Факторный анализ себестоимости продукции

Последовательность выполняемых расчетов на примере маржинального анализа

1. Общая сумма затрат, рассчитанная при базисном объеме производства продукции, базисных удельных переменных затратах и базисной сумме постоянных расходов:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru ,

где Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - количество произведенной продукции в базисном периоде;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - удельные переменные затраты в базисном периоде; Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - постоянные затраты.

2. Общая сумма затрат, рассчитанная при базисном объеме производства продукции, базисных удельных переменных затратах, базисной сумме постоянных расходов и с учетом коэффициента изменения объема производства продукции (условные затраты №1):

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru ,

где Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - коэффициент роста (снижения) объема производства продукции;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru ,

где Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - количество произведенной продукции в фактическом периоде;

3. Общая сумма затрат, рассчитанная при фактическом объеме производства продукции, базисных удельных переменных затратах и базисной сумме постоянных расходов (условные затраты №2):

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

4. Общая сумма затрат, рассчитанная при фактическом объеме производства продукции, фактических удельных переменных затратах и базисной сумме постоянных расходов (условные затраты №3):

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

5. Общая сумма затрат, рассчитанная при фактическом объеме производства продукции, фактических удельных переменных затратах и фактической сумме постоянных расходов:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

6. Отклонение общих затрат:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

7. Отклонение общих затрат за счет изменения объема произведенной продукции:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

8. Отклонение общих затрат за счет изменения структуры произведенной продукции:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

9. Отклонение общих затрат за счет изменения удельных переменных расходов:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

10. Отклонение общих затрат за счет изменения постоянных расходов:

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Тема 5: Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

1. Подготовка исходной информации к основным расчетам.

2. Расчет влияния факторов на отклонение прибыли, полученной от реализации продукции.

3. Расчет влияния факторов на отклонение прибыли по отдельно взятым продуктам.

На отклонение прибыли полученной от реализации товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:

· объем реализованной продукции;

· структура реализованной продукции;

· себестоимость реализованной продукции;

· реализационные цены.

Расчеты рекомендуется проводить по следующим формулам.

1. Затраты в базисном периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - количество реализованного продукта в базисном периоде;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - себестоимость единицы продукта в базисном периоде;

2. Затраты в фактическом периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - количество реализованного продукта в фактическом периоде;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - себестоимость единицы в фактическом периоде;

3. Условные затраты

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

4. Денежная выручка в базисном периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - цена реализации единицы продукта в базисном периоде;

5. Денежная выручка в фактическом периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru - цена реализации единицы продукта в фактическом периоде;

6. Денежная выручка условная

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

7. Прибыль в базисном периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

8. Прибыль в фактическом периоде

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

9. Прибыль условная

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

10. Отклонение прибыли

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

11. Отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

12. Отклонение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

13. Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

14. Отклонение прибыли за счет изменения реализационных цен

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

На отклонение прибыли полученной от реализации одного продукта оказывают влияние следующие факторы:

· объем реализованного продукта;

· себестоимость реализованного продукта;

· цена реализации.

Расчеты рекомендуется проводить по следующим формулам.

Находится отклонение в прибыли

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

В том числе за счет изменения:

а) объема реализованного продукта;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

б) себестоимости реализованного продукта;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

в) цены реализации

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Проверка полученного результата

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

: методика определения порога рентабельности (см. вопрос 18)

Порог рентабельности (Т)

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Маржинальный доход (Мд)

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru-затраты постоянные;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru-затраты переменные;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru- затраты постоянные + переменные;

Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru-денежная выручка;

Т- критическая точка безубыточности.

Тема:6 Производственный (операционный ) левередж или эффект производственного рычага

В переводе с английского , левередж означает рычаг, подразумевая воздействия определенной силы , с помощью которой можно перемещать тяжелые предметы. В Экономике понятие левередж трактуется некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей, чаще всего финансовых результатов предприятия.

Производственный (операционный) левередж - количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и изменением прибыли до налогообложения (балансовой) в зависимости от изменения затрат.

Расчёт силы воздействия производственного левереджа и порога рентабельности предприятия.

Рассчитать уровень производственного левереджа можно по формуле эффекта производственного рычага (ЭПР).

Эффект производственного рычага (ЭПР) состоит в том, что при росте переменных затрат и объёмов производства темпы роста прибыли будут выше, чем темпы роста производства при условии реализации всей произведённой продукции.

Например. Затраты предприятия составляют 800 тыс.руб., в том числе

постоянные - 200 тыс.руб., переменные - 600 тыс.руб. Предприятие

производит 10 единиц изделий по цене 100 руб. за изделие. Выручка от

реализации составляет 1000 тыс.руб. (100*10), а прибыль - 200 тыс.руб.

( 1000 - 800). Предприятие наращивает объёмы производства и

увеличивает переменные затраты до 700 тыс.руб., то есть на 16,7 %ь постоянные затраты не изменятся, а выручка возрастёт также на 16,7 % и, следовательно, составит 1167 тыс.руб. В этом случае прибыль предприятия будет равна 267 тыс.руб. (1167 - 700 - 200), то есть возрастёт на 33,5 %. Таким образом, при росте затрат на 16,7 % прибыль возрастёт на 33,5 %, то есть темпы роста прибыли в два раза выше темпов роста затрат. В этом превышении проявляется ЭПР. В данном случае ЭПР равен 2. Если это предприятие будет наращивать затраты на 10 %, то прибыль должна будет возрасти на 20 % (10*2), если предприятие нарастит затраты на 5 %, то прибыль должна будет возрасти на 10 % (5*2). ЭПР можно рассчитать по формуле:

ЭПР = ВМ/П, (1)

где В - валовая маржа, рассчитываемая как разность между выручкой от реализации и переменными затратами (ВМ=В-ПРЗ), или, по-другому,

ВМ= П+ПСЗ (прибыль плюс постоянные затраты), П - прибыль предприятия. Для нашего примера ЭПР = (1000 - 600)/200 = 2.

Разная структура постоянных и переменных затрат в составе затрат предприятия даёт разные величины ЭПР. Финансовый менеджер должен оценить выгодность структуры затрат. Для этого, кроме ЭПР, рассчитываются показатели порога финансовой устойчивости (ПФУ) и запаса финансовой устойчивости (ЗФУ). Порог финансовой устойчивости (точка безубыточности, порог рентабельности) - это такая величина выручки от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытка, но ещё не имеет прибыли, то есть выручка от реализации равна затратам. ПФУ рассчитывается по формуле:

ПФУ= Факторный анализ себестоимости продукции - student2.ru (2)

где ПСЗ - постоянные затраты, ВМ- валовая маржа, В - выручка от реализации.

Для нашего примера ПФУ = 200 : (400 : 1000) = 200 : 0,4 = 500 тыс.руб.

Это означает, что при достижении выручкой от реализации объёма 500 тыс.руб. предприятие уже не будет иметь убытка, а каждая дополнительно проданная единица товара уже будет приносить прибыль.

Не представляют трудностей и графические способы определения порога рентабельности. Один из этих способов, показанный на рис.1 основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. I

Наши рекомендации