Методы и основные направления антикризисного управления предприятием
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.
Цель антикриз. упр.на пред-ии — анализ факторов возникновения кризисной ситуации, а также разработка и практическое внедрение комплексного экон-го механизма антик-го упр. Данный механизм заключается в анализе внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения признаков приближения кризиса, оперативной оценки и анализа финн-го состояния фирмы и выявления вероятности наступления ее несостоятельности (банкротства) и последующем внедрении экон-х мер по преодолению кризисной ситуации.
Антикризисное управление включает:
- выявление причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
- комплексный анализ финансово-экон. состояния пред-я для установления методов его финн-го оздоровления;
- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
- внедрение экономических методов антикризисного управления и контроль за их реализацией.
Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики. (Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»)
Антик. управление связано с отношениями, складывающимися на уровне пред-я при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.
Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Доп.Основнымикризисами, кот. подвержена финансово-хоз. деят-ть субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.
К возникновению кризиса на уровне хоз-х субъектов приводят следующие факторы:
-внешние факторы — несбалансированная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция;
-внутренние факторы — ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организационной и корпоративной культуры.Направления антикризисного управления
Основными направлениями антикр-го управления на уровне хоз-го субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.
К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.
30. Содержание и порядок разработки предпринимательского бизнес-плана.
Бизнес-план - это документ, который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, определяет способы решения данных проблем.
Бизнес-план должен содержать несколько положений:
Описание целей и задач предпринимательской операции. (составляя план, необходимо задуматься о масштабах и сроках операции, возможной материальной прибыли социальной пользе).
Характеристику предпринимательского продукта (услуг). (желательно при этом определить круг возможных потребителей и потенциальных конкурентов)
Расчеты ожидаемых результатов и требуемых ресурсов.
Программу действий по реализации плана (предприниматель должен заранее представлять как этапы собственной деятельности, так и взаимодействие с др. участниками бизнес-операции; так же желательно учитывать влияние внешней среды- политические, социальные и прочие факторы)
Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утвержденная ФС России по финансовому оздоровлению и банкротству, включает следующее:
- Общая хар-ка предприятия.
- Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
- Анализ финансового состояния предприятия.
- Мероприятия по восст-ю платёжеспособности и поддержке эффективной хоз-й деят-ти.
- Рынок и конкуренция.
- Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
ПРИМЕР содержания бизнес-плана:
Введение, 2 Описание предприятия, 3. Описание продукции (работ, услуг), 4. Анализ рынка,
5. Конкуренция, 6. Маркетинговый план, 7. План производства, 8. Финансовый план, 9. Приложения.
Также можно дополнить и такие разделы: организационный план, инвестиционный план, риски в деят-ти пред-я.
Порядок разработки предпринимательского бизнес-плана.
Бизнес-план – особый инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деят-ти и формы предпр-ва. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления пред-м. Бизнес-план создается как для вновь открывающихся орган-ий, так и для давно сущ-их, когда необходима модернизация ее хоз. дея-ти в связи с изменениями в экономике. Бизнес-план описывает предприятие, планируемую продукцию или услуги, рынок их реализации, финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.
Разработка бизнес-плана носит многоцелевой характер: -бизнес-план явл. моделью проекта и оценкой реальных возможностей; -бизнес-план необходим для привлечения инвесторов и/или получения кредита;
- бизнес-план - это инструмент управления проектом.
Прежде чем вкладывать в проект деньги, необходимо провести его комплексную экспертизу, чтобы проверить его целесообразность и выполнимость, а также оценить его эффективность в следующих аспектах, составляющих примерную структуру бизнес-плана:
Резюме или краткая харак-ка проекта- содержит выводы касательно основных сторон осваиваемого проекта (направленность деят-ти, инвестиционные стратегии, потенциал, ресурсы, период реализации и пр.).
Основная идея осваиваемого проекта -здесь излагаются предпосылки проекта, рассматривается место расположения бизнеса в контексте рыночно -ресурсной среды, рассматриваются графики реализации.
Политика маркетинга и анализ рынка- одним из основных разделов в структуре бизнес-плана явл. рассмотрение маркетинговой политики. Разработка стратегии маркетинга предполагает обсуждение таких направлений: определение сегмента целевого рынка, его рост и тенденции развития, конкуренты и их возможности, покупательский потенциал, прогнозируемая ценовая и кредитная политика, план и стоимость процессов продвижения и рекламы, дизайнерские аспекты, ценообразование, стратегия планирования каналов сбыта. Грамотный план маркетинга рассматривается как центральная точка успеха нового бизнеса.
Месторасположение и окружающая среда-описываются социально-экон. условия региона, выбирается место под будущий финансовый проект.
Материалы и сырье- моделирование потоков продукции и ресурсов, вычисляется необходимый объем, доступность ресурсов.
Технология и проектирование -включает хар-ку произв-ой мощности пред-я и выбор технологии производства.
Организационный план- разрабатывается организационная схема, структура управления сфер деят-ти, смета расходов и капиталовложений.
Трудовые ресурсы- излагаются требования и оценка будущего персонала, предполагаемые планы подготовки.
План реализации проекта- содержит график реализации проекта и необходимый бюджет.
Финансовый план - финансовый прогноз, анализ инвестиционных рисков. Цель финн-го плана- определить потенциал фирмы и установить границы ее финансовой жизнеспособности.
Пояснение по приложениям к бизнес-плану-. В приложениях излагаются подробности будущего бизнеса и различные доп. материалы: уставы, договора предприятий, копии регистрационных свидетельств, лицензии, сертификаты, отзывы партнеров и прочее; материалы, харак-ие будущую продукцию (сертификаты, фото, патенты, чертежи и прочее); материалы маркетинговых исследований, материалы относительно механизма реализации проекта, выписки правовых и нормативных документов; сметы, калькуляции, графики; форс-мажорные ситуации, гарантийные письма и прочее.