Тема 49. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)

(1 час)

Вопросы для изучения

1. Понятие и сфера применения договора комплексной предпри­нимательской лицензии (франчайзинга).

2. Стороны, предмет и форма договора франчайзинга.

3. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга.

Нормативные правовые акты

ГК Республики Беларусь.

Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права про­мышленной собственности и договоров комплексной предпринима­тельской лицензии (франчайзинга): утв. постановлением Государствен­ного комитета по науке и технологиям Респ. Беларусь от 15 апр. 2009 г. № 6.

О патентах на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы: Закон Респ. Беларусь от 16 дек. 2002 г. № 160-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2010.

О противодействии монополистической деятельности и раз­витии конкуренции: Закон Респ. Беларусь от 12 дек. 2013 г. № 94-З.

О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собствен­ности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 23.07.2010.

О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Респ. Бела­русь от 5 февр. 1993 г. № 2181-Х11.

Парижская конвенция но охране промышленной собственно­сти, Париж, 20 марта 1883 г.: с изм. от 02.10.1979: признана обяза­тельной постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 11 мар­та 1993 г. № 141.

Дополнительная литература

Беляева, Е.Н. Франчайзинг (комплексная предпринимательская лицензия). Понятие, права и обязанности / Е.Н. Беляева, Б.Е. Кубря-ков, М.Г. Доронин // Наука и инновации. - 2005. - № 6. - С. 30-33.

Беляева, Т.А. Договор франчайзинга: проблемы и коллизии в законодательстве / Т.А. Беляева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

Грушецкий, Ю.К. Особенности договора франчайзинга на со­временном этапе развития экономики / Ю.К. Грушецкий // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

Земляков, Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 142 с.

Корзун, В. Франчайзинг: сущность, проблемы, правовое ре­гулирование / В. Корзун // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2004. - № 4. С. 17-19.

Корзун, В.Б. Специфика и возможности использования опыта Европейского союза в сфере правового регулирования франчайзинга / В.Б. Корзун // Промышленно-торговое право. - 2005. - № 4. - С. 15-18.

Латышев, И. Белорусский франчайзинг: путь от теории к прак­тике / И. Латышев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

Латышев, И. Франчайзинг в Беларуси / И. Латышев // Бюлле­тень нормативно-правовой информации. - 2004. - № 8. — С. 29-37.

Миловзорова, Ю.С. Континуальный подход к новым договор­ным отношениям: франчайзинг / Ю.С. Миловзорова // Юстиция Бе­ларуси. - 2005. - № 1. - С. 36.

Миловзорова, Ю.С. Франчайзинг: новое законодательство -решение старых проблем? / Ю.С. Миловзорова // Право Беларуси. 2005. --№ 1. С. 85-87.

Миловзорова, Ю. С. Исторические аспекты развития пред­принимательской деятельности в США, КНР, странах Европы - опыт для России и Беларуси / Ю.С. Миловзорова // Вестник молодежного научного общества. - 2001. - № 4. - С. 67-70.

Подгруша, В. Франчайзинг: правовая природа, особенности правового регулирования / В. 11одгруша // Консультант Плюс: Бела­русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

Сокол, С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Бела­русь / С.Ф. Сокол, Ю.С. Миловзорова. - Минск: БИП-С, 2006. – 128.

Табастаева, Ю. Франчайзинг в России: правовое регулиро­вание и актуальная судебная практика / Ю. Табастаева, П. Штаубер // Хозяйство и право. - 2007. - № 7. - С. 26-40.

Тоскип, Р.Е. Соотношение понятий «коммерческая концес­сия» и «франчайзинг» / Р.Б. Тоскин // Закон и право. 2008. № 9. -С. 104-107.

Турейко, В. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси / В. Турейко // БанкауЧж1 веснтк. - 2007. - № 7. - С. 17-20.

Функ, Я. Постатейный комментарий к Гражданскому кодек­су Республики Беларусь. Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Гла­ва 53. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) / Я. Функ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Элек­тронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

Функ, Я. Франчайзинг, или Как купить брэнд/ Я. Функ // Экспорт и импорт. - 2005. - № 5. - С. 84-86.

Функ, Я.И. Договор комплексной предпринимательской ли­цензии (франчайзинг) / Я.И. Функ // Промышленно-торговое пра­во.-2004.-№ 4. - С. 19-21.

Задачи

1.В соответствии с условиями договора комплексной предприни­мательской лицензии (франчайзинга), заключенному между ООО «Т» (пользователь) и ОАО «Д» (правообладатель), пользователь получил право использовать фирменное наименование, товарный знак ОАО при реализации хлебобулочных изделий (на вывеске, упаковочном мате­риале), ему также была передана технология изготовления.

