Правовое регулирование участия юридических лиц в деятельности друг друга. Видовая характеристика "систем участия"

Объединение юридических лиц при занятии предпринимательскими видами деятельности с установлением разного рода зависимости возможно различными способами.

Во-первых, возможно установление зависимости путем управления, ограниченного своей долей капитала в других юридических лицах. Такая зависимость может устанавливаться через держательские, холдинговые, родительские компании. Установление зависимости через держательские компании предполагает наличие зависимого акционерного общества. Установление зависимости возможно также путем заключения договоров о совместной деятельности, в том числе по деятельности в составе организационно-управленческого образования и т.д. Зависимость предполагает участие обладателя пакета голосующих акций в управлении акционерным обществом посредством влияния на принятие тех или иных решений общим собранием акционеров. Возможно установление зависимости через избрание органов для текущего руководства, которые будут осуществлять стратегию управления акционерным обществом под влиянием обладателей контрольных, паритетных пакетов акций и просто пакетов участия. Установление зависимости через холдинговые компании предполагает осуществление холдинговой компанией контроля над одной или несколькими компаниями с помощью акций, которыми она владеет. Холдинговая компания в большинстве случаев имеет право решающего голоса, действуя посредством контрольного пакета акций. Следует отметить, что существуют примеры осуществления контроля или установления зависимости посредством обладания паритетными пакетами акций и просто пакетами участия. Холдинговая компания обычно не осуществляет хозяйственно-производственных функций, она координирует из одного центра деятельность участников.

Во-вторых, возможно взаимодополнение юридических лиц в совместной хозяйственной деятельности. Такая форма участия осуществляется через договоры о совместной деятельности - консорциумы или путем заключения других гражданско-правовых договоров. В частности, консорциум представляет собой временный, равноправный, добровольный союз на основе договора о совместной хозяйственной деятельности. Консорциумы не рассчитаны на высокую степень концентрации и централизации управления. Будучи объединением, создаваемым на договорных началах, консорциум более ориентирован на координационные, нежели субординационные связи. В его основе стратегическое объединение ресурсов на принципе полной самостоятельности в их использовании, с тем, чтобы каждый из участников консорциума обладал юридической возможностью вступления в любые иные, более тесные и конкретные отношения как с другими участниками, так и с третьими лицами.

В-третьих, возможно объединение в группы на равных условиях (например, союзы, ассоциации, концерны) или на условиях подчинения с образованием центральной компании на правах юридического лица (например, финансово-промышленные группы). На сегодняшний день финансово-промышленные группы представляют собой наиболее перспективную форму объединения юридических лиц. Группа юридических лиц, объединивших свои капиталы, может быть признана финансово-промышленной группой при наличии в составе группы организаций, действующих в сфере производства и услуг, а также банков или иных кредитных учреждений. Создание финансово-промышленной группы происходит либо путем подписания несколькими юридическими лицами соответствующего договора с учреждением центральной компании , либо путем создания дочерних обществ, которые вместе с родительским обществом образуют ФПГ. Создание ФПГ, как и создание холдингов представляет собой легальный способ монополистических объединений в процессе концентрации и централизации капитала. Объединение юридических лиц в группы происходит в целях экономической и технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства.

15. Дочерние хозяйственные товарищества, зависимые акционерные общества. Правовые особенности холдинговых соглашений. Учредителем (участником) одного юридического лица может быть другое юридическое лицо. Законодательство ввиду специфики правового регулирования выделяет два вида организаций, имеющих особую связь с учредителями – дочерние организации и зависимые акционерные общества. Дочерней организацией является юридическое лицо, преобладающую часть уставного капитала (выпущенного уставного капитала) которого сформировало другое юридическое лицо, либо, если в соответствии с заключенным между ними договором (либо иным образом) основная организация имеет возможность определять решения, принимаемые данные организацией. Дочерняя организация не отвечает по долгам своей основной организации. Дочерние организации создаются для осуществления полного контроля над ведением хозяйственной деятельности другим субъектом. Основная организация, которая по договору с дочерней организацией (либо иным образом) имеет право давать последней обязательные для нее указания, отвечает субсидиарно с дочерней организацией по сделкам, заключенным последней во исполнение таких указаний. В случае банкротства дочерней организации по вине основной организации последняя несет субсидиарную ответственность по ее долгам. Участники дочерней организации вправе требовать возмещения основной организацией убытков, причиненных по ее вине дочерней организации, если иное не установлено законодательными актами.

