Сравнительный анализ банковских систем США и СССР по состоянию на 1933г

В 1933 г на территории США действовала ФРС, которую стали называть «банком банков» (или «банком банкиров») США. В систему входят тысячи банковских учреждений. Важное отличие ФРС от центральных банков: эта организация, не являясь государственным учреждением и принадлежит к числу «независимых» агентств, представляющих собой чисто американское явление, а так же принадлежит к числу важнейших для функционирования государственной власти органов США.В ее состав входили двенадцать региональных федеральных резервных банков, за которыми были закреплены определенные федеральные резервные территории. Все национальные банки должны были в обязательном порядке вступить в ФРС. Федеральным резервным банкам, деятельность которых координировалась Федеральным резервным советом, были переданы функции эмиссии банкнот и хранения резервов банков — членов ФРС, а также межбанковская кредитная деятельность через размещение среди банков — членов ФРС своих капиталов. Банковская система США XX в. нередко рассматривается как пример практического воплощения принципов свободы банковского бизнеса.Банки, как правило, открывались на основе чартера, приобретение которого давало банку все преимущества ограниченной ответственности. До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. 6 марта 1933 г. на всей территории США была приостановлена банковская деятельность, и все штатные банки обязаны были подчиняться приказам Вашингтона. Изъятие средств с депозитов разрешалось только при чрезвычайных обстоятельствах и для плановых платежей. Это событие вошло в историю под названием «банковские каникулы». Великая депрессия 1930 г. привела к банкротству 9000 банков. Чрезвычайный банковский закон разрешил вновь открыть банки после «банковских каникул». Банковский закон 1933 г. - Закон Гласса-Стиголла - был направлен на обеспечение страхования депозитов; коммерческим банкам запрещено размещать выпуски ценных бумаг на рынке; национальным банкам также разрешено создавать отделения на территории штатов, где раньше была разрешена деятельность штатных банков. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную.

Банковская система США является двухуровневой; первый уровень составляют двенадцать Федеральных резервных банков, второй уровень — коммерческие банки — члены федеральной резервной системы. Часть банков не являются членами ФРС, но подлежат регулированию на тех же принципах, что и члены ФРС.

Для СССР 1933 год был послереформенным годом. Кредитная система страны состояла из Госбанка, банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений:Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк, Цекомбанк; и сберегательных касс. Названные банки распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Все они имели сети своих филиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования. Наряду с ними в форме акционерного кредитного учреждения действовал Внешторгбанк, осуществлявший часть операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений. Сложившаяся в ходе реформы структура кредитной системы просуществовала с небольшими модификациями 55 лет. Госбанка был кассовым центром страны, центр краткосрочного кредитования и безналичных расчетов, формирование следующих основных функций Государственного банка СССР: плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию ор- ганизации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группировать- ся по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредит- ным планом. Был также осуществлен переход к системе межфилиальных оборотов (МФО), предполагавшей децентрализованную квитовку межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

Наши рекомендации