Бюджетная классификация России

Бюджетная классификация РФ — группировка доходов, расходов и источников финанси­рования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоста­вимость показателен бюджетов бюджетной системы РФ.

Принципиальной новацией бюджетной классификации РФ, применяемой с 2005 г., стало использование в ней классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которая является группировкой операций в секторе государственного управ­ления по их экономическому содержанию. В рамках КОСГУ операции делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (опе­рации с финансовыми активами и обязательствами). С 2008 г. КОСГУ применяется как самостоятельная клас­сификация в составе бюджетной классификации РФ.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов вве­ден единый 20-значный коддля классификации доходов, расходов и источников финанси­рования дефицита бюджетов. Три первых знака 20-значного кода являются кодами адми­нистраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Однако в законодательстве термин «администратор» применяется в отношении доходов и источников финансирования дефицита бюджета. В отношении расходов применяется традиционный термин — главный распорядитель бюджетных средств. Вторая часть (14 знаков) представляет собой собственно функцио­нальную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних зна­ка 20-значного кода являются классификацией операции сектора государственного управ­ления (табл. 2.2.1-2.2.3).

Таблица 2.2.1 - Структура кода доходов бюджетов

Бюджетная классификация России - student2.ru

Таблица 2.2.2. - Структура кода расходов бюджетов

Бюджетная классификация России - student2.ru

Таблица 2.2.3 - Структура кода источников финансирования дефицитов бюджетов

Бюджетная классификация России - student2.ru

В первые годы образования Российской Федерации бюджетная классификация утверждалась приказами Министерства финансов РФ. Далее до 2008 г. действовали два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная глава 4. Министерство финансов РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, с 2008 г. действует приказ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

В состав бюджетной классификации включены:

- классификация доходов,

- классификация расходов,

- классификация источников финансирования дефицита бюджета,

- классификация операции сектора государственного управления.

Базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа—подгруппа, раздел—подраздел, группа-статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает:

• по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;

• по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме, по 95 подразделам:

• по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 и 4 подгруппы;

• по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.

Одновременно Министерству финансов РФ предоставляется право утверждать единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях, тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы.

Наши рекомендации