Анализ чувствительности

В процессе реализации проекта под воздействием различных непредвиденных обстоятельств могут возникнуть отклонения показателей эффективности от расчетного значения. Мы часто спрашиваем себя: "А что произойдет, если...". Именно этот вопрос и лежит в основе того, что принято называть анализом чувствительности.

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния варьируемых факторов на финансовый результат проекта.

В рыночной экономике в качестве факторов, в наибольшей степени оказывающих влияние на финансовый результат, выступают:

n физический объем продаж продукции или услуг;

n цена реализуемой продукции или услуг;

n величина прямых производственных издержек;

n величина постоянных (условно-постоянных) производственных издержек;

n сумма инвестиционных затрат;

n стоимость привлекаемого капитала;

Анализ чувствительности в данном проекте заключался в определении критических границ изменения влияющих факторов.

Рассмотрим первый фактор – физический объем продаж. Определим объем продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого - зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, и убытков, получил название точка безубыточности (она же - точка равновесия, она же - break-event point). Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется следующей формулой:

BEP (в денежном выражении) = [Постоянные затраты / (Выручка от реализации - Переменные затраты)] * Выручка от реализации

Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Рассчитаем безубыточный объем продаж первого месяца работы нашего магазина, исходя из финансового плана, представленного в главе № 7.

- BEP=351135/(1911000-1470000)*1911000 = 1521156 руб. в месяц. Фактический объем продаж 1911000 руб./мес. превышает точку безубыточности, что похвально.

Точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос на помощь точке безубыточности приходит ее родственник - "запас прочности". Его задача - показать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки. Точнее - на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточности (если фактический объем реализации, ниже точки безубыточности, "запас прочности" покажет, на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы).

Для расчета "запаса прочности" необходимо отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить опять-таки на фактическую выручку:

"Запас прочности", % = (Выручка от реализации - Точка безубыточности) / Выручка от реализации

Чем выше полученное значение, тем прочнее наше положение - тем меньше нашей прибыли стоит опасаться негативных изменений рынка: падения объема продаж, роста затрат. "Запас прочности" снимает влияние масштаба компании (что не позволяла "точка безубыточности"), поэтому позволяет объективно, без каких-либо условий, сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценивать изменения финансового положения предприятия на различных этапах его жизни.

Для нашего магазина "запас прочности" составляет (1521156 р. - 1170452 р.)/ 1521000 р. = 23 %. Чтобы сработать без убытков, магазин может продавать товаров на 23 % меньше.

Достигнув точки безубыточности, можно начинать подсчитывать свои прибыли. При этом возникает следующий логичный вопрос, на какие темпы роста прибыли мы можем рассчитывать? Характеристику возможных темпов роста прибыли нашей компании дает производственный рычаг (он же - производственный леверидж, он же - operating leverage). Задача производственного рычага - показать, на сколько процентов вырастет прибыль предприятия при изменении выручки на 1%. Для расчета производственного рычага используется формула:

Производственный рычаг = (Выручка - Переменные затраты) / [ Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты (Прибыль) ]

В физике аналог производственного рычага - ускорение. Чем оно выше, тем быстрее мы наращиваем скорость, тем быстрее мы добираемся до заветной цели. Аналогично, чем выше производственный рычаг, тем быстрее предприятие имеет возможность наращивать прибыль.

Величину производственного рычага определяет структура затрат - распределение сил между переменными и постоянными затратами. Чем выше доля постоянных затрат в общих затратах компании, тем выше производственный рычаг. Иными словами, предприятие с высоким производственным рычагом - это то, в чьих затратах преобладает доля постоянных затрат. У предприятия с низким производственным рычагом в затратах преобладают переменные. Посчитаем производственный рычаг для нашего магазина:

(1521000 - 1170452)/ [1521000 - 1170452 – 351136]= 561330/281323=0,8

Это значит, что на каждый 1% изменения выручки изменения прибыли составит 0,8%. Если в обозримом будущем предполагается рост продаж, ситуация завидная. Если же грядет спад в продажах, стоит призадуматься и начать искать возможности по снижению рычага.

Как выясняется, на различных этапах работы магазина безубыточный объем продаж различен, а незначительное изменение выручки может вызвать существенное изменение прибыли. В связи с этим, анализ безубыточности и планирование прибыли должны проводиться регулярно, а не от случая к случаю (конечно при условии, что компания стремится стать успешной). Поэтому, нам необходимо делать следующие шаги по дороге к искомому успеху:

1. Расчет минимально допустимого объема продаж - точки безубыточности - в целом по предприятию и по каждому виду продукции. Это - обязательная планка, которую необходимо преодолеть.

2. Оценка того, насколько далеко реальные продажи находятся от минимально допустимого уровня - расчет "запаса прочности". Рост "запаса прочности" скажет нам об упрочении финансового положения компании, снижение - о необходимости корректировок - снижении затрат, увеличении цен реализации, изменения пропорций между продажами отдельных товаров.

3. Определение устойчивости прибыли к изменению объемов продаж - расчет производственного рычага. Чем выше рычаг - тем быстрее будет меняться (расти, падать) наша прибыль при изменении объемов продаж. Дальнейшие действия будут зависеть от прогнозов объема продаж.

4. Планируется рост продаж - высокий рычаг нам друг - стоит стремиться увеличивать долю постоянных затрат (зарплата на окладах, производство части комплектующих у себя). Предполагается снижение продаж - с высоким рычагом стоит побороться - найти возможности по снижению доли постоянных затрат (зарплата как процент от окладов, аутсорсинг).

Когда речь идет о стабильной и успешной работе предприятия, нельзя забывать и о деньгах - именно они направляются на закупку материалов, попадают в руки в виде зарплаты и дивидендов. Превышение безубыточного объема реализации еще не гарантирует получение денег. Не забудем, что полученная прибыль "будет потрачена" на уплату налогов, на приобретение оборудования, зданий, земли (это затраты не входят в состав текущих затрат на изготовление продукции), на погашение ранее привлеченных кредитов, выплату штрафов, пеней (не дай бог, конечно). Таким образом, расчет и планирование прибыли - вещь необходимая, но всегда надо подразумевать "один пишем, два в уме".

Наши рекомендации