Базовый учебник

7. Файзрахманов, Ф.М., Симанович В.Л. Бизнес-планирование. – Минск: ИПП, 2014 (электронная версия).

2.2 Конспект лекций по учебной дисциплине «Бизнес-планирование»

Содержание

Тема 1. Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования. 4

1. Определение бизнес-плана. Основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана. 4

2. Состав и разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. 4

2.1. Состав и структура бизнес-плана. 4

2.2. Принципы и подходы, используемые при разработке бизнес-плана. 6

2.3. Резюме бизнес-плана проекта. 6

3. Разработчики бизнес-плана и основные этапы его создания. 9

Тема 2. Стратегия маркетинга предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции. 10

1. Характеристика предприятия и стратегии его развития. 10

2. Анализ рынков сбыта продукции и оценка конкурентов предприятия. 13

3. Описание и оценка конкурентоспособности продукции предприятия. 13

4. Содержание маркетинговой стратегии предприятия. 14

Тема 3. Процесс производства продукции: его содержание и направления совершенствования 15

1. Описание программы производства и реализации продукции. 15

2. Оценка производственных мощностей предприятия. 16

3. Описание материально-технического обеспечения проекта. 17

4. Оценка стоимости (издержек) производства и сбыта продукции. 21

Тема 4. Разработка календарного, организационного и юридического плана инвестиционного проекта 29

1. Разработка календарного плана (графика) реализации проекта. 29

2. Разработка организационного плана проекта. 29

3. Разработка юридического обоснования реализации проекта. 30

4. Информация о разработчике бизнес-плана. 30

Тема 5. Риски проекта предприятия и разработка мер по их страхованию.. 31

1. Анализ рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 31

2. Оценка рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 32

2.1. Качественный анализ рисков проекта. 32

2.2. Количественный анализ рисков проекта. 34

3. Методы снижения рисков проекта. 36

Тема 6. Разработка инвестиционного плана и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности по проекту. 38

1. Разработка инвестиционного плана проекта. 38

2. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности по проекту (финансовый план проекта) 51

Тема 7. Оценка эффективности инвестиционного проекта. 61

1. Принципы оценки эффективности инвестиций в проект. 61

2. Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта. 66

2.1. Расчет интегральных показателей эффективности проекта. 66

2.2. Расчет показателей ликвидности, деловой активности и показателей структуры капитала производства (предприятия) 71

3. Многофакторный анализ чувствительности проекта. 73

Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования

Определение бизнес-плана. Основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана

Бизнес-план разрабатывается и используется, с одной стороны, для организации и управления бизнесом, а с другой – для привлечения инвестиций. Он позволяет определить концепцию ведения нового или усовершенствованного бизнеса, привлекать для этого нужные финансовые, материальные, вещественные, трудовые, интеллектуальные ресурсы для реализации поставленных целей задач.

Существует достаточно большое число определений бизнес-плана. Например:

Бизнес-план (англ. business plan) – план предпринимательской деятель­ности компании в условиях рыночной экономики, необходимый инструмент технико-экономического обоснования и организации ее бизнеса, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, сбытовыми ор­ганизациями, посредниками и потребителями.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты бу­дущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели, к достижению которых стремится компания, какие задачи при этом будут выполнены и что после этого будет представлять из себя компания.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвеча­ет на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Назначение бизнес-плана, по мнению специалистов, состоит в том, что­бы помочь руководителям компаний и разработчикам проектной документации решить четыреосновные за­дачи:

1) изучить перспективы развития существующего и/или перспективного рынка сбыта продукции проекта;

2) оценить затраты, которые будут необходимы для производства и сбыта продукции проекта, и сопоставить их с теми цена­ми, по которым ее можно будет продавать, чтобы опреде­лить потенциальную прибыльность задуманного проекта;

3) обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие проект в ходе его реализации и особенно в первые годы;

4) определить критерии и показатели, по которым можно будет регуляр­но характеризовать ход реализации проекта.

