Финансовая политика и ее виды

Понятие финансовой системы и характеристика ее звеньев

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных институтов (звеньев) и органов. Понятие «финансовая система» также используется в двух аспектах:

1. во-первых, финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств;

2. во-вторых, финансовая система - это совокупность органов, осуществляющих финансовую деятельность в государстве. Финансовая система состоит из звеньев (институтов).

I. Централизованные (общегосударственные) финансы(1).

1) Государственные финансы:

• государственная бюджетная система (федеральный, региональный и местные бюджеты):

• внебюджетные фонды;( имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.)

• государственный кредит.( представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.)

2) Страхование (социальное, личное, имущественное. страхование ответственности и предпринима­тельского риска). Ведущую роль у государственная компания Росгосстрах

II. Децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов)( Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.).

- Финансы коммерческих организаций

- финансы некоммерческих организаций

- финансы общественных объединений

Разграничение финансовой системы на определенные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных, фондов, фонд накопления и потребления, используют для этого налоги, расходы государственного бюджета- государственный кредит.

Первичным моментом государственных финансов является государственная бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет.

2. региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

3. местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют а в т о н о м н о. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Финансовая политика и ее виды

Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала5 (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости).

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- структуры расходной части бюджета;

- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

- задач управления государственным долгом;

- дефицита или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами.

- инвестиционная политика;

- политика управления государственным долгом;

- политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

- кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);

- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

- ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Типы финансовой политики.

1. Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета.

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

3.Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Наши рекомендации