Расчёты путём зачёта взаимных требований


Под этим видом расчётов понимаются безналичные расчёты, в которых взаимные претензии и обязательства предприятий погашаются в равновеликой сумме и лишь на сумму сальдо производится перечисление денег.

Как правило, зачёты взаимных требований (клиринг) проводятся между предприятиями, связанными между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг.

К зачёту могут быть представлены любые платёжные документы, а именно - платёжные поручения, платёжные требования, чеки, векселя.

К зачёту не принимаются документы по платежам, во внебюджетные фонды и в бюджет.

Незачтённый остаток перечисляется с помощью платёжного поручения.

Эффективность проведения зачёта характеризуется с помощью коэффициента взаимозачёта, который рассчитывается как сумма зачтённых документов, отнесённая к сумме документов, пред-ставленных к зачёту.

Например: предприятие А обязано уплатить предприятию Б 200 тыс. рублей, а получить от предприятия Б должно 180 тыс. рублей. К зачёту будут представлены документы в сумме 380 тыс. рублей, а взаимно погашено будет 360 тыс. рублей. Коэффициент взаимозачёта (Квз) составит:

Квз = 360/380 * 100% = 95%.

Зачёты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые. По времени действия они бывают разовые (единовременные) и постоянные.

Постоянно действующие взаимозачеты осуществляются между предприятиями, имеющими длительные хозяйственные связи. Такая форма расчетов оговаривается в соглашении между предприятиями, в котором устанавливается, кто из них будет вести счет учета взаимных требований.

Если у предприятий имеются разовые взаимные претензии, то они могут обратиться в банк для осуществления взаимных расчетов. При этом предприятия представляют документы к зачету, а также могут указать наименования и номера документов, которые нужно отозвать из других банков для проведения взаимозачета. Банк за проведение таких операций взимает комиссионные.

Разовые групповые зачеты взаимных требований применяются тогда, когда у нескольких предприятий имеются взаимные претензии. Подготовка к проведению данного зачета производится заблаговременно.

В ходе подготовки оповещаются все участники данного зачета и все банки, участвующие в зачете. Каждому участнику сообщается дата открытия лицевого счета для проведения зачета.

В ходе проведения взаимозачета каждому из участников открывается временный активно-пассивный счет "Расчеты хозорганов по взаимозачетам". По дебету этого счета отражаются суммы, поступившие данному предприятию от других участников, а по кредиту - сумма по документам, отправленным в адрес других участников. Ежедневно выводится сальдо, и дебетовый остаток перечисляется на расчетный счет.

Если по окончании срока проведения взаимозачета у участника зачета остался долг перед другим предприятием, то на сумму долга выписывается платежный документ, а при отсутствии средств на расчетном счете ему может быть выдана ссуда банка для погашения долга и предоставлен срок для погашения ссуды (как правило, до 2 месяцев).

В настоящее время наиболее распространенными являются взаимозачеты, которые проводятся бухгалтериями предприятий, минуя банк.

Для проведения такого зачета используют, как правило, счета-фактуры. Предприятия предъявляют документы, удостоверяющие отгрузку продукции или оказание услуг, и на основании этих документов составляется опись (акт сверки взаимной задолженности), состоящая из двух частей - в первой приводятся перечень документов одного предприятия, а во второй - перечень документов другого предприятия.

Помимо описи составляется акт взаимозачета, где указываются зачтенные документы и суммы. На незачтенную сумму выписывается платежное поручение, и средства перечисляются через банк. К описи и акту прикладываются копии всех документов, связанных с этим взаимозачетом (счетов-фактур, договоров и т.п.).

Межбанковские расчёты

Расчёты между клиентами одного и того же банка производятся путём перечисления средств со счёта на счёт без использования корреспондентских счетов.

Чаще всего, при выполнении поручений своего клиента банк вынужден вступать в отношения с другим банком, обслуживающим его партнёра.

Расчёты между банками производятся в безналичном порядке через систему корреспондентских счетов.

Корреспондентский счёт(корсчёт) – это счёт одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются расчёты, произведённые банком – корреспондентом по поручению и за счёт средств 1-го банка.

Банк, открывающий счёт в другом банке, называется банком-респондентом. Банк, в котором открыт счёт другого банка, называется банком-корреспондентом.

Корсчета могут быть 2-х видов:

1) ностро-счёт – счёт данного банка, открытый в другом банке (наш счёт у вас);

2) лоро-счёт – счёт другого банка, открытый в данном банке (ваш счёт у нас).

