Невостребованные депонентские суммы списываются

а). на прибыль;

б). в доход бюджета;

в). на прочие доходы;

г). на добавочный капитал.

Самостоятельная работа

Задание 1.В феврале сотрудник ООО "Прогресс" Иванов К.С. был направлен в командировку. Расходы на его проживание составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Аванс на оплату командировки Иванову не выдавали. Расходы Иванова по найму помещения подтверждены документально. "Подотчетник" представил в бухгалтерию счет-фактуру и бланк строгой отчетности гостиницы. Отразить операцию на счетах бухгалтерского учёта.

Решение:

№ п.п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
           
           
           

Задание 2.В феврале ООО "Прогресс" заключило договор страхования имущества. Срок действия договора - 3 года. Страховой взнос составил 500 000 руб. Отразить операцию на счетах бухгалтерского учёта.

Решение:

№ п.п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
           
           
           

Задание 3.В 2015 г. ООО "Прогресс" застраховало помещение своего склада на случай пожара. Сумма страхового возмещения при наступлении пожара составляет 1 200 000 руб.

В период действия договора страхования на складе возник пожар, в результате которого помещение склада сильно пострадало. Ремонт помещения склада проводил собственными силами. Общая стоимость работ составила 808 000 руб., в том числе:

- 708 000 руб. - стоимость материалов (в том числе НДС - 108 000 руб.);

- 100 000 руб. - затраты на оплату труда работников, занятых на ремонтных работах (включая сумму взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Отразить операции на счетах бухгалтерского учёта.

Решение:

№ п.п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт  
             
             
             
             
             
           
         
         
               

Тема 4. Бухгалтерский финансовый учёт внеоборотных активов

4.1 Учёт поступления основных средств

К основным средствам относится имущество организации, которое:

- используется в производственных целях свыше одного года;

- не предполагается к последующей перепродаже.

Единицей учёта основных средств является инвентарный объект. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Основные средства могут быть: приобретены у поставщиков; созданы в организации; внесены учредителями в счет вклада в уставный капитал; получены по договору дарения (п. 19 Методических указаний по учёту основных средств).

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретен­ных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Также в первоначальную стоимость основных средств включают сумму фактических затрат организации на доставку объекта и приведения его в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).

Для учёта основных средств используется инвентарный активный счёт 01 «Основные средства». К этому счету открываются субсчета по видам основных средств. По дебету счета отражают принятие в эксплуатацию объектов основных средств, по кредиту – их выбытие.

Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в инвентарных карточках. Сводный аналитический учёт ведут в ведомости. Сводным синтетическим регистром является журнал-ордер 13. В нём ведут учёт операций по кредиту счета 01 «Основные средства».

Цель занятия –усвоить порядок отражения на счетах бухгалтерского учета поступления основных средств и их документального оформления.

Задача 1.

ЗАО «Надежда» приобрело в автомагазине грузовой автомобиль стоимостью 360000 руб., в том числе НДС. Оплата произведена с расчетного счета. За регистрацию автомобиля было уплачено 10000 руб. Объект основных средств введен в эксплуатацию.

Операции отразить на счетах бухгалтерского учета.

Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
Оприходован объект основных средств, руб.    
Сумма НДС, выделенная в счёт поставщика, руб.    
Сумма регистрационного сбора, руб.    
Оплата регистрационного сбора, руб.    
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств, руб.    
Оплачен счет поставщика, руб.    
Сумма НДС, подлежащего вычету, руб.    

Задача 2.

Составить Акт о приёме передаче объекта основных средств и инвентарную карточку, используя исходные данные и приложения 20 -21.

Комиссия осмотрела и приняла деревообрабатывающий станок и составила акт приемки-передачи основных средств № 8 от 15.09. т.г.

Краткая характеристика объекта: год выпуска – 2007, балансовая стоимость объекта 84085 руб., технический паспорт № 123423. Станок произведен в соответствии с утвержденными стандартами, качество – хорошее, брака нет. Заключение комиссии: станок принять в эксплуатацию. Принял станок, заведующая столярным цехом Ермакова О.С., сдал, прораб Краснов К.Л. Станку присвоен инвентарный номер 01116. Акт утвержден директором ООО «Прогресс» Николаевым К.А. 15.09.т.г. На основании акта 15.09.т.г. станок принят к учёту по первоначальной стоимости 115595 руб. Срок полезного использования 20 лет, норма амортизации 5%., способ начисления амортизации – линейный, амортизационная группа- 8. На основании акта составлена инвентарная карточка № 20 от 15.09 т.г.

ПРИКАЗ

от 1 августа 20_ г. № 89

О создании комиссии

Для оприходования объектов основных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать действующую комиссию в составе:

- председатель комиссии: зам. директора –К.С. Сомов;

- члены комиссии: финансовый директор - В.С. Бирюков;

- технический директор –А.Л., Новиков

2. Возложить на комиссию следующие обязанности:

- осмотр объектов основных средств, подлежащих приемки;

-изучить перечь технической документации объектов основных средств;

- составление акта о приемке основных средств,

3. Акт о приемке, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией на основные средства подлежат пе­редаче в бухгалтерию ООО «Прогресс».