Состав и разделы бизнес-плана инвестиционного проекта

Состав и структура бизнес-плана

Ориентировочный объем бизнес-плана может составлять (без приложений): около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс. долларов США и до 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов США.

В состав любого бизнес-плана обязательно входят:

1) Титульный лист. На нем указываются: название проекта, предприятия-инициатора проекта, организации-разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В случае, если бизнес-план разработан при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа пишется: «Бизнес-план разработан предприятием при участии» и указываются названия привлеченных организаций.

2) Содержание: указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

3) Текст основных разделов бизнес-плана.

4) Приложения: различные документы, подтверждающие информацию и исходные данные, использованные при разработке бизнес-плана, а также копии документов, затребованных инвесторами и организациями, которые будут финансировать проект (например, копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и т.п.).

Кроме того, в состав бизнес-плана очень часть включается «Меморандум о конфиденциальности». Он составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности, и для ограничения круга потенциальных читателей. Меморандум может также содержать условие, что консультанты, привлекавшиеся со стороны для оказания помощи по разработке бизнес-плана в течение конкретного срока (например, не менее 1 года) не имеют права оказывать свои услуги другим предприятиям – конкурентам предприятия, разработавшего бизнес-план.

Министерством экономики Республики Беларусь постановлением № 158 от 31 августа 2005 года и Постановлением №214 были утверждены «Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», устанавливающие основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяющие ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяющие единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектам, не предусматривающим оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости), представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь. В соответствии с их п. 12. гл. 3 «Требования к составу бизнес-плана» он должен состоять из следующих основных разделов:

1) Резюме;

2) Характеристика организации и стратегия ее развития;

3) Описание продукции;

4) Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга;

5) Производственный план;

6) Организационный план;

7) Инвестиционный план;

8) Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

9) Показатели эффективности проекта;

10) Юридический план.

Принципы и подходы, используемые при разработке бизнес-плана

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

1) при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования,позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;

2) при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;

3) при решении вопроса о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;

4) для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;

5) составлять бизнес-план на весь период реализации инвестиционного проекта (горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год.Горизонт расчета может также охватывать средневзвешенный нормативный срок службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, а также период с момента возникновения первоначального вложения инвестиций по проекту до ввода проектируемого объекта в эксплуатацию. Кроме того, допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;

6) шаг отображения информации в таблицах (шаг расчета) составляет: 1-ый год реализации проекта – один месяц, 2-3 годы – один квартал, 4 год и далее – один год. При представлении бизнес-плана в органы государственного управления, шаг расчета принимают равным 1 году;

7) расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно-конвертируемой валюте, производить в белорусских рублях (прогнозных ценах с учетом инфляции), в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах и белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции). За условную единицу принимается, как правило, 1 доллар США или 1 евро, или другая свободно конвертируемая валюта.

Резюме бизнес-плана проекта

Резюме бизнес-плана отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по всем разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть описанного в бизнес-плане проекта. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Сводные показатели по проекту(отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности проекта) можно оформить как это показано в таблицах 1а и 1б. Эта таблица может быть включена в состав данного раздела.

Таблица 1а. Первый вариант оформления сводных показателей по проекту

Наименование показателей В целом по проекту по годам (периодам) реализации проекта
    t
Стоимость инвестиционного проекта
Суммарная потребность в инвестициях (общие инвестиционные затраты, плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат по проекту)
Источники финансирования проекта:
3.1 собственные средства
3.2 заемные и привлеченные средства (с указанием вида)
3.3 государственное участие (с указанием вида)
Доля собственного капитала в объеме инвестиций, %
Год выхода на проектную мощность
Выручка от реализации продукции
6.1 выручка от реализации продукции (без учета НДС)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Количество вновь создаваемых и (или) модернизируемых рабочих мест
Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего
Удельный вес экспортных поставок, %
Показатели эффективности проекта:
11.1 динамический срок окупаемости инвестиций
11.2 динамический срок окупаемости государственной поддержки
11.3 чистый дисконтированный доход
11.4 внутренняя норма доходности, %
11.5 индекс рентабельности
11.6 уровень безубыточности, %
11.7 коэффициент погашения задолженности
11.8 коэффициент текущей ликвидности
11.9 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
11.10 рентабельность продаж, %
11.11 рентабельность продукции, %

