Тема 10. Назначение, перерасчет. Валори­зация, индексация, корректировка. Выплата и доставка пенсий. От­ветственность. Разрешение споров

Вопросы к семинару

1. Порядок назначения, перерасчета, валоризации, корректировки и выплаты пенсий. Индексация пенсий.

2. Сроки, с которых назначается пенсия либо изменяется ее размер. День обращения за пенсией.

3. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии.

4. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.

5. Сроки выплаты и доставки пенсии.

6. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ.

7. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии.

8. Удержания из трудовой пенсии.

9. Разрешение споров по пенсионным вопросам.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо отметить, что трудовые и государственные пенсии, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении, назначаются и выплачиваются территориальными органами ПФР.

Процедуры обращения за трудовой пенсией и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения таких обращений, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую установлены Правилами, утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в ред. от 28 апреля 2010 г.).

Граждане вправе обратиться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, подав заявление о назначении пенсии (самостоятельно либо через представителя) в территориальный орган ПФР по месту жительства или месту пребывания. Обращение за установлением пенсии с 1 января 2011 г. может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы, необходимые для установления и выплаты пенсии, по выбору физического или юридического лица могут быть представлены на бумажных носителях либо в форме электронных документов.

По общему правилу, все пенсии назначаются со дня обращения. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Вместе с тем, существуют исключения, когда пенсия может быть назначена с более раннего срока, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

Так, трудовая пенсия согласно п. 4 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях назначается:

1) по старости – со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) по инвалидности – со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за пенсией.

С 1 января 2010 г. введена валоризация (повышение) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., определенного в соответствии с п. 2 и 3 ст. 30.1 указанного Закона.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении конвертации пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественное полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Особое внимание надо уделить изучению порядка индексации пенсий.

Так, индексация трудовых пенсий предусмотрена ст. 17 Закона о трудовых пенсиях в РФ (п. 6-7).

Размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер) индексируются в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, т.е. с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие – один раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась квартальная индексация;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производились квартальные или полугодовая индексация;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера определяются Правительством РФ.

Правила индексации государственных пенсий закреплены Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 25):

- пенсии федеральных государственных гражданских служащих – при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих индексируется в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 14, 21 Закона о государственном пенсионном обеспечении);

- пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г.;

- социальные пенсии – индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ;

- пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава индексируются одновременно с индексацией размера социальных пенсий;

- пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей индексируются в случае повышения денежного довольствия (заработка), получаемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством РФ, исходя из размера повышенного денежного довольствия (заработка) с даты, с которой произошло повышение указанного денежного довольствия (заработка). В случае если повышение денежного довольствия (заработка) в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила перерасчета трудовых пенсий предусмотрены ст. 17 Закона о трудовых пенсиях в РФ. Ряд специалистов считает, что «собственно перерасчет размера трудовой пенсии предусматривает специфический набор расчетных действий по определению нового значения размера пенсии. Именно это обстоятельство и позволяет нам использовать термин «перерасчет размера трудовой пенсии» не только в видовом, но и в родовом качестве, т.е. для обозначения всего процессуального действия по изменению размера трудовой пенсии, установленного при ее назначении. Можно выделить три разновидности перерасчета размера трудовой пенсии: собственно перерасчет, корректировка размера пенсии, индексация». В целом модно согласиться с такой позицией, однако законодатель все-таки использует различные обозначения для каждой из указанных процедур.

Перерасчет размера трудовой пенсии производится в случаях: а) достижения пенсионером возраста 80 лет; б) изменения группы инвалидности; в) изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца; г) приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях; д) приобретения страхового стажа, дающего право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях; е) в других случаях, предусмотренных Законом.

Законом предусмотрена также корректировка размера трудовой пенсии, которая не требует какого-либо согласия со стороны пенсионера и производится по инициативе пенсионного органа.

Корректировке подлежат размеры страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с 1 августа каждого года в порядке, предусмотренном ст. 17.1 и 17.2 Закона о трудовых пенсиях в РФ, по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет ПФ, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете и предыдущей корректировке.

Выплата пенсий, назначенных по Закону о трудовых пенсиях и Закону о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих), производится в соответствии с нормами названных Законов и Правилами, утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 16 февраля 2004 г. №15п/18.

Под выплатой пенсии понимается ежемесячное перечисление территориальным органом ПФР начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей ее доставку.

При изучении темы необходимо также определить органы, уполномоченные осуществлять защиту права граждан на пенсионное обеспечение, а также правовые способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию.

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным спором следует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

Пенсионное законодательство содержит нормы, прямо предусматривающие возможность защиты нарушенного права гражданина путем обращения в вышестоящий компетентный орган с жалобой на его решения либо в суд.

Выделяются административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию. Причем обращение гражданина с жалобой в административном порядке не препятствует последующей передаче спора в суд. Гражданин может также сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

Ситуационные задачи

№1

Лошакову в возрасте 12 лет была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца. После окончания школы он поступил на очное отделение университета. После окончания школы он поступил на очное отделение университета. Проучившись один курс, он перевелся на вечернее отделение этого вуза, продолжая получать пенсию.

Через два года после этого представитель пенсионного органа выявил факт получения Лошаковым назначенной пенсии.

Может ли Лошаков быть привлечен к какой-либо ответственности? Какой вид санкции по отношению к нему может применить пенсионный орган?

