Необходимость лицензирования страховой деятельности

Порядок лицензирования страховой деятельности

Необходимость лицензирования страховой деятельности

Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Согласно действующим правилам организации страхового дела в Российской Федерации страховая деятельность в обязательном порядке подлежит лицензированию. Необходимость получения лицензии обусловлена тем, что осуществление страховыми компаниями своей деятельности требует наличия специальных знаний, поэтому государство устанавливает особый порядок допуска организаций к занятию этой деятельностью. Лицензирование (разрешение) страховой деятельности является одним из главных методов формирования и регулирования деятельности страховых компаний.Однако разрешение (лицензия) выдается не вообще на страховую деятельность как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Решение о выдаче разрешения (лицензии) страховой организации на осуществление страховой деятельности принимается Федеральной службой страхового надзора, на которую постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 30 возложены функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. В силу прямого законодательного указания решение о выдаче разрешения (лицензии) страховой организации на осуществление обязательного государственного страхования может быть принято только при обязательном соблюдении условия удовлетворения установленным действующим законодательством Российской Федерации требований по защите государственной тайны. Лицензирование заключается: во-первых, в проверке соответствия организационных, финансово-экономических расчетов объемов и условий страхования, представленных в соответствующих документах страховщика, законодательству РБ, требованиям платежеспособности и в выдаче лицензии страховой организации. Во-вторых, лицензирование включает надзор лицензирующим органом за соблюдением страховщиками лицензионных требований и условий при осуществлении страховой деятельности и приостановление, аннулирование лицензий в случае их невыполнения. Получение страховщиком в установленном порядке лицензии еще не является основанием для осуществления им деятельности по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.Для получения допуска к указанной деятельности страховая организация должна соответствовать следующим условиям: уставный капитал должен быть сформирован без иностранных инвестиций;наличие практического опыта работы в области личного страхования не менее одного года; удовлетворение требованиям финансовой устойчивости, установленным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.Данныетребование является специальным и распространяется исключительно на страховые организации, изъявившие желание на участие в осуществлении обязательного государственного страхования, что, в свою очередь, не исключает соблюдение иных условий получения разрешения (лицензии). Страховщик имеет право заключать договоры страхования только при наличии у него государственной лицензии на осуществление страховой деятельности. Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществвзаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. За выдачу лицензии взимается плата в бюджет в сумме, равной 50-кратному установленному законодательством размеру минимальной оплаты труда. Лицензионный сбор уплачивается после принятия решения о выдаче лицензии. Для различных видов страховых операций, которые страховая организация осуществляет одновременно, закон предусматривает различные требования относительно размера оплаченного уставного капитала. Так, пункт 3 статьи 25 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает базовый размер уставного капитала страховой организации в сумме, равной 30 миллионам рублей.

Наши рекомендации