Таблица 1б. Второй вариант оформления сводных показателей по проекту

Наименование показателей В целом по проекту по годам (периодам) реализации проекта
    t
1. Общие инвестиционные затраты:
1.1 капитальные затраты без учета НДС (стоимость инвестиционного проекта)
1.2 НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат
1.3 прирост чистого оборотного капитала
2. Плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат
Источники финансирования общих инвестиционных затрат:
3.1 собственные средства
3.2 заемные и привлеченные средства (с указанием вида)
3.3 государственное участие (с указанием вида)
Доля собственных средств в объеме инвестиций, % х х х х
Год выхода на проектную мощность
Выручка от реализации продукции х        
6.1 выручка от реализации продукции (без учета НДС) х        
Среднесписочная численность работающих, чел. х        
Количество вновь создаваемых и (или) модернизируемых рабочих мест х        
Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего х        
Удельный вес экспортных поставок, % х        
Показатели эффективности проекта:          
11.1 простой срок окупаемости проекта   х х х х
11.2 динамический срок окупаемости проекта   х х х х
11.3 простой срок окупаемости государственной поддержки   х х х х
11.4 динамический срок окупаемости государственной поддержки   х х х х
11.5 чистый дисконтированный доход   х х х х
11.6 внутренняя норма доходности, %   х х х х
11.7 индекс рентабельности   х х х х
11.8 уровень безубыточности х        
11.9 коэффициент покрытия задолженности х        
11.10 коэффициент текущей ликвидности х        
11.11 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами х        
11.12 рентабельность продаж, % х        
11.13 рентабельность продукции, % х        

Важно знать, что раздел «Резюме» должен разрабатываться в конце написания бизнес-плана, когда окончательно разработаны все его разделы и достигнута полная ясность по содержанию проекта. Рекомендуемый объем резюме (кроме таблицы) – 3 -7 страниц.

Разработчики бизнес-плана и основные этапы его создания

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ (приказ, распоряжение), изданный руководителем предприятия, которым обязательно определяются и утверждаются:

1) руководитель разработки бизнес-плана (директор или один из его заместителей);

2) состав исполнителей (руководителей и сотрудников подразделений предприятия) и распределение обязанностей между ними;

3) разработчик бизнес-плана (само предприятие, предприятие-инициатор проекта или привлекаемые специализированные организации);

4) смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Строго определенной последовательности разработки разделов бизнес-плана не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет ее исходя из сути проекта предприятия, имеющейся на начало работы над бизнес-планом информации, располагаемого времени, имеющегося персонала и его квалификации, требований инвесторов, привлекаемых экспертов и других факторов.

 
  Базовый учебник - student2.ru

Наиболее часто процесс разработки бизнес-плана проводится в следующей последовательности:

1) принятие руководством предприятия решения о реализации проекта;

2) анализ возможностей предприятия по реализации проекта;

3) принятие решения о продукции проекта;

4) исследование возможного рынка продукции;

5) составление прогнозов сбыта продукции;

6) выбор места реализации проекта;

7) разработка производственной стратегии;

8) разработка маркетинговой стратегии;

9) изменение или разработка организационной структуры предприятия;

10) разработка юридического обеспечения проекта;

11) решение вопросов организации бухгалтерского учета;

12) решение вопросов страхования прогнозируемых рисков;

13) разработка стратегии финансирования и финансового плана;

14) написание резюме бизнес-плана.

Наши рекомендации