Алгоритм и критерии выбора поставщика материальных ресурсов

Поставщик – юр лицо обеспечивающее какой-либо продукцией др юр лицо на опр условиях. Выбор поставщика связан с оценкой критериев. Критерии – 3 группы:

1. технические,

Показатели, характеризующие производственную мощность поставщика; прогрессивность применяемых им технологий; комплектность поставляемой им продукции и соответствие еѐ общепринятым стандартам; развитость инфраструктуры; наличие дефектов в продукции; послегарантийное обслуживание; ассортимент, поставляемой продукции; постоянство упаковки продукции

2. организационно-экономические

Доступность продукции и условия её доставки; сроки поставки и условия оплаты; удалённость поставщика; его финансовое положение; организационные факторы менеджмента и стиль поставки

3. психологические.

Критерии надёжности поставщика, его репутация, степень сотрудничества, местонахождение, уровень компетентности и взаимодействия, договорная дисциплина

Данные критерии выбора поставщика не ранжированы по значимости и важности, так как для одних потребителей конкретный критерий может занимать одно из первых мест по важности, а другими потребителями этот же критерий может не приниматься во внимание.

Качество МР – совокупность их объективных свойств и хар-к, которая обусловлена показателями, определяющими потребительную стоимость производимой продукции.

Комплексным критерием оценки поставщика является показатель надёжности. В логистике снабжения критерий надёжности подкрепляется условиями договора и отражает все стороны закупок материальных ресурсов. Партнёрство с надёжными поставщиками – одно из основных условий исполнения большинства логистических технологий и систем.

Алгоритм

1) определение номенклатуры, спецификаций и основных характеристик материальных ресурсов в соответствии с производственной программой;

2) установление параметров заказа и поставок в соответствии с производственной программой; анализ рынка и выявление всех возможных поставщиков;

3) предварительная оценка и отбор поставщиков по основным критериям: качество, надёжность, цена;

4) отбор поставщиков, соответствующих основным критериям;

5) оценка отобранных поставщиков;

6) ранжирование поставщиков и выбор главного поставщика материальных ресурсов;

7) заключение договора на поставку продукции.

При ранжировании проводится дополнительная оценка поставщиков по заданной шкале. В шкале оценок различные характеристики поставщиков выражаются через свойство числового ряда.

СПРАВОЧНО:

В логистике при ранжировании поставщиков применяется числовая система с отношениями. Шкалы оценок построены по принципу возрастания получаемой информации об объекте.

1. Шкала наименований (номинальная) – шкала, при измерении которой получают минимальную информацию о сравниваемых объектах. Здесь достаточен ответ «да» или «нет».

2. Шкала порядка (ранговая, ординальная) обеспечивает получение дополнительной информации о ранжировке поставщиков, упорядоченной по возрастанию (убыванию) степени выраженности какой-либо их характеристики. Ответ уточняется в форме сравнения (например, насколько затраты на производство у одного поставщика ниже, чем у других).

3. Шкала интервалов обладает ещё бόльшим информационным потенциалом: кроме информации о предпочтительности, обеспечиваемой шкалой рангов, появляется дополнительная информация – насколько один поставщик отличается от других по измеряемой характеристике.

4. Шкала отношений обеспечивает информацию о кратности различий: во сколько раз измеряемая характеристика выражена в данном поставщике больше (меньше), по сравнению с другими претендентами.

Сбор первичных данных может осуществляться с помощью интервьюирования, анкетирования или экспертных оценок. Сама же процедура распределения полученных оценок в виде числовой последовательности шкалы оценок называется ранжированием.

Наши рекомендации