Центральный банк, его функции и операции

Центральный банк — это привилегированная и эли­тарная финансовая организация, наделенная функциями адми­нистративного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству пере­распределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким об­разом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

1. историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

2. учреждение государством эмиссионного банка.

Основные этапы эволюции центральных банков представле­ны в табл. 17.1.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитова­ние правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны швед­ский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законо­дательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

Таблица 17.3

Эволюция центральных банков

Основные факторы Этапы эволюции Основные характеристики
1. Зарождение (вторая половина XVII—XVIII вв.)
Развитие банковской отрасли Появление предшест­венников центральных банков — крупных ком­мерческих банков Выполнение функций обычного банка и осу­ществление эмиссии банкнот
2. Появление понятия "центральный банк" (XIX в.)
1. Усиление процесса демонетизации золота потребовало создания системы поддержки об­щественного доверия к неполноценным денеж­ным знакам Централизация банков­ской эмиссии в бан­ках — предшественни­ках центральных бан­ков Постепенное закрепле­ние за этими банками монопольного права эмиссии банкнот как официальных денеж­ных знаков
2. Высокая инфляция Учреждение государст­вом банка, наделенного монопольным правом эмиссии денег Выполнение функций обычного банка, особые отношения с правите­льством, связанные с монопольным правом эмиссии денег
3. Закрепление властных полномочий и юридического статуса центрального банка (первая половина XX в.)
1. Количественный и качественный рост бан­ковской сферы, возрас­тание роли банков в экономике Процесс полного выде­ления центробанков из круга коммерческих банков (начало XX в.) Обслуживание платеж­ного оборота коммерче­ских банков; на центробанки возложены функ­ции кредитора послед­ней инстанции, надзора за кредитной системой, нормотворчества. От­ход от коммерческой деятельности
2. Возрастание воздей­ствия государства на экономику Установление контроля правительства над ра­ботой центрального банка (период с первой до второй мировой вой­ны) Национализация цент­ральных банков(1940— 1950 гг.) Усиление роли Центро­банка в поддержании экономического роста, уровня занятости и т.п. Ограничение круга ком­мерческих операций. Утрата самостоятельно­сти в выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики
4. Развитие центральных банков (последняя четверть XX в.)
1. Мировой экономический кризис. Новая ориентация денежной политики государства 2. Распространение концепции управления денежной массой Усиление независимо­сти центробанков от правительства   Основная цель деятель­ности Центробанка — поддержание покупате­льной способности на­циональной валюты на внутреннем и внешних рынках, подчинение всех функций Центро­банка этой цели. Введе­ние практики установ­ления количественного целевого показателя темпа роста денежной массы
5. Зарождение наднациональных центральных банков
Тенденции политиче­ской и экономической интеграции стран 1971 г.: создан постоян­ный Комитет центральных банков Десяти государств (Базельский комитет)[42] 1999 г.: создание Евро­пейской системы цент­ральных банков и Евро­пейского центрального банка (ЕЦБ) 2001 г.: создание Сове­та руководителей цент­робанков государств — участников Договора об учреждении Евразий­ского экономического сообщества Усиление координации деятельности центро­банков, пересмотр их полномочий; делегиро­вание национальными государствами ряда полномочий ЕЦБ

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной органи­зацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функ­ционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с пра­вом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денеж­ном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

После первой мировой войны государства значительно уси­лили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях за­крепления за собой соответствующих функций стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в част­ности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, цен­тральные банки других стран, правительство. Таким образом, в процессе исторического развития центральные банки во взаи­моотношениях с коммерческими банками перешли от принци­пов партнерства к принципам властности.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, при­няв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся сте­пени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая фор­ма государственного контроля за состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмис­сионных банков складывался под влиянием национальных осо­бенностей государственной кредитной системы и проблем госу­дарственного контроля за финансовыми потоками, которые возникли в период гиперинфляции после первой мировой вой­ны. На Брюссельской конференции (1920 г.) было отмечено, что эмиссионные (центральные) банки не должны подвергаться политическому давлению. Центральный банк не является госу­дарственным ведомством в полном смысле данного термина, он учреждается в форме административно-публичного образова­ния либо акционерного общества. Эта концепция получила дальнейшее развитие в деятельности Лиги Наций. В настоящее время воздействие государства осуществляется главным обра­зом путем формирования законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и контроля за исполне­нием требований законодательства и нормативных актов. Раз­личают такие виды участия государства, как прямое и косвен­ное, непосредственное и опосредованное (в уставном капитале).

Независимость центрального банка имеет весьма значимые проявления.

· Самостоятельность решений в области денежно-кре­дитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органа­ми государственной власти в области денежно-кредитной поли­тики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредит­ную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятель­ности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, цен­тральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наде­лены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит са­мостоятельно.

В Республике Беларусь Национальный банк и Правительс­тво взаимодействуют в разработке и проведении единой эконо­мической, финансовой и денежно-кредитной политики госу­дарства. Со стороны Правительства деятельность Национально­го банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными поста­новлениями Правительства и Национального банка.

· Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Пре­зиденту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Прези­дентом. Им же определяется аудиторская организация для про­ведения аудиторской проверки главного банка страны, утвер­ждается распределение прибыли и годовой отчет Национально­го банка с учетом аудиторского заключения. Годовой отчет, ут­вержденный Правлением банка, Национальный банк представ­ляет Президенту Республики Беларусь ежегодно до 15 апреля. Этот документ состоит из отчета об исполнении Основных нап­равлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; баланса и отчета о прибыли и убытках за прошедший год. После утверждения Президентом страны годо­вой отчет Национального банка публикуется в средствах массо­вой информации.

· Процедура назначения (выбора) руководства банка. Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В Республике Беларусь назначение, освобождение от дол­жности Председателя и членов Правления Национального бан­ка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

· Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцария, ЮАР, Япония) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом са­мостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его пос­ледующий контроль со стороны государства.

Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли ис­пользуется на создание резервного и иных фондов Националь­ного банка.

· Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, в Российской Федерации имущество форма­льно принадлежит государству, но центральный банк наделен правом распоряжения им как собственник. Имущество Нацио­нального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Нацио­нальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжа­ться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.

Степень независимости центрального банка рассчитывается по совокупности следующих факторов: цели деятельности цен­трального банка; действующего в стране порядка назначения и увольнения управляющего центральным банком; процедуры формирования денежно-кредитной политики; действующих ог­раничений на кредитные операции центрального банка. Сред­невзвешенный показатель, рассчитанный по данным факто­рам, называется индексом независимости. Эту харак­теристику ввел в международное банковское дело Банк между­народных расчетов (БМР).

Роль центрального банка в экономике государства опреде­ляется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаи­модействия с правительством и коммерческими банками. Сов­ременные центральные банки, как правило, учреждаются в форме акционерного общества либо независимого администра­тивно-публичного образования (публичных корпораций). Так, Федеральная резервная система США — независимое ведом­ство, которое в свою очередь входит в число федеральных адми­нистративных учреждений; Австрийский Национальный банк — акционерное общество с особым административным статусом. Национальный банк Республики Беларусь согласно Конститу­ции относится к органам государственной власти.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К чис­лу основных задач центрального банка относятся:

· разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

· надзор за кредитной системой[43];

· организация функционирования платежной системы и надзор за нею. Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем.

Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следую­щим образом: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; раз­витие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции центрального банка отличаются большим разно­образием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банков­ской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участни­ков национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмеча­лось, проявляется в использовании эмиссионным банком и ры­ночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммер­ческую организацию, то возможности государства воздейство­вать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.

В экономической литературе и на практике обычно выде­ляют несколько основных функций центрального банка. В их числе:

· функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;

· функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником[44];

· функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;

· функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;

· функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность цен­тральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает норматив­ные правовые акты, обязательные для исполнения республикан­скими органами государственного управления, органами мес­тного управления и самоуправления, всеми банками и небанков­скими кредитно-финансовыми организациями, иными юриди­ческими и физическими лицами на территории государства.

Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Националь­ного банка Республики Беларусь. В их числе: разработка и про­ведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики; эмиссия денег и цен­ных бумаг Национального банка; рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции); регулирование де­нежного обращения и кредитных отношений; валютное регу­лирование и валютный контроль; организация функционирования системы межбанковских расчетов; выполнение функ­ции финансового агента, кредитора и консультанта Прави­тельства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов. В настоящее время Национальный банк Республики Беларусь финансирует Пра­вительство в форме выделения кредитов для поддержки госу­дарственных целевых программ (жилищного строительства в городе и на селе), компенсации вкладов населения, покрытия дефицита республиканского бюджета.

К функциям Национального банка также относятся: орга­низация расчетно-кассового обслуживания отдельных государ­ственных органов (их перечень определен Уставом Националь­ного банка); надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (включая процедуры регист­рации, лицензирования и регулирования); регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утвер­ждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кре­дитно-финансовых организаций; выполнение функции цен­трального депозитария государственных ценных бумаг и цен­ных бумаг Национального банка; установление порядка осу­ществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране; организация инкассации и перевозки денеж­ной наличности, валютных и других ценностей; составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработ­ке его прогнозов; создание золотовалютных резервов и управле­ние ими; установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций; контроль за обеспечением безопасности и защиты информа­ции в банковской системе; заключение соглашений с централь­ными банками и кредитными организациями иностранных го­сударств; другие функции и операции, необходимые для вы­полнения основных целей деятельности Национального банка. Центральный банк представляет государство в международ­ных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций централь­ный банк может открывать представительства в других госу­дарствах.

