Открытая информация о банковской деятельности и порядок ее предоставления

Ответственность банка и должностных лиц за нарушение банковской тайны.

Гражданско-правовая ответственность банков за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, установлена пунктом 3 ст. 857 ГК РФ, согласно которому в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. В соответствии с пунктом 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

За разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, работники банков могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Одним из видов взыскания является увольнение работника за однократное грубое нарушение им трудовых обязанностей, выразившееся в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (ст. 81 Трудового кодекса РФ).

Статьей 13.14. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 14.33 (недобросовестная конкуренция) КоАП РФ.

За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, ст. 183 УК РФ установлена уголовная ответственность.

Разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе предоставление их государственным органам, которые не обладают правом их получения или предоставление таких сведений в объеме большем, чем предусмотрено законодательством, может негативно отразиться на репутации банка.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вопросы сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, должны постоянно находиться в центре внимания органов управления банка, а каждый запрос о предоставлении таких сведений, в том числе поступивший от государственного органа, подвергаться тщательному анализу на предмет правомерности их предоставления.

Открытая информация о банковской деятельности и порядок ее предоставления

1. Открытость банковской информации означает обязанность банка, с одной стороны, публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц, а с другой — сообщать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения.

При этом очень важно подчеркнуть, что эта открытая банковская информация должна быть таковой для неограниченного круга лиц. Дело в том, что в российской банковской практике очень часто предоставление информации связывается с заключаемыми договорами, т.е. информация предоставляется в процессе заключения договора либо после его заключения. Это в принципе неверно. В соответствии с требованиями закона определенный объем банковской информации должен быть доступен неограниченному кругу лиц.

В данном случае понятие доступности должно включать в себя как возможность получения этой информации любым желающим, так и ее форму. Это означает, что информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора. В зарубежной практике это, как правило, делается путем изготовления буклетов, проспектов, практически предоставляемых в неограниченном количестве любым лицам, посетившим конторы банков. Российские банки только начинают предоставлять информацию в такой форме.

Доступность означает еще и форму изложения (или подачи) информации. Разумеется, квалифицированный экономист или финансист в состоянии проанализировать огромное количество банковской информации независимо от того, каким образом она изложена. Обычные же граждане, а именно на них должна быть ориентирована банковская информация, вправе получать ее в максимально простой и доступной восприятию форме. В российском банковском праве по этому поводу не содержится никаких предписаний. Следовательно, это поле для инициативы банков, которые, разрабатывая и совершенствуя формы подачи информации, могут привлечь большее количество клиентов.

2. При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность.

Специальные правила по поводу открытой банковской информации установлены письмом Банка России от 4 августа 1995 г. № 183 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях — эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации».

В соответствии с этим нормативным актом коммерческие банки и другие кредитные организации, публично размещающие эмитируемые ими ценные бумаги, осуществляют раскрытие информации, содержащейся в регистрационных документах. Раскрытие данной информации является одним из способов защиты

Наши рекомендации