№2

Фирма занижала фонд оплаты труда, в связи с чем не полностью начисляла страховые взносы. Узнав, что в ближайшее время предстоит проверка, бухгалтерия в срочном порядке сделала дополнительные начисления с учетом реальной суммы оплаты труда. Прибывший для проверки работник Фонда социального страхования РФ, несмотря на произведенную бухгалтерией фирмы операцию, сказал, что за данное нарушение будет наложен штраф в размере суммы недоимки и начислена пеня на ту сумму взносов, которая своевременно не была уплачена.

Правильны ли данные разъяснения?

Могут ли быть взысканы эти суммы в бесспорном порядке?

№3

Кубышкин, индивидуальный предприниматель, 1 июня принял на работу Бубликова по трудовому договору. Страховые взносы за него стал перечислять только с 1 сентября текущего года, мотивируя это тем, что у Бубликова три месяца был испытательный срок.

Допустил ли Кубышкин какое-либо нарушение действующего законодательства об обязательном социальном страховании? Если нарушил, то какой вид ответственности он может нести?

№4

При проверке своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выяснилось, что в организации систематически занижался фонд оплаты труда, в связи с чем не полностью вносились платежи.

Какие санкции следует применить к правонарушителю?

№5

В каких случаях может быть установлена пеня за нарушение сроков уплаты страховых взносов физическими лицами, применяющими труд работников? В каком порядке производится начисление пени?

№6

Страхователю в связи с отсутствием средств на расчетном счете по его заявлению была предоставлена отсрочка погашения задолженности по страховым взносам сроком на три месяца. Однако страхователь по истечении этого срока не погасил задолженность.

Какие меры могут быть применены к нему, и за какой период страхователю надлежит выплатить пеню за просрочку платежей?

Контрольные вопросы

1. Расскажите, в каких случаях производятся перерасчеты трудовых пенсий.

2. Когда и как осуществляется индексация трудовых пенсий.

3. В каких случаях производится корректировка трудовых пенсий?

4. Расскажите, что такое валоризация пенсий.

5. Расскажите, с какой целью осуществляется оценка (конвертация) пенсионных прав граждан.

6. Какие существуют правила оценки пенсионных прав граждан?

7. Как определяется пенсионный капитал при назначении трудовых пенсий?

8. Назовите сроки, с которых назначается пенсия.

9. В чем различие в сроках изменения размера пенсии?

10. Какой установлен порядок назначения и выплаты пенсий?

11. Какими органами осуществляется выплата пенсий?

12. Назовите, что собой представляет валоризация трудовых пенсий.

13. Какие варианты исчисления пенсионного капитала при конвертизации пенсионных прав установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»?

Литература

1. Захаров М. Я. Право социального обеспечения России : учебник / М. Я. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М. : Волтерс Клувер, 2004. – 608 с.

2. Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М. : Юстицинформ, 2009. — 656 с.

3. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. — 3-е изд., перераб. и доп. / Е. Е. Мачульская. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 587 с.

4. Гусов К. Н. Право социального обеспечения : учебник / К. Н. Гусов. – М. : Проспект, 2012. – 640 с.

5. Григорьев И. В. Право социального обеспечения : краткий курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. / И. В. Григорьев. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 211 с.

6. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России : практикум / Э. Г. Тучкова. – М. : Проспект, 2012. – 192 с.

7. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В. П. Галаганов. – М. : КноРус, 2010. – 511 с.

Нормативные источники

1. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920 (с последующими изменениями).

2. Закон РФ от 12.02.19993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №9. Ст. 328 (с последующими изменениями).

3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4832 (с последующими изменениями).

4. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст.4831. (с последующими изменениями).

5. Федеральный закон от 09.05.2005 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета. 2005. 13 мая. № 100. (с последующими изменениями).

6. Федеральный закон от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву» // СЗ РФ. 2005. № 13. Ст. 1076. (с последующими изменениями).

7. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028 (с последующими изменениями).

8. Федеральный закон от 29.11.2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // СЗ РФ. 2003. №48. Ст. 4587 (с последующими изменениями).

9. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401 (с последующими изменениями).

10. Федеральный закон от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 998. (с последующими изменениями).

11. Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»//Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.1991.№ 21. Ст. 699 (с последующими изменениями).

12. Указ Президента РФ от 24.06.2002 г. № 648 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.

13. Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6371.

14. Указ Президента РФ от 07.08.1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №40. Ст. 3741.

15. Указ Президента РФ от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1993. № 40. Ст. 3741.

16. Указ Президента РФ от 17.12.2002 г. № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. № 19. Ст. 1582.

17. Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273 «Об утверждении списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.

18. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753.

19. Постановление Правительства РФ от 18.10.2003 г. № 634 «Об утверждении форм публикуемой федеральной службой по финансовым рынкам отчетности о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования» // СЗ РФ. 2003. № 43. Ст. 4242.

20. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 942 «О Порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» // СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 2000.

21. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2872.

22. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

23. Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 38. Ст. 3661.

24. Постановление Минтруда РФ от 27.02.2002 г. № 16, ПФ РФ от 27.02.2002 г. № 19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // БНА РФ. 2002. №26.

25. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.

26. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 г. № 277-0 по запросу Междуреченского городского суда Кемеровской области о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Наши рекомендации