Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Консолидированный бюджет

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблю­дают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита (профицита). При опреде­лении итоговых показателей по своду бюджетов запрещается:

- сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами дру­гих бюджетов (т.е. взаимно сокращать дефициты одних и профициты других бюджетов в составе сводного бюджета);

- недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они прохо­дят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как группа расходов в составе вышестоящего бюджета.

Более того, при консолидации бюджетов всех уровней ошибка может породить и тройной счет.

Консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов ме­жду этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Россий­ской Федерации (ст. 13 БК РФ).

На рис. К.М.1.4 приведена структура консолидированного бюд­жета Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - student2.ru

Рис. К.М.1.4. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муници­пальных образований, входящих в состав субъекта Российской Фе­дерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюд­жетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 14БКРФ).

Консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района (ст. 15 БК РФ).

Консолидированный расширенный бюджет. В практике международных сопоставлений используются еще два дополнительных термина: «консолидированный расширенный бюджет» и «расширенный бюджет правительства». Консолидированный расширенный бюджет включает свод бюджетов всех уровней и свод всех внебюджетных фондов. Для России и США важно учитывать именно этот показа­тель для оценки влияния публичных расходов на состояние макро­экономической сбалансированности, поскольку без учета внебюд­жетных фондов основные показатели консолидированного бюджета не в полной мере отражали бы реальное значение отдельных пока­зателей. В тех странах, где отсутствуют внебюджетные фонды и их роль играют целевые бюджетные фонды, такое дополнительное по­нятие излишне (например, для ФРГ, Франции).

Расширенный бюджет правительства федеративного государства. Он включает федеральный бюджет и внебюджетные фонды феде­рального уровня (в США используется термин «объединенный, или унифицированный, бюджет»). В этом случае не нужна консолидация субфедеральных бюджетов (и территориальных внебюджетных фон­дов), а также бюджетов местного самоуправления, поскольку субъек­та федерации и местное самоуправление конституционно самостоя­тельны и несут свою долю ответственности за свои относительно автономные действия. Термин «расширенный бюджет правительст­ва» используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики на социально-экономическое развитие стра­ны, для оценки деятельности федеральных органов власти и т.п.

Понятие «консолидированный бюджет» в России впервые вклю­чено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджет­ного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюд­жетной системы России.

Консолидированный бюджет Российской Федерации, как и кон­солидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, муни­ципальных районов, не рассматривается и не утверждается законо­дательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты в первую очередь являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направ­лениям их использования по территории в целом Российской Федера­ции и отдельных субъектов Российской Федерации. Количественные характеристики консолидированного бюджета служат для подтвер­ждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

Показатели консолидированных бюджетов. Они используются:

- в бюджетном планировании и прогнозировании. В частности, при определении размеров дотаций отдельным регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов админи­стративно-территориальных образований;

- при анализе формирования и использования централизован­ного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Например, с помощью показателя консолидированного бюджета РФ опре­деляется степень концентрации финансовых ресурсов, созда­ваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства;

- в сводном финансовом планировании, так как при составлении сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов многие показатели берутся из консолидированных бюджетов;

- в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке про­гнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирова­ния бюджетов также базируется на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу иссле­дуются корреляционные связи между объемами доходов и такими переменными, как размер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. Например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и дру­гие среднедушевые бюджетные расходы. Среднебюджетные показа­тели по доходам и расходам являются критериями для сравнитель­ного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консо­лидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Муниципальные финансы

Наши рекомендации