Через некоторое время ООО «Т» для удешевления производства хлебобулочных изделий сократило количество ингредиентов, добав­ляемых при их изготовлении. В результате объемы реализации хле­бобулочных изделий, реализуемых под товарным знаком ОАО «Д», значительно упали на территории всей страны.

ОЛО «Д» обратилось в хозяйственный суд с иском к ООО «Т» о возмещении причиненных убытков.

Какое решение должен вынести суд?

2. Белорусский ИП Беляев (пользователь) заключил договор ком­плексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) с американс­кой корпорацией «Сеть рыбных магазинов «Фиш & фиш» (правооблада­тель) через ее постоянное представительство в Республике Беларусь.

По условиям договора пользователь получил право использо­вать деловую репутацию и товарный знак корпорации при реализа­ции рыбных продуктов на территории Минской области и г. Минска. В договоре было закреплено, что права и обязанности сторон определяются по белорусскому праву.

ИП Беляев обратился в государственное учреждение «Нацио­нальный центр интеллектуальной собственности» для регистрации договора франчайзинга.

Работник Национального цента интеллектуальной собственно­сти отказал в регистрации договора, обосновав отказ тем, что в со­ответствии с белорусским законодательством пользователем по до­говору франчайзинга может быть только коммерческая организация, в лицензионный комплекс, предоставляемый правообладателю, обя­зательно должно входить право использования фирменного наиме­нования правообладателя.

Кроме того, Беляеву пояснили, что стороны не предусмотрели в договоре условий о передаче пользователю документации и инфор­мации, а также консультировании пользователя по вопросам осуще­ствления прав, предоставленных ему по договору франчайзинга, не было в договоре предусмотрена и обязанность правообладателя по выдаче лицензии на товарный знак «Фиш & фиш», а следовательно, стороны не согласовали всех существенных условий договора фран­чайзинга, поэтому договор считается незаключенным.

Также работник Национального цента интеллектуальной соб­ственности сообщил Беляеву, что не смог бы зарегистрировать до­говор о передаче права пользования товарным знаком «Фиш & фиш» в Госудг1рственном реестре лицензионных договоров, договоров ус­тупки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной соб­ственности Республики Беларусь, так как такой товарный знак не зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь, а соответственно, не под­лежит правовой охране на территории Республики Беларусь.

Проанализируйте доводы работника Национального цента ин­теллектуальной собственности. Какие условия договора комплекс­ной предпринимательской лицензии (франчайзинга) являются суще­ственными и кто может выступать сторонами такого договора?

3. Между российским ООО «ВИВАТ» и белорусским ОДО «Оранник» был заключен договор комплексной предпринимательской лицен­зии (франчайзинг) сроком на пять лет. По договору российская органи­зация передала белорусской организации комплекс исключительных прав, в том числе технологию пошива нижнего белья. По истечении срока действия договора ОДО «Странник» обратился к ООО «ВИВАТ» с предложением продлить договор, в чем ему было отказано.

Через полгода директор ОДО «Странник» узнал, что аналогич­ный договор франчайзинга ООО «ВИВАТ» заключило с другой бе­лорусской фирмой - ЧУ11 «Вещи». Директор ОДО «Странник» об­ратился в хозяйственный суд с требованием о переводе на ОДО «Странник» прав и обязанностей пользователя по договору фран­чайзинга, заключенному ООО «ВИВАТ» с ЧУП «Вещи».

Какое решение должен вынести хозяйственный суд?

4. По договору, заключенному между ООО «Орел» и ОДО «Зверь», ООО передало ОДО комплекс исключительных нрав, ОДО получи­ло право использовать фирменное наименование, деловую репута­цию ООО и товарный знак при реализации меховых и кожаных из­делий (срок действия договора - три года). Кроме того, графиком развития франчайзинговой сети, содержащимся в договоре, было предусмотрено право ОДО заключить пять договоров комплексной предпринимательской сублицензии.

Через шесть месяцев ОДО заключило договор субфранчайзин­га с ЧУП «Ромб». Через год ОДО было ликвидировано по решению хозяйственного суда.

Сохраняет ли силу договор субфранчайзинга в данной ситуации?

Задание

Назовите отличия договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) от договоров аренды, доверительного уп­равления имуществом, комиссии, поручения, простого товарищества.

Темы рефератов

1. История становления института франчайзинга в Республике Беларусь.

2. Виды франчайзинга.

3. Договор комплексной предпринимательской лицензии (фран­чайзинг) и требования антимонопольного законодательства Респуб­лики Беларусь.

4. Правовое регулирование франчайзинга в зарубежных странах.

5. Договор комплексной предпринимательской лицензии (фран­чайзинг) в международных отношениях.

практическое занятие 40

Наши рекомендации