Федеральные

- местные.

Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фондыпредставляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

1. Пенсионный фонд РФ (22% от фонда з/пл);

2. Фонд социального страхования РФ (2,9%);

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).

Основной источник формирования доходов ПФстраховые платежи.При расчете облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базыпредусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды:

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

финансовые фонды поддержки отраслей;

инвестиционные фонды и др.

65. Финансовый план – инструмент оптимизации личных финансов.

Финансы домашних хозяйств - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Личный финансовый план – долгосрочный прогноз финансовых потоков семьи (доходов и расходов). Это инструмент, который нужен не для того, чтобы тратить меньше, а чтобы получить больше за те же деньги. Он помогает наметить важные и интересные цели, распределить зарабатываемые деньги. Провести такую оптимизацию расходов в уме невозможно, ведь в течение нескольких лет мы совершаем огромное количество маленьких и больших финансовых операций. А финансовый план позволяет, с одной стороны, увидеть картину своего финансового будущего, а с другой, проработать в деталях любую ее часть.

Часто можно услышать мнение, что если денег нет, то никакой план ситуацию не изменит. Однако опыт показывает, что наибольшую пользу финансовое планирование приносит как раз в ситуации, когда денег мало. Ведь именно в этой ситуации «цена» ошибки при принятии финансовых решений особенно высока.

План помогает провести анализ того, насколько выполнимы поставленные цели и что нужно изменить в текущей ситуации для их достижения в оптимальные сроки. План позволяет просчитать, как отразятся те или иные финансовые решения на жизни семьи, например, решение о покупке квартиры в кредит, или смене работы, или открытии собственного бизнеса. План является картой денежного потока, при помощи которой удобно управлять движением денег.

Важно отметить, что план помогает отслеживать продвижение в направлении целей, вовремя замечать проблемы, корректировать расходы при изменении ситуации, а также сохранять мотивацию при работе над долгосрочными и сложными целями.

69. Финансовый инжиниринг: сущность, направления.Финансовый инжиниринг, представляет собой проектирование и применение новых приемов и методов финансового менеджмента, новых финансовых инструментов. Финансовый инжиниринг позволяет оптимизировать движение финансовых ресурсов, расширить горизонты финансовой политики в различных сферах деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе в области ценных бумаг. В процессе финансового инжиниринга нередко финансовые инструменты дробятся на составные компоненты, создаются и проверяются на практике производные инструменты, появляются новые ценные бумаги и т.д.

Таким образом, сущность финансового инжиниринга состоит в создании новых финансовых продуктов и услуг, которые используются финансовыми институтами для перераспределения денежных ресурсов, рисков, ликвидности, доходов и информации в соответствии с финансовыми потребностями клиентов и изменениями в макро- и микроэкономической ситуации. Следовательно, новые финансовые продукты выступают в качестве элементов механизма перераспределения финансовых ресурсов.

Выделяют два ключевых направления финансового инжиниринга: повышение эффективности финансовой деятельности и снижение финансовых рисков, а также конструирование новых продуктов. Первое направление включает в себя: разработку и выполнение спекулятивных стратегий при торговле ценными бумагами, управление рисками (хеджирование), спекуляции и арбитраж, извлечение прибыли на основе использования рыночных несовершенств и незанятых сегментов рынка, управление корпоративными финансами, оперативное управление (мониторинг) реализацией проектов.

Второе направление предполагает: разработку производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, свопы и др.), разработку инновационных продуктов (например, нота, привязанная к фондовому рынку, обратно конвертируемая облигация и др.), создание фиктивного капитала и обеспечение его движения.

Процесс финансового инжиниринга состоит из последовательных этапов. Этап 1 – анализ целей «эмитента», создающего новый продукт в результате финансового инжиниринга. Этап 2 – оценка потребностей клиента. Этап 3 – определение видов рисков при создании нового финансового продукта или услуги, оценка уровня рисков. Этап 4 – выбор одного или нескольких альтернативных финансовых инструментов (и их различных комбинаций). Этап 5 – создание системы управления риском. Этап 6 – оценка соотношения риска, доходности и альтернативных издержек и ликвидности при выборе необходимого финансового инструментария (иногда после проведения анализа возникает необходимость в новой итерации, и разработка финансового продукта вновь начинается с этапа 5). Этап 7 – создание нескольких сценариев изменений внешней хозяйственной среды и соответствующих вариантов развития (функционирования в ней) нового финансового инструмента. Этап 8 – оценка результатов проведенного анализа, окончательный выбор инструмента финансового инжиниринга и принятие решения на уровне руководства. Этап 9 – организационные мероприятия по введению в практику нового финансового продукта. Этап 10 – продажа нового продукта клиентам, подписание юридической документации и начало «жизнедеятельности» нового финансового продукта. Этап 11 – сопровождение финансового продукта, рыночная поддержка. Этап 12 – завершение «жизненного цикла» нового финансового инструмента.

