Основные этапы оценки бизнеса

Оценка бизнеса – важнейший этап в деятельности любой компании, занимающейся производством товаров и услуг. Оценка бизнеса необходима для понимания руководством компании позиций бизнеса на рынке, а также для совершенствования системы управления и разработки стратегии развития компании.

Процесс оценки бизнеса состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный;

2. Расчетный;

3. Заключительный.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап включает следующие работы:

1. Выбор стандарта и методов расчета стоимости;

2. Сбор, анализ информации для выполнения оценки:

· Характеристики компании;

· Сведения о долях акционеров в капитале компании;

· История компании, перспективы развития;

· Финансовая отчетность;

· Данные об активах, обязательствах компании, данные о последней оценке имущества;

· Параметры отраслей, влияющих на данную компанию;

· Экономические факторы, влияющие на компанию;

· Сведения о состоянии рынка капиталов

· Сведения о предыдущих сделках.

В процессе расчета стоимости бизнеса возникает необходимость корректировки финансовой и бухгалтерской отчетности в связи с влиянием фактора времени.

Процесс корректировки финансовой отчетности включает:

1. Приведение финансовых сведений о компании, а также аналогах компании к общей основе;

2. Перевод стоимостей отчетных в текущие стоимости;

3. Корректировка доходов, расходов с целью объективной характеристики компании за длительный период времени;

4. Учет недействующих активов и обязательств, а также доходов и расходов, связанных с ними;

5. Корректировка информации на инфляцию путем прямой корректировки на значение показателя инфляции, а также путем дисконтирования показателей инфляции.

Расчетный этап.

Расчетный (оценочный) этап предполагает выполнение расчетных операций в соответствии с выбранными методами оценки бизнеса.

Заключительный этап.

Заключительный этап предполагаеткорректировку стоимости на финансовое положение, на оцениваемую долю (с учетом оценки акций), на ликвидность, на прочие факторы.

Таким образом, оценка бизнеса – упорядоченный процесс расчета стоимости на основании достоверной информации и финансовой отчетности компании.

54. Содержание и основные положения Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности»

Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - это Нормативно-правовой акт. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Определяет объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности.

Состоит из следующих глав:

Глава I. Общие положения

Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

Глава III. Регулирование оценочной деятельности

Глава III.1. Государственная кадастровая оценка

Глава IV. Заключительные положения

Стандарты оценки

Стандарты оценки обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются правительством РФ в соответствии с законодательством. Различают 4 основных стандарта оценки:

1.стандарт обоснованной рыночной стоимости. Предполагает, что оценка бизнеса проводится на основе информации (об имуществе, о текущей коньюктуре рынка, деловых возможностях)_ которая равнодоступна для любого потенциального покупателя и продавца, для любого инвестора.

2.стандарт обоснованной стоимости – оценка на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца указанной информации. Их деловые возможности одинаковы, наиболее применим к западной практике, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке акций более крупными акционерами, не соблюдая при этом стандарт (не предоставляют информацию об истинных рыночных перспективах и стоимости имущества).

3.стандарт инвестиционной стоимости – предполагает что оценка осуществляется исходя из информации об имуществе и рыночных перспективах предприятия для конкретного инвестора. Сделка по купле-продаже пройдет в условиях, когда инвестиционная стоимость одного и того же предприятия с точки зрения продавца ниже чем его инвестиционная стоимость с точки зрения покупателя.

4.стандарт внутренний (фундаментальной) стоимости – требует чтобы оценка бизнеса производилась не просто на основе информации независимого аналитика, который учитывает все влияющее на нее факторы, но также с учетом того что этот аналитик не оказывается вынужденным запрашивать информацию от одной из заинтересованных в оценке сторон, т.е. аналитик чтобы выполнить стандарт внутренней оценки должен иметь собственный опыт рабы в отрасли и собственную независимую оценку (информацию). Этот метод предполагает что рассматриваемое предприятие должно быть оценено всеми существующими методами оценок. Помимо общепринятых международных стандартов утверждают национальные стандарты которые закреплены в нормативных методических документах.

Стандарты (международные) оценки подразделяют в зависимости от того, какие требования предъявляют к используемой в оценке информации.

1.обоснованной рыночной стоимости – на использовании общедоступной информации

2.равнодоступная оценка информации для конкретного покупателя и продавца

3.на основе индивидуальных представлений деловых возможностей по отдельности взятых покупателя и продавца

4. подчеркивается обязанность независимого оценщика пользовать доступной информацией.

56. Доходный подход к оценке. Область применения, источники информации.

.Доходный. ДП позволяет провести прямую оценку стоимости предприятия, в зависимости от ожидаемых в будущем доходов. Доход основной фактор определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, тем выше рыночная стоимость объекта. Это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникают в результате использования собственности и возможной ее продажи. Методы:

Существует 2 модели реализации этого подхода:

1. метод дисконтирования ден. потоков подразумевает, что стоимость предприятия определяется будущим ден. потоком, который можно извлечь из оцениваемого предприятия в течение срока владения. этот будущий денежный поток дисконтируется к эквивалентной текущей стоимости с помощью подходящей ставки дисконта. В этом случае стоимость оцениваемого предприятия – это текущая стоимость будущего денежного потока, ожидаемого от этого предприятия.

Метод используется когда:

-ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

-предприятие представляет собой крупный многофункциональный коммерческий объект

-потоки доходов и расходов носят сезонный характер.

2. Метод капитализации. Применяется к предприятиям, которые успели накопит активы в результате капитализации их в предшествующие периоды. Т.е. метод наиболее адекватен в оценке зрелых предприятий. Данный метод заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от использования объекта с помощью коэффициента капитализации. Коэф-т капитал-ии (ставка капитал-ии) - это делитель, используемый для перевода потока дохода в расчетную стоимость.

Источники информации.

Источники информации: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, а также результаты личных переговоров оценщика с собственниками и арендаторами, изучение коммунальных счетов, налоговых платежей, переоценок недвижимости, страховых полисов и другого, что позволит составить корректные прогнозные оценки по доходным и расходным статьям использования недвижимости

57. Доходный подход. Метод дисконтированного денежного потока (ДДП)

.Доходный. ДП позволяет провести прямую оценку стоимости предприятия, в зависимости от ожидаемых в будущем доходов. Доход основной фактор определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, тем выше рыночная стоимость объекта. Это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникают в результате использования собственности и возможной ее продажи. Методы:

Существует 2 модели реализации этого подхода:

1. метод дисконтирования ден. потоков подразумевает, что стоимость предприятия определяется будущим ден. потоком, который можно извлечь из оцениваемого предприятия в течение срока владения. этот будущий денежный поток дисконтируется к эквивалентной текущей стоимости с помощью подходящей ставки дисконта. В этом случае стоимость оцениваемого предприятия – это текущая стоимость будущего денежного потока, ожидаемого от этого предприятия.

Метод используется когда:

-ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

-предприятие представляет собой крупный многофункциональный коммерческий объект

-потоки доходов и расходов носят сезонный характер.

2. Метод капитализации. Применяется к предприятиям, которые успели накопит активы в результате капитализации их в предшествующие периоды. Т.е. метод наиболее адекватен в оценке зрелых предприятий. Данный метод заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от использования объекта с помощью коэффициента капитализации. Коэф-т капитал-ии (ставка капитал-ии) - это делитель, используемый для перевода потока дохода в расчетную стоимость.

Взаимосвязанность ставки дисконтирования и ставки капитализации можно легко выразить формулой:

R = i - g

где: R – ставка капитализации;

i – ставка дисконтирования;

g – ожидаемые темпы роста (снижения).

Наши рекомендации