Директор ООО «Прогресс» К. А. Николаев

Задача 3.Составить Акт о списании объекта основных средств, используя исходные данные и приложение 22.

ПРИКАЗ

от 1 августа 20_ г. № 95

О создании комиссии

Для списания с баланса объектов основных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать постоянна действующую комиссию в составе:

- председатель комиссии: зам. директора –К.С. Сомов;

- члены комиссии: финансовый директор - В.С. Бирюков;

- технический директор –А.Л., Новиков

2. Возложить на комиссию следующие обязанности:

~ осмотр объектов основных средств, подлежащих списанию;

- установление причин списания объектов;

- определение возможности дальнейшего использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта основных средств и их оценка;

- составление актов на списание основных средств,

3. Акты на списание, утвержденные руководителем организации, вместе с технической документацией на основные средства подлежат пе­редаче в бухгалтерию ООО «Прогресс».

Директор ООО «Прогресс» К. А. Николаев

Исходные данные: Члены комиссии произвели осмотр пришедшего в негодность деревянного склада. Год постройки склада 1975 г., инв. № 0138, восстановительная стоимость 35000 руб., износ составил 100%. От ликвидации склада оприходовано: стройматериалов 15 м³ по цене 70 руб. ; дров 17,5 м³ по цене 60 руб. Дрова и стройматериалы принял кладовщик Никифоров А.И. по накладной № 215 от 30.09. т.г. Комиссией составлен акт № 59 от 30.09.т.г. За демонтаж склада начислена заработная плата -10000 руб. на основании наряда №5 от 30.09 т.г.

Задача 4.

Учредитель в счет погашения задолженности поставил необходимые ООО «Прогресс» основные средства в оценке, согласованной учредителями, на сумму 500000 руб. Организация осуществила затраты по доставке основных средств до места назначения с уплатой сторонней организации транспортных расходов с расчетного счета в сумме 20000 руб., НДС в том числе. Кроме того, произведены затраты по приведению основных средств в состояние пригодное для использования, в сумме 30000 руб. (материалы – 10000 руб, оплата труда- 20000 руб.).

Операции отразить на счетах бухгалтерского учета.

Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
Стоимость основных средств, признанных вкладом учредителя в уставный капитал, руб.    
Стоимость услуг транспортной организации, руб.    
Сумма НДС, выделенная в документах транспортной организации, руб.    
Сумма денежных средств, перечисленных транспортной организации в счет оплаты услуг по доставке, руб.    
Сумма НДС, подлежащего вычету, руб.    
Стоимость материал, руб.    
Сумма начисленной оплаты труда, руб.    
Ввод в эксплуатацию основных средств, внесенных в счёт вклада в уставный капитал, руб.    

Задача 5.

ООО «Прогресс» безвозмездно получен объект основных средств, рыночная стоимость которого на дату принятия к учёту составила 85000 руб. Стоимость доставки объекта – 5000 руб. (в том числе НДС-763 руб.).

Операции отразить на счетах бухгалтерского учета.

Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
Рыночная стоимость объекта основных средств, руб.    
Стоимость услуг по доставке, руб.    
Сумма НДС, выделенного в документах транспортной организации, руб.    
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств, руб.    
Перечисление в счет оплаты услуг по доставке объекта, руб.    
Сумма НДС, подлежащего вычету, руб.    

4.2 Учёт амортизации основных средств

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» (п.17 ПБУ 6/01). Согласно ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» организации могут выбрать способ начисления амортизации для разных групп однородных объектов основных средств исходя из установленных способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Для учёта амортизационных отчислений используется счёт 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный. По кредиту счета отражается начисление амортизации, а по дебету – списание суммы на отдельные счета.

Цель занятия – усвоить порядок начисления амортизации основных средств и отражения на счетах операций по учёту амортизации.

Задача 1.

В ООО «Прогресс» начислена амортизация основных средств, используемых:

- в основном производстве -340 руб.;

- в ремонтной мастерской – 280 руб.;

- в офисе – 157 руб.

Отразить операции на счетах бухгалтерского учёта.

Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
Сумма амортизации основных средств основного производства, руб.    
Сумма амортизации основных средств вспомогательного производства, руб.    
Сумма амортизации основных средств офиса, руб.    

Задача 2. В декабре 2015 г. ООО "Прогресс" приобрело станок. Первоначальная стоимость станка - 240 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования - 5 лет.

При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Прежде всего определим годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100%. Годовая норма амортизации составит 20% (100% : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. x 20%). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.). Отразить операцию на счетах бухгалтерского учёта.

Решение:

№   Содержание хозяйственной операции (место для решение задачи)   Сумма, руб. Дт Кт
           

Задание 3.Вернемся к предыдущему примеру. Годовая норма амортизации по станку составит 20% (100% : 5 лет).

В первый год начисления амортизации ее годовая сумма составит: ;?

Во второй год начисления амортизации ее годовая сумма составит: ;?

Ежемесячно в течение второго года бухгалтер "Аива" будет делать проводку:

Дебет ? Кредит ?

