Способы обработки информации в анализе финансовой – хозяйственной деятельности

Экономический анализ.

Значение и задачи экономического анализа.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов основанные на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.

Микроэкономический анализ изучающий эти процессы и явления на уровне отдельного субъекта хозяйствования, т.е. предприятия, организации.

Особо важна роль анализа подготовки информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия. Для оценки качества и обоснованности плановых показателей, а также в проверке и объективной оценке их выполнения.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, а также с целью корректировки планов и управленческих решений.

Эта функция анализа – контроль не ослабевает, а усиливается в условиях рыночной экономики. Поскольку в условиях неопределенности, конкуренции и изменчивости внешней среды постоянно требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в конкурентной среде на основе использования достижений НТП и передового опыта.

Таким образом экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений, и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Объектом исследования экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятий. Предметом его изучения является: причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов формирующих результаты деятельности предприятий или организаций.

Таким образом экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, с научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, за измерением степени влияния факторов и предпринимательских рисков, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины имеющихся резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий для использования этих резервов.

Д.з. по управленческому учету. Учет затрат и их классификация.

Способы обработки информации в анализе финансовой – хозяйственной деятельности.

Способ сравнения как один из способов познания наиболее широко используется во всех видах анализа. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства, либо различия между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

В анализе применяются следующие типы сравнений:

1. Сравнения фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми

3. В практике аналитической работы широко используются сравнения с утвержденными нормами расхода ресурсов (сырья, материалов, энергоресурсов)

4. Следующий вид сравнения с лучшими результатами (например, в масштабе страны)

5. Часто показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными и средними по концерну

6. Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями

7. В анализе также применяются сравнения разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный из них

8. При расчете влияния факторов и определения величины резервов широко используется также сопоставления результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации

Важное условие, которое необходимо соблюдать при анализе – это сопоставимость показателей. Так как сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемом деятельности, структурными изменениями, различиями в методике расчета показателей и т.д.

Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам по результатам анализа. Т.е. цену и количество сравнивать нельзя.

Сопоставимость показателей может быть достигнуто, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Например: нельзя сравнивать такие абсолютные величины как объем производства, прибыль без учета мощностей предприятия.

Но если вместо абсолютных показателей взять относительные. Например: производство продукции на одного работника, сумма прибыли на один рубль активов, то такие сопоставления корректны. В некоторых случаях для обспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

Задача: определить факторы изменения продаж в абсолютном и относительном выражении и дать им экономическую интерпретацию.

Показатели Значения показателей, млн. руб Изменения
Млн. руб %
Остаток ГП на начало года 30,8 -3,2 90%
Выпуск продукции 104%
Остаток ГП на конец года 30,8 28,8 -2 93,5%
Объем реализации 34+210-30,8=213,2 30,8+220-28,8=222 8,8 104%

Вывод: остаток на начало года уменьшился на 3,2 млн. рублей. Это говорит о том, что продукция распродается. Выпуск продукции увеличился на 10, а остаток ГП на конец года уменьшился, значит все было распродано и это тоже положительный момент. О предыдущем говорит и объем реализации, который увеличился на 8,8 млн. рублей, или на 104%.

Задача:

Показатели Значения показателей, млн. руб Изменения
Тыс. руб %
Численность работников -4 -98,7
Выработка (тыс. руб) 83 390 85 818 102,9
Средняя зарплата 28 250 29 730 105,2

Вывод: численность работников уменьшилась на 4 человек, при этом выработка увеличилась на 2428 млн. рублей. А это говорит о том, что предприятие стало эффективнее использовать трудовые ресурсы. Но соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы говорит о том, что у предприятия есть возможность повышения производительности труда.

Д.з. купить на 500 000 рублей акции разных эмитентов. Ежедневно составлять отчет по акциям. Каждый месяц каждого числа «Чо как»

Показатели Отклонения
  Абсолютн. Относительн.
1)Объем продукции (шт) -50
2)Цена изделия (руб)
3)Себестоимость изделия (руб) 153,75
4)Прибыль от реализации(руб)

550 – 600 = -50

600 – 80 = 48 000

48 000 + 12 000 = 60 000

60 000 : 600 = 100 – цена

550 – 150 = 82 500

82 500 – 15 000 = 67 500

67 500 : 550 = 123

Базовая цена = с/с + прибыль

Использование относительных и средних величин в экономическом анализе.

Выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели – это показатели, которые отражают количественные показатели явления единицы меры, площади, веса, объема, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого же явления, но взятого за другой период или по другому объекту.

Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, года, взятого за базис, другого предприятия, среднеотраслевые показатели и т.д.

Относительные показатели выражаются в форме коэффициентов при базе равной единице. Или в форме процентов при базе равной ста.

В анализе финансово-хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин:

1. Пространственного сравнения

2. Планового задания

3. Выполнение плана

4. Динамики

5. Структуры

6. Координации

7. Интенсивности

8. Эффективности

Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровнем показателей, относящихся к разным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.

Задача: по расчетно-платежной ведомости.

Начислено:

Дт 26 Кт 70 – 93 360

Дт 20 Кт 70 – 137 520

Дт 91 Кт 70 – 16 500

Удержано:

НДФЛ Дт 70 Кт 68/1 -

Алименты Дт 70 Кт 76 -

Аванс Дт 70 Кт 50 –

2. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за 3-5 предыдущих лет.

3. Относительная вели чина выполнения плана – это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженного в процентах.

4. Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста или темпами прироста. И выражаются обычно в процентах или коэффициентах.

5. Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например: удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства.

6. Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой. Например: активный и пассивный части основных средств, собственного и заемного капитала и т.п.

7. Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого либо явления в определенной среде. Например: степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации, и т.д.

8. Относительная величина эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами. Например: прибыль на 1 рубль затрат, на 1 рубль выручки, и другие показатели.

В практике экономической работы на ряду с абсолютными и относительными величинами очень часто применяются средние величины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупных однородных явлений по какому либо признаку. Т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов.

Например: средняя зарплата оценивает характеристику уровня оплаты труда рабочих или других категорий. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов. Например: районы по уровню урожайности культур по сельскому хозяйству.

Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации. Т.е. деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим прзнакам. Группировка информации дает возможность изучать зависимости между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное характерное, типичное.

В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологической группировки могут быть группы предприятий по формам собственности или по видам деятельности.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее значение показателей, соотношение в них отдельных частей.

Аналитические (или причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Эти группировки наиболее наглядно отражают взаимосвязь между изучаемыми явлениями, так как индивидуальные велчины показателей заменяются средне групповыми.

Наши рекомендации