Отчет о прохождении ознакомительной практики в Управлении Федеральной миграционной службы России по Иркутской области

С 01.09.2012 по 30.09.2012 в соответствии с планом обучения Юридического Института Иркутского Государственного Университета я была направлена в Управление Федеральной миграционной службы России по Иркутской области для прохождения ознакомительной практики.

Целью прохождения ознакомительной практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, а также ознакомление с деятельностью Управления Федеральной миграционной службы, нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность сотрудников ФМС, изучение принципов его работы и передового опыта его специалистов, всесторонняя оценка условий деятельности УФМС, выработка навыков подготовки, принятия и реализации решений в практической деятельности.

Управление Федеральной миграционной службы России по Иркутской области - территориальный орган Федеральной миграционной службы России, созданный для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы. УФМС России по Иркутской области является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России.

Начальником УФМС России по Иркутской области является Маркатюк Юрий Владимирович.

По прибытию на место практики, я была направлена в отдел по вопросам гражданства, который рассматривает заявления иностранных граждан и лиц без гражданства о приеме в гражданство Российской Федерации, к руководителю практики – начальнику отдела, майору внутренней службы Липасовой Татьяне Евгеньвне.

Совместно с руководителем практики непосредственно в отделе по вопросам гражданства был составлен план прохождения ознакомительной практики, который успешно выполнен.

Во время практики я работала сначала под непосредственным руководством старшего специалиста отдела по вопросам гражданства, капитана внутренней службы Кондобаевой Татьяны Алексеевны, затем у специалиста отдела, старшего лейтенанта внутренней службы Лагеревой Ирины Юрьевны.

В первый день я была ознакомлена со структурой Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, нормативно - правовой базой, регламентирующей деятельность сотрудников ФМС, спецификой дел, рассматриваемых специалистами отдела по вопросам гражданства, а также особенностями рассмотрения дел о приеме в гражданство, начиная с момента принятия дела к производству до сдачи их в архив, с основами делопроизводства. Я узнала, что в структуру Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области входят 17 отделов: отдел по оказанию государственных услуг в электронном виде; отдел правового обеспечения; отдел анализа, планирования и контроля; отдел делопроизводства и режима; отдел финансового обеспечения; отдел ресурсного обеспечения; отдел по вопросам трудовой миграции; отдел по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; отдел по вопросам гражданства; отдел оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство; отдел оформления виз, приглашений и регистрации иностранных граждан; отдел обеспечения паспортной и регистрационной работы; отдел оформления заграничных паспортов; отдел информационного обеспечения; отдел иммиграционного контроля; отдел адресно-справочной работы; отдел кадрового обеспечения.

Основными задачами отдела по вопросам гражданства являются:

1. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

2. Определение наличия гражданства.

Отдел по вопросам гражданства УФМС в своей деятельности, в первую очередь, руководствуется:

1) Конституцией РФ 1993 года.

2) Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

3) Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации";

4) Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации";

5) Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы";

6) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

7) Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации".

Во время прохождения ознакомительной практики в Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области, мною была изучена работа инспектора. Инспектор занимается только технической работой, то есть работает в основном с бумагами. На его плечи ложиться большой объем работы. Специалист рассматривает в месяц в среднем 40 заявлений. Я выполняла такие поручения, как прием и направление ответов на запросы отдела по вопросам гражданства Иркутской области в структурные подразделения, составляла описи материалов дела и их подшивкой, работала с картотекой, составляла сообщения – извещения в консульства и военный комиссариат. Все это позволило мне подробно ознакомиться со стадиями рассмотрения заявления о приеме в гражданство и основами делопроизводства.

Сначала заявление от иностранного гражданина или лица без гражданства поступает в структурное подразделение УФМС по месту регистрации, где ему присваивается номер и закрепляется за специалистом. По правилам Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325., к заявлению прилагаются документы:

- вид на жительство в Российской Федерации;

-один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия и т.д.);

-документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя;

-представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды;

После того как поданы все необходимые документы, заявление (со всеми предлагающимися документами) из структурного подразделения направляется в отдел по вопросам гражданства УФМС России по Иркутской области. Дело закрепляется за специалистом, который оформляет статистическую карточку. Специалист, изучив материалы дела, определяет, какие документы необходимо представить дополнительно.