72. Внебиржевые финансовые инструменты. Внебиржевой финансовый инструмент – это контракт, устанавливающий единство противоположных обязательств у каждой из его сторон, которые имеют разные основы, и урегулирование которых осуществляется путем выплаты (получения) сторонами контракта денежной разницы между этими обязательствами в установленные моменты времени в будущем. Среди достоинств внебиржевых инструментов можно выделить максимальный учет требований конкретного клиента относительно типа товара, размера партии и условий поставки; возможность составления контрактов на более длительные периоды; отсутствие ежедневных требований по дополнительному денежному обеспечению; отсутствие позиционных лимитов и ограничений на долю рынка; повышенную конфиденциальность.

К недостаткам внебиржевых инструментов относятся низкая ликвидность (расторжение ранее заключенной сделки сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками); относительно высокие накладные расходы; существенные ограничения на минимальный размер партии; сложности поиска контрагента; возникновение риска невыполнения сторонами своих обязательств в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем.

К внебиржевым финансовым инструментам относятся своп-контракты (процентные, валютные свопы), расчетные форварды, соглашения о будущей процентной ставке (ФРА, FRA – forward rate agreements), кредитные свопы, многопериодные опционы.

Форвардный контракт – это соглашение, по которому одна из сторон обязуется поставить в будущую дату, а другая - оплатить определенное количество товара или финансового актива по заранее оговоренной цене. От сделки с немедленной поставкой и оплатой форвард отличается отсроченностью даты исполнения.

Своп – это соглашение между двумя контрагентами об обмене денежными потоками в определенный будущий период. Важными характеристиками свопов являются отсутствие биржевых гарантий, длительность сроков сделок, отсутствие досрочного расторжения сделок. Основными видами свопов, которые занимают ведущее место на рынке своп-контрактов, являются: процентные, валютные, товарные. Процентный своп – обмен займа с фиксированной банковской процентной ставкой на заем с плавающей банковской процентной ставкой; обмен займами с плавающими банковскими процентными ставками, имеющими разную базу. Валютный своп – обмен валютами или валютными обязательствами в будущем по фиксированному или плавающему курсу. Стороны передают друг другу эквивалентные суммы в разных валютах на основе их текущего валютного курса сразу после заключения договора, а через определенный срок возвращают их друг другу в соответствии с указанным в договоре форвардным курсом их обмена. Товарный своп – обмен товарного актива с фиксированной ценой на тот же или иной товарный актив с плавающей ценой. Как и в предыдущих случаях, фактический обмен товарами не производится. Покупатель свопа берет обязательство по фиксированной цене, а выплачивается только разница в ценах.