- руб.?. - начислена амортизация станка за месяц.

В последующие годы амортизацию надо начислять аналогично.

Задание 4.Снова вернемся к предыдущему примеру. Срок полезного использования станка - 5 лет. Следовательно, сумма чисел лет срока полезного использования станка составит:

1 год + 2 года + 3 года + 4 года + 5 лет = 15 лет.

За первый год сумма начисленной амортизации составит:

5 лет : 15 лет x 240 000 руб. = ? руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - ? руб. (80 000 руб. : 12 мес.). Ежемесячно в течение первого года бухгалтер "Аива" будет делать проводку:

Дебет ? Кредит ?

- ? руб. - начислена амортизация станка за месяц.

За второй год сумма начисленной амортизации составит:

4 года : 15 лет x 240 000 руб. = ? руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений -? руб. ( ? руб. : 12 мес.). Ежемесячно в течение второго года бухгалтер "Аива" будет делать проводку:

Дебет ? Кредит ?

- ? руб. - начислена амортизация станка за месяц.

4.3 Учёт нематериальных активов

Термин НМА стал использоваться в России с 1990 г. Для целей бухучёта – это показатель финансовой отчетности.

Согласно п.3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» актив может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве нематериального, если единовременно выполняются следующие условия:

* отсутствие материально-вещественной структуры;

* возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

* использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

* использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

* организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

* способность приносить организации экономические выгоды в будущем;

* наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно п.4 ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относятся следующие объекты:

- объекты интеллектуальной собственности;

- цена фирмы или ее деловая репутация.

Объекты интеллектуальной собственности - это исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, исключительное права владельца на товарный знак, на фирменные наименования и технологии, права на рационализаторские предложения, исключительное право на селекционные изделия.

Цена фирмы или ее деловая репутация - разница между покупной ценой организации, как приобретенного имущественного комплекса в целом и балансовой стоимостью имущества этой фирмы.

Различают положительную и отрицательную деловую репутацию организации.

Положительная деловая репутация организации означает надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Учет ведут как отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутациюрассматривают как скидку к цене, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием у организации постоянных покупателей, каналов сбыта и деловых связей, уровня квалификации персонала и т.п. Учитывают как доходы будущих периодов.

Учет нематериальных активов ведут на активном счете 04 в первоначальной оценке.

При наличии в организации нескольких нематериальных активов значительной стоимости це­лесообразно для каждого вида активов открывать суб­счета:

04/1 «Права на объект промышленной собственности»;

04/2 «Программное обеспечение для ЭВМ»;

04/3 «Организационные расходы»;

04/4 «Прочие объекты»;

04/9 «Выбытие нематериальных активов».

Цель занятия – усвоить порядок отражения в учете объектов нематериальных активов

Задача 1.

Организация приобрела по лицензионному договору исключительные права на изобретение за 12000 руб., в т.ч. НДС 18%. Комиссионное вознаграждение посреднику -1200 руб., т.ч. НДС. Консультационные услуги по приобретенному объекту -600 руб., в т.ч. НДС.

Счета оплачены. Объект принят на баланс

Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
Стоимость актива без НДС, руб. Сумма НДС, руб.    
Начислено комиссионное вознаграждение: Стоимость услуги, руб. Сумма НДС        
Задолженность по консультационным услугам: стоимость услуги, руб. Сумма НДС, руб.    
Оплата счетов: Продавцу, руб. Посреднику, руб. Консультанту, руб.      
Предъявлена к вычету сумма НДС, руб.    
Актив принят на баланс, руб.    

Задача 2.

В марте получен безвозмездно от другой организации объект НМА. Рыночная стоимость актива – 15000 руб. Срок полезного использования актива -5 лет. Использовать линейный способ начисления амортизации. Принять актив к учету.

Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
Рыночная стоимость актива на дату поступления, руб.        
Актив принят на баланс, руб.      
Начислен налог на прибыль, руб.      
Перечислен налог в бюджет, руб.      
Начислена амортизация НМА, руб.    
Включена в прочие доходы часть рыночной стоимости актива, руб.      

Задача 3.

При создании общества с ограниченной ответственностью принято решение, что один из учредителей вносит свою долю принадлежащим ему нематериальным активом, который числится у него по балансовой стоимости в 250 000 руб.

Собранием учредителей этот нематериальный ак­тив оценен в 220 000руб., что соответствует номи­нальной величине его доли в уставном капитале. Эта оценка подтверждена независимым оценщиком. За составление акта оценки уплачено 12 000 руб. (10169), в т. ч. НДС – 1831 руб.

Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
погашена задолженность учредителя по взносу в ус­тавный капитал передачей принадлежащего ему нематериального актива,руб.        
сто­имость полученного нематериального актива уве­личена на величину затрат по его оценке, произ­веденной независимым оценщиком, руб.        
отражается НДС, уплаченный независимому оценщику, руб.      
опла­чены услуги независимого оценщика, руб.      
нема­териальный актив передан в эксплуатацию , руб.    
Зачтен НДС, руб.    

Тестовое задание

Дайте правильный ответ

Наши рекомендации