Сам процесс рассмотрения заявления можно разделить на три этапа:

1. Поступление заявления в отдел по вопросам гражданства, закрепление дела за специалистом.

2. Рассмотрение заявления. Проведение проверок ГИАЦ МВД РФ (Главного информационно – аналитического центра Министерства Внутренних Дел Российской Федерации), ЦБД УИГ (Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации), ИЦ ГУ МВД РФ (Информационного центра Главного управления МВД РФ); проверка подлинности документов и сведений, предоставленных заявителем.

3. Вынесение решения или заключения; направление сообщения – извещения УФМС лицу, подавшему заявления для приема в гражданство; направление извещений, если это необходимо, в консульство и военный комиссариат.

Решение о приеме в гражданство состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Оно должно быть законным и обоснованным. Решение подписывается специалистом, который занимался рассмотрением данного дела, начальником отдела по вопросам гражданства. Решение согласуется с начальником Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области.

После того как я была ознакомлена со структурой УФМС России по Иркутской области, нормативно – правовыми актами, регламентирующими деятельность сотрудников ФМС, я начала заниматься нумерацией, описанием материалов дела и их подшивкой. Сначала к каждому делу нужно подобрать соответствующие ему сообщения и извещения в консульства и военный комиссариат, подбираются проверки. Я занималась составлением описей дел за третий квартал текущего года, то есть за июль, август и сентябрь. После подшивки и составления описи, на последнем листе дела ставится штамп, на котором указывается дата составления описи и количество листов, которое содержится в деле. Затем к делу подкалывается справка – документирование. На дела, подготовленные к сдаче в архив, составляется общая опись. Только после этого дело сдается в архив. В архиве дело хранится в течение 85 лет, по истечении этого срока дела уничтожаются. Если возникает необходимость проверить принадлежность лица к гражданству РФ, специалист составляет рапорт, на основании которого дело изымается из архива.

Во время прохождения ознакомительной практики специалист отдела, старший лейтенант внутренней службы Лайкова Елена Александровна ознакомила с универсальной базой данных «Гражданство» Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области, в которой содержатся данные на лиц, вступивших в гражданство РФ с 2002 года, на территории Иркутской области.

Через четыре дня старший специалист отдела Кондобаева Татьяна Алексеевна ушла в отпуск. Но перед этим оставил мне дела для нумерации, описи материалов дела и их подшивки. Это было моё задание на первую половину следующей недели. В начале ознакомительной практики при составлении описи дела я часто не знала название того или иного документа. И за помощью обращалась к специалистам отдела по вопросам гражданства - старшему лейтенанту внутренней службы Лайковой Елене Александровне, капитану внутренней службы Казаровой Наталье Александровне и капитану внутренней службы Котовой Галине Викторовне. Помимо нумерации, описи материалов дела, их подшивки и сдачей в архив, я забирала из канцелярии Управления Федеральной миграционной службы корреспонденцию, поступившую для отдела. Корреспонденцию имеет право вскрывать только начальник отдела.

После того как закончила составление описей дел лиц вступивших в гражданство РФ, мне было поручено сформировать тома контрольно – наблюдательных дел. Для этого необходимо было отсортировать по датам, пронумеровать и подшить в тома переписку по приему в гражданство Российской Федерации, выхода из него и проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации. Данная переписка представляет собой запросы компетентных органов и ответы на данные запросы. Документы подшиваются в тома только после регистрации. Нумерация документов, содержащихся в томе, начинается с более раннего. Я узнала, что в одном томе должно находиться не более 250 листов, если превышается это количество листов, я заводила второй том и на корочке второго тома вносила данные с корочки первого тома. Затем нужно было составить описи составленных томов. Описи томов переписки по приему в гражданство РФ, выходу из него и проверке принадлежности к гражданству РФ составляются в печатном виде, в то время как описи дел лиц, принявших гражданство РФ, делаются от руки. За время прохождения ознакомительной практики мной было составлено всего 6 томов контрольно – наблюдательных дел по переписке с Федеральными миграционными службами субъектов Российской Федерации по вопросам гражданства.

Позже Ирина Юрьевна попросила меня составить сообщения - извещения УФМС, для направления их иностранным гражданам и лицам без гражданства, подавшим заявления для вступления в гражданство. В данных сообщениях указывается, какое решение принято после рассмотрения заявления: положительное или отрицательное.

