Показатели развития сферы культуры

  1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Театры   Посещаемость театров на 1000 населения   Музеи   Посещаемость музеев на 1000 населения   Библиотеки, тыс.   Численность читателей библиотек на 1000 населения   Культурно-досуговые учреждения, тыс.   Количество мест в культурно-досуговых учреждениях на 1000 населения   Количество стационарных киноустановок, тыс.   Количество посещений киносеансов в среднем на одного жителя   Количество газет (изданий)   Разовый тираж газет, млн. экз.   Количество журналов и других периодических изданий   Годовой тираж журналов и других периодических изданий, млн. экз.   Количество наименований изданных книг и брошюр, тыс.   Тираж изданных книг и брошюр, млн. экз.         69,1     –   73,5     –     64,3                               61,6     –   78,7     –     96,7                               62,1       77,5     98,0     87,7                               62,6       73,2     90,4     60,2                               54,4       59,9     74,6     34,4     0,5                           51,2       54,8     73,6     18,0     0,3                  

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 259-265.

Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.

В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности – антреприза.

Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.

Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.

В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.

Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании – в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.

Наиболее драматичные изменения переживает кинематограф. В 1990-е гг. резко сократилось количество зрителей, посещающих киносеансы (табл. 4.5). Такая тенденция существует во всем мире, но у нас и во многих других странах с переходной экономикой отток зрителей из кинотеатров был очень сильным, и теперь по показателю количества кинопосещений на одного жителя (0,3 в 2000 г.) мы уступаем в несколько раз странам с развитой рыночной экономикой (Германия – 1,5 в 1995 г., Италия – 1,6 в 1995 г., США– 4,6 в 1994г.). Одновременно с сокращением числа кинозрителей происходило вытеснение отечественных фильмов с киноэкранов страны. Так, в московских кинотеатрах в 1995 г. лишь 8% сеансов занимали российские фильмы, 73% – американские, 6% – французские и 9% – другие европейские фильмы*. Покупать и прокатывать зарубежные фильмы оказалось гораздо дешевле, чем вкладывать средства в производство отечественных кинокартин. Все эти факторы обусловили сокращение производства отечественных кинофильмов.

* Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998. С. 103.

Таблица 4.5

Наши рекомендации