Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, участников (товарищей, членов кооператива), их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство различает следующие организационно-правовые формы предпринимательства:

хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);

хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные);

хозяйственные партнерства;

производственные кооперативы;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Перечисленные организации по законодательству РФ являются коммерческими, т. е. преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации делятся на унитарные и корпоративные.

Организационно-правовые формы корпоративных организаций имеют сущностные различия: представляют собой объединение лиц (хозяйственные товарищества), объединение капиталов (хозяйственные общества) либо создаются для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом и ином участии (производственные кооперативы).

Следствием указанного различия являются установленные законом требования к составу участников (товарищей, членов) организаций. Так, полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, вкладчиками в товариществах на вере — граждане и (или) юридические лица. Членами производственного кооператива могут быть граждане, при этом уставом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Правовое положение коммерческих организаций различных организационно-правовых форм определено ГК РФ, а также Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»; от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве); от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В целях обеспечения единообразия применения законодательных норм Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ даны разъяснения (постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.) и обобщена судебная практика (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июня 2009 г. № 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ», постановление Пленума ВАС РФ от 20 июня 2007 г. № 40 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью» и др.).

Имущественные отличия организационно-правовых форм отражают то, на какой форме собственности или на базе какого вещного права действует субъект. Так, унитарные предприятия создаются на основе государственного или муниципального имущества, которое передается им в хозяйственное ведение либо оперативное управление. Коммерческие организации иных организационно-правовых форм ведут деятельность на базе частной собственности (что не исключает участия государства в хозяйственных обществах)[153].

Кроме того, имущественные отличия проявляются в соотношении прав на имущество у участников (учредителей) и самой организации (ст. 48 ГК РФ).

Организационные отличия организационно-правовых форм выражаются во внутренней конструкции управления делами организации. Так, единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников (учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников). Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами, при этом вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере.

В хозяйственных обществах, хозяйственных партнерствах, производственных кооперативах воля выражается общим собранием и специально сформированными в соответствии с законом и уставом органами управления[154].

К примеру, уставом ООО может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом и др.) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правления, дирекции и др.) общества.

Система, структура и полномочия органов управления хозяйственного партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. При этом Законом о партнерствах предусмотрено формирование единоличного исполнительного органа (генеральный директор, президент и др.).

В производственном кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет. Единоличным исполнительным органом кооператива является председатель, в кооперативе с числом членов более 10 избирается правление.

Законами определяются порядок избрания, назначения, компетенция, полномочия, порядок принятия решений и другие аспекты деятельности органов управления.

Организационно-правовые формы различаются также по конструкции ответственности. Так, в полном товариществе участники солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества своим личным имуществом. В хозяйственных обществах, хозяйственных партнерствах участники перед кредиторами организации не отвечают, они несут лишь риск убытков в размере своего вклада. По долгам же отвечает само общество, партнерство принадлежащим им на праве собственности имуществом.

Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет собственник его имущества (РФ, субъект РФ, муниципальное образование).

Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность ведения приносящей доход деятельности некоммерческими организациями[155].

Наши рекомендации