Финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений.

Специфические признаки, природа и необходимость финансов.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования в первичных звеньях экономики, т.е. в сфере материального производства, - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую, жизнь или в сфере государственных финансов. Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, полное наличие которых определяет их категориальную принадлежность. Как следует из предыдущего изложения, финансы имеют денежную форму. Эта форма характеризует их родовой экономический признак. Финансовые отношения являются в своей основе воспроизводственными. Важным отличительным признаком финансов является то, что они проявляются в движении денежных фондов различного целевого назначения. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами – потребностями общественного развития. Исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государственной власти необходим специальный фонд денежных средств, который формируется за счет всех членов общества. Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условием этого движения является наличие товарно – денежных отношений и действие экономических законов, в том числе и закона стоимости.

Функции финансов, содержание двух концепций по финансам

В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства-в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования. Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества). Различают первичное распределение общественного продукта и последующее, или перераспределение. Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы - категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь этот процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества - материальное производство, сферу обращения и потребления; Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов.

3. Роль финансов в воспроизводстве .В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые в свою очередь, включаются в производственные отношения – определяющие часть системы общественных отношений. Отсюда следует, что фин отношения – это часть производственных отношений, т.е. они являются базисными. Также фин-ы представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе воспроизводства, в результате которых обеспечивается создание и движение стоимости общественного продукта путем формирования и использования денежных доходов, накоплений и фондов у участника отношений для удовлетворения их разнообрзных потребностей. Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные 4 стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, т.к. произведенные продукты выступают в качестве товаров подлежащих купле-продаже. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений. Здесь важную роль играют финансы, соизмеряя благ и ценностей с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. В конечном итоге пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления, фонд накопления.

Финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений.

Финансы как наука рассматривает финансы не только как экономическую категорию, то есть совокупность специфических производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти фонды выступают как вещные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые гос-вом, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода. Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), НДС, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления. Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Фин.фонды – это целевые денежные средства, сформированные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определенных потребностей. Во-первых, фин.ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств. Во-вторых, фин.ресурсы – это средства, которые связаны в фондах, т.е. в целевых запасах денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой направленности, не сформированы по фондам. Фин.ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства, составляя около 60% от валового общественного продукта.

5.Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики. Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов. Задачи, решаемые финансовой политикой: а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны; б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели; в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста. Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики. При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики: соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов; обеспечение планомерной организации финансовых отношений; сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы; создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах); оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

Содержание и структура финансового механизма

Финансовый механизм - это совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений и способов их количественного определения. С помощью фин.механизмов происходит реализация фин.политики. Действие фин. механизма на экономику и социальную сферу осуществляется: через структуру фин.механизма и нацеленность различных его подразделений на решение конкретных задач и достижение конкретного эффекта;

через величину фин.ресурсов, формируемых у гос-ва и хоз.субъектов и направляемых на удовлетворение потребностей общества. Фин.механизм имеет структуру. Состоит из подсистем (это наиболее существенные движущие силы – фин. планирование, рычаги, орг.структура, правовой режим), блоков или звеньев (это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности) и элементов (это простейшая хозяйственная форма , через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства). Финансовый механизм делится на: финансовый механизм хоз.субъектов; механизм функционирования гос.финансов. Также в каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям фин.системы. Территориальное деление: а) фин.механизм республики; б) фин.механизм местных органов. По воздействию на общественное производство: а) механизм мобилизации фин.ресурсов; б) механизм предоставления фин.ресурсов; в) механизм стимулирования общественного производства.

7. Финансовые фонды предприятий и организацийВ процессе хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующие субъекты формируют и используют финансовые фонды – денежные средства, предназначенные для определенных целей. В фондах денежные средства находятся в постоянном движении – поступают, накапливаются, расходуются. В финансовых фондах получают отражение движение имущества предприятия и организаций в полном или частичном виде для использования этой информации в управлении производственной, хозяйственно-финансовой и социальной деятельностью. наиболее значительными для функционирования хоз. субъектов являются следующие фонды: уставный- отражает в денежном выражении величину имущества хоз. субъекта, предоставленного ему государством, иным собственником или учредителем.

На основе средств, оставляемых в распоряжении хоз. субъектов, т.е. после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятия и организации формируют комплексные фонды – фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления включает: расходы на оплату туда всего персонала; денежные выплаты, в том числе вознаграждения по итогам за год; средства, направляемые на иные виды поощрения за труд в денежной и натуральной формах; материальную помощь; средства на установление трудовых и социальных льгот; доходы, выплачиваемые по акциям и вкладам работников в имущества хоз. субъекта. Таким образом, фонд потребления образуется за счет средств направляемых на оплату труда и части чистого дохода, оставляемого в распоряжении хоз. субъекта для материального поощрения работников и разных социальных выплат. Расходуются средства фонда на личное потребление работников. Фонд накопления формируется за счет: дохода, оставляемых в распоряжении хоз. субъектов; амортизационных отчислений на восстановление остальных фондов; выручки от реализации выбывшего имущества; кредитов банков. Используется фонд накопление на финансирование затрат по обеспечению расширенного воспроизводства: на пополнение основных и оборотных фондов; на научно-техническое развитие; освоение новой продукции; осуществление природоохранительных предприятий и т.д. Валютные фонды хоз. субъектов образуются за счет валютных средств из следующих источников: 1) экспортная валютная выручка; 2) взносы в уставный фонд (капитал) в валюте; 3) валютные кредиты банков, в том числе иностранных, других финансовых учреждений и иностранных юридических лиц; 4) покупка валюты на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки и обменные пункты; 5) финансовая помощь (гранты) от нерезидентов. Ремонтный фонд создается на хоз. субъектах для проведения всех видов ремонта основных фондов: капитального, среднего, текущего. Все виды ремонта финансируются за счет себестоимости продукции, работ и услуг.

8. Финансовая система РК и ее звенья.Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно. Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей: 1) совокупности финансовых отношений; 2) совокупности фондов денежных средств; 3) финансового аппарата управления. Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер. Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они является исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт -основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности.

9. Сущность финансового планирования и прогнозирования. Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство. Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства. Прогноз - вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специального научного исследования. Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, объект - финансовые ресурсы, процесс - движение фондов денежных средств. В системе социально-экономического прогнозирования финансовое планирование играет активную роль. При разработке финансовых планов проверяется степень напряженности производственных заданий, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов за счет более полного использования производственных мощностей по выпуску продукции и улучшению ее качества, резервов снижения издержек и сокращения непроизводительных потерь. Рассматриваются также пути уменьшения потребности в денежных средствах с учетом вовлечения в производство имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения сметной стоимости строительства, сокращения расходов на содержание аппарата управления и т.д. Таким образом, финансовое планирование, с одной стороны, - орудие управления финансовыми ресурсами, с другой, - активное средство воздействия на процесс общественного производства.

Наши рекомендации