприятия.

Управление кредитными рисками осуществляется путем:

· ограничения концентрации через установление обоснованных лимитов на кредитование отдельных заемщиков и риск кредитного портфеля в целом;

· воздействия на контрагентов через процедуры судебного урегулирования.

Управление кредитными рисками осуществляется финансовым директором предприятия.

Управление риском ликвидности осуществляется на основе:

· управления текущими операциями предприятия с целью поддержания требуемой структуры оборотных средств;

· управление структурой долгосрочного капитала посредством регулирования параметров политики финансирования предприятия.

Управление риском ликвидности осуществляется финансовым директором предприятия.

Управление операционными рисками реализуется в части рисков организационной структуры, производственных рисков, коммерческих рисков, техногенных рисков и рисков персонала.

· Управление рисками организационной структуры включает устранение дублирования функций подразделений, заполнение функционального вакуума, оптимизацию затрат на организационную структуру, повышение эффективности организационной структуры и обеспечение ее соответствия стратегическим целям и задачам предприятия.

Управление рисками организационной структуры осуществляется ответственным подразделением предприятия во взаимодействии с руководителями соответствующих процессов и координируется финансовым директором предприятия.

· Управление производственными рисками осуществляется с учётом того обстоятельства, что эти риски, как правило, носят характер агрегированного риска.

Управление производственными рисками осуществляется ответственным подразделением предприятия во взаимодействии с руководителями соответствующих процессов и координируется директором по производству.

· Управление коммерческим рискомпроизводится по нескольким сегментам этого риска, а именно:

o риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

o риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

o риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

o риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

o риск форс-мажорных обстоятельств.

Управление коммерческим риском осуществляется ответственным подразделением предприятия во взаимодействии с руководителями соответствующих процессов и координируется исполнительным директором предприятия.

· Выбор оптимального соотношения методов управления техногенными рисками (обучение технического персонала, расширение мощностей и проч.) осуществляется с учетом стоимости их реализации, экономической эффективности (снижение ожидаемого ущерба имуществу и травматизма персонала). Управление техногенными рисками осуществляется ответственным подразделением предприятия во взаимодействии с руководителями соответствующих процессов и координируетсятехническим директором предприятия.

· Управление рисками персонала предусматривает управление мотивацией персонала предприятия, обучение персонала, создание систем поддержки принятия решений с целью снижения уровня ошибок в действиях персонала.

Управление рисками персонала осуществляется ответственным подразделением предприятия во взаимодействии с руководителями соответствующих процессов и координируется директором по управлению персоналом.

Управление рисками внешней среды реализуется путем диверсификации активов предприятия и оценки политических рисков. Управление рисками внешней среды осуществляется Генеральным директором предприятия.

Оценку агрегированного риска с учетом корреляции различных факторов риска осуществляет финансовый директор предприятия.

Мониторинг и контроль

Контроль рисков направлен на информирование Генерального директора, соответствующих органов предприятия о состоянии Паспорта рисков и оценках возможных отклонений стоимости объектов риска предприятия по сравнению с плановыми (бюджетными) значениями.

Мониторинг процесса управления рисками направлен:

· на проверку реализаций управленческих решений по управлению рисками;

· на достижение регулярности всего процесса управления рисками;

· на наблюдение за событиями и факторами риска (выявленными в п. 7.1.7), которые способны оказать существенное влияние на стоимость объектов риска;

· своевременное информирование подразделения экономической безопасности о возможности наступления неблагоприятных событий для предприятия.

Наши рекомендации