Дистрибутивные переговоры

Используя дистрибутивный подход к переговорам, участники должны задать себе вопрос: «Кому достанется этот ресурс?» Этот вопрос и определяемое им по­ведение оказывают огромное влияние на процесс переговоров и их результаты. Дистрибутивные переговоры развиваются, как правило, в одном из двух направ­лений, при этом ни одно из них не дает оптимальных результатов. «Жесткие» дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что каждая из сторон твердо придерживается своей позиции. Это ведет к конкуренции, в процессе которой каждая из сторон стремится к доминированию и пытается максимально удовлет­ворить собственные интересы. «Жесткий» подход может завершиться результатом типа «выигрыш—проигрыш», при котором в выигрыше остается только одна из сторон. В противном случае он может завести в тупик.

Дистрибутивные переговоры - student2.ru Дистрибутивные переговорыделают акцент на позициях, декларируемых участвующими сторонами, каждая из которых заявляет права на определенный «кусок имеющегося пирога».

Дистрибутивные переговоры - student2.ru «Мягкие» дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что одна из сторон готова идти на уступки, чтобы что-то приобрести взамен. В этом случае одна сторо­на пытается найти способ, позволяющий удовлетворить желания другой стороны. «Мягкий» подход ведения переговоров ведет к аккомодации, при которой одна из сторон уступает другой, или компромиссу, при котором каждая из сторон жертвует чем-то в пользу другой ради достижения соглашения. В любом случае остается не­которая скрытая неудовлетворенность. Даже если «мягкие» дистрибутивные пере­говоры заканчиваются достижением компромисса (т. е. сближением изначальных позиций), может возникнуть чувство неудовлетворенности, поскольку каждая из сторон не получила желаемого.

На рис. 4 показаны этапы переговоров выпускницы с агентом корпорации по найму кадров25. Этот пример иллюстрирует основные элементы классичес­ких двусторонних переговоров в дистрибутивном стиле. Она говорит агенту, что хотела бы получать зарплату $50 тыс.; это ее начальное предложение. Но у нее есть нижняя граница — $40 тыс., это самое маленькое жалованье, за которое она согласится выполнять эту работу. Таким образом, она сообщает о своем тре­бовании к окладу в $50 тыс., но готова согласиться и на $40 тыс. Эта ситуация в каком-то смысле противоречит мнению агента. Его первоначальное предложе­ние — $35 тыс., а максимальное условие — $45 тыс.: это максимальный оклад, который он готов платить.

Зона торгов — это интервал между минимальным условием одной стороны и максимальным условием другой. На рис. 4 зона торгов представлена интерва­лом от $40 тыс. до $45 тыс. Здесь мы имеем дело с положительной областью сделки, поскольку условия обеих сторон перекрываются. Если существует хоть какая-ни­будь положительная зона торгов, то ее заключение возможно. Если бы минимальное условие выпускницы превышало максимальное условие агента по найму (на­пример, составляло бы $47 тыс.), то для заключения сделки не осталось бы никако­го пространства. Классическая двусторонняя сделка всегда включает в себя дели­катное дело: выяснить условия обеих сторон, а затем разработать соглашение, которое находилось бы в области сделки и было бы приемлемо для обеих сторон.

Зона торгов— это интервал между минимальным условием одной стороны и максимальным условием другой, обсуждаемый в процессе переговоров.

Дистрибутивные переговоры - student2.ru

Б — первоначальное предложение сотрудника Gr — минимальное условие старшекурсницы Ег — максимальное условие сотрудника G/ — первоначальное предложение старшекурсницы Рис.4.Пример зоны торгов при классических двусторонних переговорах


Наши рекомендации