Систематические и несистематические риски при доходном подходе

Риски бизнеса можно рассматривать как меру нестабильности ожидаемых от бизнеса доходов. Все риски бизнеса делятся на 2 группы:

1)Систематический риск – это внешние риски бизнеса, на которые влияет среда прямого воздействия и внешняя среда косвенного воздействия

Внешняя среда прямого воздействия – это те элементы инфраструктуры бизнеса, которые непосредственно влияют на прибыльность предприятия. К ним относятся:

- клиенты – потребители товаров и услуг, производимых бизнесом;

-партнеры и конкуренты;

-банковские и кредитные учреждения;

-государственные и ведомственные орагны и т.д.

Внешняя среда косвенного воздействия влючает в себя:

-факторы окружающей (природной) среды, неблагоприятные стихийные явления, погодные условия;

-политические факторы;

-правовые факторы, включающие в сеюя свод законов и нормативных актовы;

-экономические факторы тесно связанные политическими и правовыми факторами;

-технологические факторы (связанные с научно-техническим процессом, изменениями в технологии производства);

-социальные факторы, зависящие от установок, жизненных ценностеей и традиций государства.

Риски конъюнктуры рынков сбыта и предложения; Конкуренции;

2) Несистематические риски – это внутренние риски фирмы-объекта, определяеые элементами, обсепечивающими процесс производства, и характер управления бизнесом:

-организационное единство предприятия;

-система управления и правовое обеспечение деятельности организации;

-трудовые ресурсы;

-финансовые ресурсы;

-производственная и ремонтная база.

Все вышеперечисленные факторы влияют на степень риска получения доходов в строну увеличения или уменьшения. Негативные перемены могут проходить в любой из взаимосвязанных систем бизнеса, и перемены влекут за собой изменения в других системах.

Учет рисков инвестирования в бизнес при определении стоимости бизнеса доходным подходом производится подбором адекватной рискам ставки капитализации или дисконта, применяемой для определения текущей стоимости одидаемых от бизнеса денежных потоков.

Риск структуры капитала; Риск «ключевой фигуры» (Ключевая фигура бизнеса (застрахованное лицо) - это человек, чья смерть или недееспособность может значительно повлиять на уровень будущей прибыли организации. Целью страхования ключевых сотрудников фирмы является финансовая защита предпринимательской деятельности от негативных последствий, которые возникают в случае наступления внезапной смерти, недееспособности или болезни к ключевых фигур бизнеса После страхового случая производятся выплаты страховой суммы, предназначенной для: o компенсации прибыли, могла бы получить компания в случае наступления страхового случая; o финансирования поиска, найма, обучения и подготовки нового сотрудника; o укрепления рабочего капитала и баланса предприятия для того, чтобы заверить кредиторов и поставщиков в продолжении бизнеса); Риск недостаточной диверсификации продукции, клиентуры (потребителей продукции и заказчиков услуг). Чем выше степень диверсифицированное™ клиентуры и больше период эффективной связи с ними, тем меньше риск инвестиций в данное предприятие. Величина данного вида риска находится в интервале от 0 до 5%.); рынков сбыта и рынков закупки приобретаемых ресурсов.

Методы расчета коэффициентов капитализации и ставок дохода в оценке бизнеса

Коэффициент капитализации – коэффициент, используемый для пересчета доходов предприятия в его стоимость.

Коэффициент капитализации обычно определяется, как разница между ставкой дисконта (ставкой дохода на капитал) для оцениваемого предприятия и его ожидаемым среднегодовым темпом роста. Следовательно, коэффициент капитализации для предприятия обычно ниже его ставки дисконта. Коэффициент капитализации используется для прямого пересчета потока дохода (обычно чистая прибыль или чистый денежный поток) за один год в качестве множителя или делителя в стоимость предприятия.

Поскольку коэффициент капитализации определяется на основе ставки дисконта (ставки дохода на капитал), то во многих случаях оценщик, в первую очередь, должен установить величину ставки дисконта для оцениваемого предприятия.

Формула для нахождения коэффициента капитализации для чистого денежного потока:

R = r – g где R – коэффициент капитализации;

Наши рекомендации