Право на секрет производства (ноу-хау)

1. Определение. Право на профессиональные секреты - это право обладателя профессиональных секретов на охрану их конфиденциальности.

2. Объекты.Профессиональным секретом признаются предназначенные для профессиональной деятельности граждан и юридических лиц сведения любого характера (технические, экономические, организационные и другие), к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которых принимает меры к охране их конфиденциальности.

Сведения, способные к правовой охране как изобретения, но не зарегистрированные в этом качестве, признаются профессиональным секретом, если они отвечают указанным требованиям.

3. Субъекты. Создателем профессионального секрета может быть любое физическое лицо. Обладателем профессионального секрета может быть его создатель или другое лицо, получившее этот секрет у его создателя, другого обладателя по договору или в связи с правопреемством.

Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей профессионального секрета обладателем того же секрета, приобретает самостоятельное исключительное право на этот профессиональный секрет.

4. Содержание. При возникновении и осуществлении права интеллектуальной собственности на профессиональный секрет не требуется регистрации такого секрета или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Обладателю профессионального секрета принадлежит исключительное право использовать его в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, если только это право в силу договора или закона не перешло к другому лицу.

Никто не вправе использовать профессиональный секрет без согласия его обладателя, кроме случаев, предусмотренных законом.

Использованием профессионального секрета считается его применение в производственных, технических, экономических, организационных и других целях, в частности:

- в изготовляемых изделиях;

- при изготовлении изделий;

- при реализации экономических и организационных решений.

5. Срок действия. Право на профессиональный секрет действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность составляющих его содержание сведений. Если профессиональный секрет стал по каким-либо причинам общедоступным, исключительное право на него прекращается у всех правообладателей.

133. Право на фирменное наименование и коммерческое обозначение.

1. Определение. Право на фирменное наименование -это право коммерческой организации выступать в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, не допуская использования другим лицом наименования, тождественного своему фирменному наименованию.

Право на иные коммерческие обозначения - это право обладателя на обозначения, используемые им в своей деятельности, в том числе для индивидуализации принадлежащих ему торговых, промышленных и других предприятий.

2. Субъектом фирменного наименования является юридическое лицо в форме коммерческой организации. Субъектом права на иные коммерческие обозначения может быть любое юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель.

3. Объекты. Фирменным признается наименование, которое определяется в учредительных документах правообладателя и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации правообладателя. В фирменное наименование включаются указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять из слов, обозначающих только род деятельности.

Иные коммерческие обозначения - обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие включению в учредительные документы и государственный реестр. Для индивидуализации одного предприятия может использоваться только одно коммерческое обозначение.

Иное коммерческое обозначение может включать фирменное наименование правообладателя либо отдельные его элементы. При этом исключительное право на коммерческое обозначение возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.Фирменное наименование или иное коммерческое обозначение может быть использовано в принадлежащем правообладателю товарном знаке. Фирменное наименование или иное коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

4. Содержание. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Лицо имеет исключительное право на используемое им коммерческое обозначение, не являющееся фирменным наименованием, если употребление этим лицом такого обозначения общеизвестно. Не может быть использовано в качестве такого коммерческого обозначения наименование, способное ввести в заблуждение относительно его принадлежности определенному лицу, в частности, наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием, иным защищенным исключительным правом коммерческим обозначением или товарным знаком другого лица.

Никто не вправе без разрешения правообладателя использовать его фирменное наименование или иное защищенное исключительным правом коммерческое обозначение на вывесках, в бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке.

Передача права на фирменное наименование юридического лица другим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Обладатель права на иное коммерческое обозначение может передать это право другому лицу по договору. Однако если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации принадлежащего ему предприятия, оно может быть передано только вместе с этим предприятием.

Обладатель права на фирменное наименование или иное коммерческое обозначение может предоставить другому лицу право использовать свое фирменное наименование или иное коммерческое обозначение (выдать простую лицензию) в порядке и на условиях, предусмотренных договором коммерческой концессии.

Обладатель права на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, может также предоставить другому лицу право использовать такое коммерческое обозначение в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия.

5. Срок действия. Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица и прекращается с момента исключения фирменного наименования из государственного реестра в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Исключительное право на иное коммерческое обозначение возникает с момента наступления условий его способности к правовой охране и прекращается в случае, если правообладатель не использует его в течение одного года.

Наши рекомендации