Межбанковские расчёты могут осуществляться 3-мя способами:

1) на основе корсчетов, открытых банками друг у друга;

Банк А Банк Б

- корсчёт Банка А
- корсчёт Банка Б

2) на основе корсчетов, открытых банками в 3-ем банке;

Банк В

- корсчёт Банка А - корсчёт Банка Б

Банк А Банк Б

 
 

В настоящее время роль 3-го банка выполняет ЦБ, в котором открыты счета всех коммерческих банков, при этом ЦБ производит между ними расчёты.

3) на основе корсчетов, открываемых банками в специализированном клиринговом центре.

Банк А Банк Б
Банк Г - корсчёт Банка А - корсчёт Банка Б - корсчёт Банка В - корсчёт Банка Г Банк В
Клиринговый центр
       

Клирингпредставляет собой способ безналичных расчётов, основанный на зачёте взаимных требований и обязательств банков. Суть его заключается в том, что равномерные суммы взаимных требований и обязательств погашаются, а платёж совершается на зачтённые суммы.

В зависимости от среды применения клиринг может быть:

1) локальным (между банками одного региона);

2) внутрибанковским (между филиалами одного банка);

3) общегосударственным (в пределах всей страны).

По способу проведения межбанковских расчётов они подразделяются на:

1) валовые (когда перечисляется полностью причитающаяся банку сумма с индивидуальной обработкой каждого платежа);

2) неттинг-расчёты (чистые), которые представляют собой взаимную компенсацию обязательств и требований, выведение сальдо для каждого участника расчетов и взыскание с должников только суммы сальдо.

Межбанковский клиринг заключается в следующем. В каком-либо крупном банке или специализированном клиринговом центре открываются корсчета коммерческих банков. Чем больше банков участвует в клиринге, тем выше эффективность зачётов.

Платежи могут производиться на валовой или чистой основе. В 1-ом случае расчёты по каждой сделке производятся отдельно. Во втором случае (при расчётах на чистой основе) клиринговый центр даёт возможность требованиям и обязательствам накопиться в течение какого-нибудь времени, и в конце этого периода производится зачёт взаимных требований между банками.

Взаимозачёт может иметь место между двумя банками (двусторонний взаимозачёт) или тремя и более банками (многосторонний взаимозачёт).

Рассмотрим пример потоков межбанковских переводов на валовой и чистой основе при двух- и многостороннем зачёте.

Пример. Пусть в расчётах участвует 6 банков: A, B, C, D, E, F.

Банк A должен банку B 200 тыс. руб., а банку D – 120 тыс. руб.

Банк B должен банку A 100 тыс. руб., банку C – 200 тыс. руб., банку F – 110 тыс. руб.

Банк C должен банку B 250 тыс. руб., банку D – 200 тыс. руб., банку E – 100 тыс. руб.

Банк D должен банку A 40 тыс. руб., банку E – 180 тыс. руб., банку F – 20 тыс. руб.

Банк E должен банку A 70 тыс. руб., банку C – 350 тыс. руб., банку D – 20 тыс. руб., банку F – 60 тыс. руб.

Банк F должен банку B 60 тыс. руб., банку D – 40 тыс. руб., банку E – 100 тыс. руб.

Определим сумму средств, необходимых для гарантированного проведения взаиморасчётов на валовой и чистой основе при двух- и многостороннем зачёте.

Матрица расчётов для банков:

Банк-плательщик Банк-получатель Итого обязательств
A B C D E F
A Платежи
Двустороннее сальдо -100 -80
B Платежи
Двустороннее сальдо -50
C Платежи
Двустороннее сальдо -50 -200
D Платежи
Двустороннее сальдо -160
E Платежи
Двустороннее сальдо -70 -250
F Платежи
Двустороннее сальдо -20 -40
Итого требований
Чистое многостороннее сальдо -110 -120 -10

Средства, необходимые для гарантированного проведения платежей в различных расчётных системах.

Название банка При валовой системе При двусторонней системе При многосторонней системе
A
B
C
D
E
F
Общая сумма средств

Процесс взаимозачёта банков-участников клиринговой системы носит название клиринговго сеанса. Он проводится клиринговой палатой несколько раз в течение дня в заранее установленное время и служит для расчёта промежуточного сальдо каждого члена клиринговой палаты. Окончательный расчёт по клирингу осуществляется расчётным агентом, задача которого состоит в том, чтобы в ходе взаимозачёта получать деньги от должников и переводить их на счета кредиторов. Кроме того, он может проводить и другие банковские операции, например, предоставлять кредиты для завершения расчётов, хранить залог для обеспечения обязательств по расчётам и т.д.

Расчётный агент назначается членами клиринговой палаты. Клиринговые расчёты могут осуществляться на базе использования информационных систем при наличии вычислительной техники.

Наши рекомендации