Близко по содержанию к дочерней организации примыкает зависимое акционерное общество. Акционерное общество признается зависимым если

Другое (участвующее преобладающее) юридическое лицо имеет более 20 процентов его голосующих акций. Преобладающее (участвующее) юридическое лицо обязано незамедлительно публиковать сведения о приобретении им соответствующей части акций зависимого акционерного общества в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Зависимое акционерное общество может также приобрести акции своего преобладающего общества. В этом случае возникает взаимное участие обществ в капитале друг друга. Взаимное участие акционерных обществ в выпущенном уставном капитале друг друга не может превышать 25-ти процентов каждого из выпущенных (оплаченных) уставных капиталов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Акционерные общества, взаимно участвующие в выпущенных (оплаченных) уставных капиталах друг друга, не могут пользоваться более чем 25 процентами голосов на общем собрании акционеров друг друга.

Холдинговая компания - ридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Таким образом, активы Х.к. практически полностью представлены акциями другого юридического лица.

Х.к. в качестве своей исключительной деятельности имеет не только владение акциями другой компании, но и управление деятельностью этой компанией, поскольку, как правило,во владении Х.к. находится контрольный пакет. Контроль осуществляется через механизм корпоративных (акционерных)полномочий.Как правило, Х.к. представлены и в руководящих органах своих дочерних компаний (совет директоров, административный совет и т.д.). Холдинговые компании могут образовываться путем слияния двух и более юридических лиц в одно холдинговое на основе холдингового соглашения. В соответствии с данным соглашением юридические лица объединяют пакеты своих акций.

16. Правовое положение производственного кооператива. Субъектный состав производственного кооператива. Порядок управления делами производственного кооператива. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов.

Производственный кооператив является юридическим лицом и относится к числу коммерческих организаций.

Производственный кооператив образуется по решению общего собрания учредителей – физических лиц. Кооператив – это всегда объединение труда нескольких людей, он не может быть одним человеком. Членов кооператива должно быть не менее двух. Это правило действует не только на момент его создания, но и в течение всего срока существования ПК. Если же в результате выбытия других членов в кооперативе останется единственный член, он вправе в течение шести месяцев либо принять новых членов, либо реорганизовать его в такое хозяйственное товарищество, которое может быть создано одним лицом. В противном случае кооператив подлежит ликвидации.

Производственный кооператив осуществляет свою деятельность на основании устава.

В момент образования кооператива в качестве его производственно-финансовой базы выступают имущественные взносы его учредителей.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов пропорционально их взносам, если уставом кооператива не предусмотрено иное.

Чистый доход кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива.

В случае ликвидации производственного кооператива или выхода из него члена кооператива последний имеет право на выдел своего пая.

Устав ПК должен содержать сведения о размере пая каждого члена кооператива, а также о составе и порядке внесения взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению взноса.

Кооператив является самостоятельным субъектом права собственности. Это означает, что он является собственником имущественных взносов членов кооператива (если в качестве взноса предоставлено право пользования имуществом, его собственником остается член кооператива), доходов, полученных в результате его деятельности, имущества, приобретенного по иным законным основаниям (заемные средства и т. д.).

К органам управления производственного кооператива относятся: 1) общее собрание членов производственного кооператива; 2) наблюдательный совет; 3) исполнительные органы.