1.Бюджетирование: сущность, функции, принципы и этапы построения системы бюджетирования на предприятии. Бюджет – это количественный план представленный в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута и величину расходов, которые должны быть понижены в течении планируемого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджетирование – это технология организации менеджерского (управленческого) учета, предусматривающая разработку и использование системы бюджетов для планирования и оперативного управления организацией. Основные этапы подготовки бюджета: -Подготовка прогноза продаж. -Определение ожидаемого объема производства. -Расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов. -Определение движения ден. средств и др.фин. показателей. -Составление планируемых финансовых отчетов. Основная сложность бюджетного процесса определяется тем, что принятие управленческих решений связано с будущими событиями и необходимостью прогнозирования. Стандартным способом организации бюджетированияявляется разбиение и планирование доходов, расходов и прочих показателей финансовой деятельности организации по статьям различного уровня подробности. Важной особенностью является взаимосвязь различных показателей финансового плана – доходы зависят от продаж, расходы зависят от планируемого объема производства и т. Выделяют три основные функции: 1. Функция планирования. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. 2. Функция учета. Роль бюджетирования в учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия. 3. Функция контроля. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонение деятельности от того что предполагалось бюджетом, и скорректировать действие. 4. Функция управления.Бюджетирование –эфф.инструмент управл.деятель-тью струк.подразделений. МЕТОДЫ разработки бюджетов Метод прироста.В основу составления на предстоящий период закладываются данные о полученных раннее уровнях доходов и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен и изменения объема продаж. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения «заложенные» в достигнутом уровне переходят в бюджеты будущих периодов. Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет при минимальном уровне производства. Составление бюджета по методу прироста имеет преимущество – оказывается относительно простым, а составление бюджета на основе нулевого базиса хотя более обоснована практически труднее осуществима (этот процесса требует больших затрат времени). Основные принципы бюджетирования: 1) унификация всех бюджетных форм, бюдж.периодов и процедур разработки; 2) совместимость бюдж.форм с формами отчетности; 3) совмест.вспомог.бюдж. документов с оснонвыми бюджет.формами; 4) обеспечение возможности составляения сводного бюджета; 5) стабильность, неизменность процедур бюджетировани; 6) разделение наклад.расходов на затраты структ.подразд и копмпаний в целом по формуле, единой для всех подразделений; 7) непрерывность процедуры составления бюджетов; 8) заблаговременная формулировка фин.целей; 9) учет доходов и расходов в сопоставимых по времени единицах учета; 10)детальный учет наиболее важных статей расходов.   4. Дивидендная политика корпораций: сущность и показатели ее характеризующие. Теории и методики выплат дивидендов. Дивиденд – доход акционера на одну акцию, определяемый общим собранием акционеров. Дивидендная политика(политика распределения или реинвестирования прибыли) – наиболее важная часть финансовой стратегии предприятия, определяющая соотношение потребляемой и реинвестированной прибыли с целью увеличения благосостояния собственников. В основе решения вопроса о дивидендной политике лежит решение главной проблемы: платить или не платить дивиденды. Источники выплаты дивидендов – чистая прибыль.За счет чистой прибыли, согласно уставу общества могут создаваться специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных темпов. Размер отчислений в них определяет общее собрание акционеров. Ограничения на выплату дивидендов: общество не вправе принимать решения о выплате дивидендов по акциям: 1. До полной оплаты всего уставного капитала общества; 2. До выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены; 3. Если на день принятия решения общество отвечает признакам банкротства или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов; 4. ЧА< УК+РФ+Δ, ЧА – чистые активы; УК – уставный капитал; РФ – резервный фонд; Δ-превышение ликвидационной стоимости размещенных привилег.акций на номинал.стоимостью. Теории дивидендов: -Теория независимости дивидендов (иррелевантности дивидендов) (Ф.Модильяни и М.Миллера) – несущественная. Дивиденды определяются наличием выгодных инвест.проектов: при наличии таких проектов, чистая прибыль реинвестируется, при отсутствии – направ на выплату дивидендов по остаточному принципу.- -Теория предпочтительности дивидендов (М.Гордон, Дж.Линтнер) – существенная.Большинство акционеров предпочитают дивиден.выплаты реинвестированию прибыли, т.к. получение дохода в форме прироста стоимости капитала в будущем связана с риском. -Теория налоговой дифференциации (Р.Литценбергер и К.Рамасвами) – главный принцип – минимизация налоговых выплат. Если ставка налога на прирост капитала ниже ставки налога на дивиденды, но нужно реинвестировать прибыль, в результате чего рыночная цена возрастет и акционер получит больший доход по сравнению с дивидендами. -Сигнальная теория дивидендов – выплаты дивидендов это сигнал публичной компании акционерам о ее финансовом состоянии, что влечет за собой рост спроса на акции и как следствие рост рыночной цены акции. Если дивиденды не выплачиваются – рыночная цена акции падает. -Теория клиентуры - дивидендная политика должна соответствовать ожиданиям большинства акционеров (предпочитают выплаты дивидендов, то выплачивать, предпочитают рост капитализации компании, то реинвестировать прибыль). -Агентская теория дивидендов – связана с решением агентской проблемы. Важным фактором определяющим выплату компаний дивидендов является снижение агентских издержек путем: - ограничения денежного потока, доступного менеджерам; снижения инвестиций в недостаточно прибыльные проекты. В мировой практике используются следующие основные методики дивидендных выплат: 1) Методика постоянного процентного распределения - означает стабильный в течение продолжительного времени процент чистой прибыли, направленный на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. 2) Методика фиксированных дивидендных выплат - это регулярная выплата дивидендов на 1 акцию в неизменном размере в течение продолжительного периода времени независимо от курсовой стоимости акции. 3) Методика гарантированного минимума и экстра-дивидендов - предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов, в случае большой прибыли акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. 4) Методика постоянного возрастания размера дивидендов - означает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчете на 1 акцию. 5) Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу - предусматривает выплату дивидендов в последнюю очередь после финансирования инвестиционных проектов. 6) Методика выплаты дивидендов акциями - предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций. 7.Классификация видов лизинга и этапы заключения лизинговых сделок. Лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений связанных с реализацией договора лизинга. Классификация видов лизинга.
Классификационный признак Виды лизинга
1.Форма организации сделки Прямой, косвенный, возвратный.
2.Продолжительность сделки Оперативный, финансовый
3.Объект Лизинг движимого имущества и лизинг недвижимости
4.Условия амортизации Лизинг с полной амортизацией и неполной амортизацией.
5.Объем обслуживания Чистый лизинг (нетто), лизинг в пакете, генеральный лизинг
6.Тип лизинговых платежей Денежный, компенсационный, комбинированный
7.Отношение к налоговым льготам Действительный и фиктивный лизинг

Прямой лизинг- вид лизинга, при котором функции лизингодателя и продавца выполняет одно лицо (представляют общие интересы, но обязательно имеют все договора).