13.09.12 и 14.09.12 я занималась формированием томов контрольно – наблюдательных дел по переписке с Федеральными миграционными службами субъектов России по вопросам приема в гражданство, выхода из него и проверке принадлежности к гражданству РФ. Осуществляла подбор проверок и материалов в дела.

После того как я закончила предыдущее задание, я приступила к составлению извещений для направления в Военный комиссариат. Данные извещения направляются на иностранных граждан лиц без гражданства, вступивших в гражданство Российской Федерации, достигших 16 лет и еще не достигших 60 лет.

18 сентября на базе Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области проходил областной обучающий семинар с сотрудниками УФМС, на котором должны были присутствовать все сотрудники отдела. В этот день мне было поручено остаться в отделе и принимать запросы и материалы по факсимильной связи и электронной почте. Продолжила подготовку дел для сдачи в архив. Всего за время прохождения ознакомительной практики мной было подготовлено 120 дел для сдачи в архив.

19.09.12 я продолжила составлять тома контрольно – наблюдательных дел по переписке с Федеральными миграционными службами субъектов по вопросам приема в гражданство, выхода из него и проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации. Составляла внутренние описи документов, находящихся в томах.

Также мне было поручено составить сообщения - извещения для направления в консульства. Данные извещения направляются в консульства в том случае, если по заявлению иностранного гражданина принято положительное решение. В подобных извещениях указывается основание, на котором иностранный гражданин был принят в гражданство РФ.

21 сентября, закончив предыдущее задание, я работала с картотекой. Я приводила в строгое соответствие с алфавитным порядком учетные карточки на иностранных граждан, приобретших гражданство РФ. Забирала корреспонденцию из канцелярии УФМС, поступившую для отдела. Также работала с документами, поступившими по электронной почте: распечатывала и вкладывала в соответствующие дела. Подбирала проверки в дела.

Помимо всего прочего, я занималась ответами на запросы структурных подразделений Управления Федеральной миграционной службы, Федеральной Службы Безопасности, Министерства иностранных дел и других компетентных органов. Для ответов на запросы я пользовалась информацией, содержащейся в универсальной базе данных «Гражданство» Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области.

Во время прохождения ознакомительной практики в Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области я работала с журналом учета запросов. Я регистрировала запросы, поступившие в виде корреспонденции, по электронной почте и по факсимильной связи. В журнал регистрации поступивших запросов я вносила номер, дату и название органа, от которого поступил запрос. Затем на самом запросе я ставила печать канцелярии УФМС, дату поступления документа и номер под которыми документ зарегистрирован в журнале регистрации.

В последний день прохождения ознакомительной практики в отделе по вопросам гражданства Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области я подвела итоги о проделанной работе за этот месяц, отчиталась перед руководителем практики - Липасовой Татьяной Евгеньевной. Получила характеристику, собрала материалы для защиты ознакомительной практики.

Также следует отметить, что в Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области начальники всех отделов и их специалисты подключены к справочным системам «Консультант-Плюс» и «Гарант», что значительно облегчает работу в плане поиска нормативно - правовых актов, указанных в материалах дела, помогает при составлении годовых отчетов.

И сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области создана современная материальная информационная база, позволяющая успешно решать все вопросы четкого и своевременного прохождения дел, обеспечения плодотворной деятельности сотрудников. В свою очередь, современные технологии и хорошие условия работы в совокупности со знаниями, ответственностью и целеустремленностью, опытом и слаженной работой специалиста должны научить людей чтить и уважать Верховенство Закона, а, следовательно, обеспечить уверенное движение государства и общества по пути демократии и прогресса. За время прохождения ознакомительной практики мною была освоена нормативная база, на которой основывается деятельность отдела по вопросам гражданства УФМС России.

В заключении, хочу сказать, что ознакомительная практика в Управлении Федеральной миграционной службы России по Иркутской области дала мне наиболее полное представление обо всех тонкостях делопроизводства (правила оформления и печати документов, правила оформления личных дел, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, формирование контрольно – наблюдательных дел). Уверена, что полученный объем знаний и практический опыт помогут мне в дальнейшей учебе в стенах института.

Наши рекомендации