Общее собрание является высшим органом производственного кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива относится:

1) изменение устава кооператива;

2) образование исполнительных, ревизионных органов и наблюдательного совета и отзыв их членов;

3) прием и исключение членов кооператива;

4) утверждение финансовой отчетности кооператива и распределение его чистого дохода;

5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Члены наблюдательного совета не вправе действовать от имени производственного кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетный наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления производственного кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления.

17. Государственные предприятия как юридические лица. Видовые особенности государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенного предприятия).Под государственными предприятиями следует понимать только такие юридические лица имущество которых не разбито на доли или акции и полностью, как единое целое, принадлежит на праве собственности государству.

К государственным относятся предприятия:

1) основанные на праве хозяйственного ведения;

2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).

В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:

1) находящиеся в государственной собственности, - республиканские государственные предприятия;

2) находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

Предприятие, созданное другим государственным предприятием, рассматривается в качестве дочернего государственного предприятия.

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по ответственности по обязательствам государства и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Государство не отвечает по обязательствам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться в следующих сферах деятельности:

1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств;

2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты;

3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария;

4) осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или где установлен специальный порядок хозяйствования;

5) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго, водо- и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления;

6) в области банковской, страховой и иной финансовой деятельности.

Казенное предприятие создается по решению Правительства РК ли местного исполнительного органа.

РК или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. По договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, установленном законодательными актами о государственном предприятии.

18. Участие государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях.Государство вступает в общественные отношения как субъект власти или как собственник-участник гражданско-правовых отношений.

РК выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.

Государство как собственник. Для осуществления своих функций государство использует имущество, принадлежащее ему на праве собственности. К таковому относятся средства казны, имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами. В отношении этого имущества государство осуществляет владение, пользование и распоряжение. Имущество отходит государству и в порядке наследования. Государство является стороной в наследственных отношениях, если наследодатель указал его в завещании в качестве наследника.

Государство может иметь имущество на праве долевой собственности, однако не может быть субъектом совместной собственности.

Являясь субъектом права собственности, государство несет договорную и внедоговорную ответственность. В ряде случаев государство отвечает по долгам юридических лиц. Например, государство отвечает по обязательствам казенного предприятия и государственного учреждения при недостаточности у них денежных средств для покрытия долга.

Как собственник государство в отношении своего имущества может от своего имени совершать сделки, принимать на себя права и обязанности, выступать от своего имени в суде, нести самостоятельную. Имущественную ответственность. Чаще всего от имени государства выступает Правительство РК.

Государство как участник сделки. Государство является полноправным субъектом товарно-денежных отношений. Такой статус позволяет ему в меру необходимости становиться участником гражданско-правовых сделок. От имени государства стороной в сделке выступают уполномоченные органы.

Государство вы ступает стороной в сделке с ценными бумагами, по продаже государственного имущества, передаче его в доверительное управление или аренду, внешнеторговых сделках, услугах по банковскому обслуживанию, договорах займа и т.д.

Так же, как и государство в целом, административно-территориальная единица выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений и ограничена в правосубъектности только действующим законодательством.

От имени административно-территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местные представительные и исполнительные органы в рамках их компетенции. По специальному поручению административно-территориальной единицы от ее имени могут выступать негосударственные юридические лица. Сделка совершенная некомпетентным ограном от имени административно-территориальной единицы является недействительной и не влечет имущественных обязательств для административно-территориальной единицы.

Административно-территориальная единица не может являться стороной в сделке в отношении имущества, закрепленного на балансе государственного юридического лица.

РК отвечает по своим обязательствам имуществом государственной казны, а административно-территориальная единица отвечает по своим обязательствам имуществом местной казны. РК и административно-территориальная единица не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательством граждан и юридических лиц, а граждане юридические лица не отвечают по обязательствам РК и административно-территориальной единицы, кроме случаев предусмотренных законодательством.

Наши рекомендации