Косвенный лизинг – самый распространенный в случае трехстороннего договора.

Возвратный лизингфункции продавца и лизингополучателя выполняет одно лицо (есть имущество, мы его продаем лизинговой компании и сами же его выкупаем, для освобождения средств, ускорить амортизацию, прямая альтернатива дачи под залог в банк. Но такой лизинг не любят налоговые органы.)

Оперативный лизинг - срок договора лизинга значительно меньше срока амортизации (имущество после окончания договора лизинга переходит в собственность лизингодателя). Тут лизингодатель несет собственные затраты на ремонт и сервис, так как он заинтересован в получении качественного оборудования в хорошем рабочем состоянии. Соответственно лизинговые платежи самые большие.

Финансовый лизинг – вид лизинга, при котором срок договора лизинга соизмерим со сроком амортизации (по окончанию срока действия договора, имущество уже амортизировано и оформляют договор купли продажи на символическую сумму).

Чистый (нетто) лизинг – особенность в том, что все затраты связанные с ремонтом, техническим обслуживанием, страхованием несет лизингополучатель.

Лизинг в пакете - предполагает предоставление комплекса услуг по ремонту, страхованию, сервису и т.д. лизингодателем.

Генеральный лизинг – предполагает предоставление лизинговой линии, по которой лизингополучатель может получать в лизинг имущество без заключения каждый раз нового договора (при тесном партнерстве и сотрудничестве).

Этапы заключение лизинговой сделки.

1.Подготовка и обоснование.На данном этапе: имущество, периодичность и размер лизинговых платежей, и т.д.можно торговаться, оговаривать условия, сроки и все иные условия.

2.Юридическое оформление.Предполагает заключение договора лизинга и купли-продажи.

Особенности купли-продажи.;

Особенности лизинга договора.

Права лизингодателя:-

Обязанности лизингодателя:-

Права лизингополучателя:

Обязанности лизингополучателя:- 3.Исполнение.

3. 10.Кредитоспособность предприятия. Анализ ликвидности баланса.

Кредитоспособность предприятия – это способность компании своевременно и в полном объеме погашать свои краткосрочные обязательства. Уровень кредитоспособности предприятия определяет ее финансовое состояние. Чем выше кредитоспособность, тем выше финансовая устойчивость. Платежеспособность в большей степени отражает возможности предприятия расплачиваться по своим обязательствам за счет реализации всех своих ликвидных активов, тогда как кредитоспособность отражает погашение долгов за счет наиболее ликвидных активов.

Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по своим обязательствам). Исходя из сформулированного определения, все обязательства предприятия группируются по срокам их наступления и изыскиваются активы (с аналогичными сроками превращения в деньги) для их погашения.

Сначала группируем активы и пассивы по группам. По степени ликвидности активы делятся на 4 группы:

1.Наиболее ликвидные активы (НЛА): НЛА=ДС (ден.средства)+КФВ (краткос.фин.влож.)

2.Быстрореализуемые активы (БРА):БРА= ДЗ<1 (дебит.задолж.до 1 года)+ ПОА (прочие оборотные активы).

3.Медленно реализуемые активы (МРА):МРА=ДЗ>1(деб.задолж.более 1 года)+З (запасы)- РБП (расх.буд.пер.) +НДС +ДВ(дох.вложения)+ ДФВ(долгоср.фин.вложения)

4.Труднореализуемые активы (ТРА):ТРА= А1 (внеобор.активы)- ДВ- ДФВ

Пассивы по срочности наступления обязательств делятся на 4 группы:

1.Наиболее срочные обязательства (НСО): НСО= П5- ЗиК

2.Краткосрочные пассивы (КСП): КСП= ЗиК

3.Долгосрочные пассивы (ДСП): ДСП= П4

4.Постоянные пассивы (ПСП):ПСП= П3-РБП

Соответствие системе неравенств обеспечивает абсолютную ликвидность баланса:

Федеральные - student2.ru НЛА ³ НСО,

БРА ³ КСП,

МРА ³ ДСП,

Наши рекомендации