Коммерческие операции центральных банков законодатель­но ограничены и подчиняются целям и задачам государствен­ной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, при­обретать доли (акции) хозяйствующих субъектов. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь не может быть участ­ником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за ис­ключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих межбанковские расчеты, финансирующих, осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий; международных организаций, занима­ющихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, ва­лютной и банковской сферах. Порядок участия Национального банка в указанных организациях определяется Президентом Республики Беларусь.

Из совокупности операций центрального банка подробно ос­тановимся на шести наиболее значительных.

Кредитование. Кредитная деятельность Национального бан­ка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление креди­тов своим работникам в порядке, установленном Советом ди­ректоров Национального банка.

Проведение кредитных операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального банка и другими нормативными актами. Для решения задач денежно-кредитного регулирова­ния Национальный банк использует операции рефинансирова­ния, то есть кредитования банков на конкурентной и индивиду­альной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний уровня лик­видности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов.

В большинстве стран мира при рефинансировании исполь­зуются инструменты открытых тендеров. Кредитные организа­ции, которые соблюдают требования центрального банка, име­ют равные возможности в получении кредита эмиссионного банка. В отдельных странах действуют дополнительные под­держивающие правила для мелких и средних банков.

Национальный банк Республики Беларусь предоставляет кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов — на покрытие государственного дол­га и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления — в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь", которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, по­рядок управления и сроки погашения. Законом "О бюджете Республики Беларусь" определяются суммы отнесения на внут­ренний государственный долг кредитов под дефицит Республи­канского бюджета и процентная ставка по ним.

Национальный банк может кредитовать специфические пред­приятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное обслуживание. Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, пред­приятия (по межправительственным соглашениям). Физиче­ским лицам — служащим Национального банка — запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме На­ционального.

Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осущест­влять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организа­ций Министерства обороны, Комитета государственной безо­пасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В этих целях в Национальном банке и в главных (специализи­рованном) его управлениях открываются расчетные (текущие) счета и субсчета. Кроме того, банк ведет счета клиентов, финан­сируемых за счет средств бюджета, временно финансируемых за счет средств бюджета, средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов; текущие счета физических лиц; теку­щие счета клиентов по доверительным операциям.

В ходе совершения кассовых операций центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и кон­троль за соблюдением кассовой дисциплины.

Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объеди­няют средства, полученные центральным банком в виде креди­тов от иностранных банков, международных организаций, сред­ства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и дру­гими международными организациями. Данные кредиты явля­ются дополнительным источником валютных поступлений и используются для ускорения общественно-экономического развития государства. Сумма и валюта иностранного кредита, по­рядок его получения, использования и погашения, условия ус­тановления и погашения процентов определяются индивиду­альным кредитным соглашением.

Пассивные депозитные операции представляют собой опе­рации по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные. В группу депозитов до востребования входят средства на корреспондентских счетах банков и счетах для расчетов банковскими пластиковыми кар­точками (для внутригосударственных расчетов и расчетов в иностранной валюте), счетах обязательных резервов и других счетах до востребования. Срочные депозиты объединяют сред­ства банков, органов государственного управления, клиентов.

В совокупности пассивных операций центрального банка следует выделить операции, при которых он выступает эмитен­том векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств.

Управление золотовалютными резервами, операции с ино­странной валютой, драгоценными металлами и драгоценны­ми камнями на территории страны и за ее пределами. Поддер­жание доверия к национальным деньгам, создание и сохране­ние среды привлекательности для внешних кредиторов и ин­весторов, соблюдение обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями — все эти це­ли обеспечиваются путем формирования, сохранения и при­умножения резервов иностранной валюты центральным бан­ком. Кроме этого, резервы необходимы для валютных интер­венций, международных расчетов, прироста накоплений (бо­гатства) государства.

Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубеж­ных кредитных учреждениях. К этим резервам относятся ино­странные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, ко­торые предназначены для проведения денежно-кредитной по­литики, поддержания обменных курсов и своевременных рас­четов страны по иностранным сделкам. Свои резервы централь­ные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели. Операционный портфель включает краткосрочные депозиты, операции РЕПО, казначейские векселя и другие лег­ко реализуемые ценные бумаги. Он предназначен для обеспече­ния ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами. Для обеспечения повышенной доходности от разме­щения резервов формируется инвестиционный портфель из средне- и долгосрочных ценных бумаг.

Для пополнения и регулирования размеров золотовалют­ных резервов центральный банк проводит следующие опера­ции: открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на тер­ритории страны и за ее пределами; покупку, продажу, мену, до­верительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных кам­ней; залоговые операции; операции СВОП.

Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осу­ществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Напри­мер, приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьи­ми лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк высту­пает посредником министерства финансов при размещении го­сударственных ценных бумаг.

В последние десятилетия увеличились объемы операций центральных банков по выпуску и размещению на рынке соб­ственных векселей, облигаций и сертификатов. Эмиссия цен­тральным банком собственных ценных бумаг, в отличие от по­добных операций коммерческих банков, характеризуется боль­шей временной протяженностью. Она может использоваться в качестве инструмента монетарной политики. Данные операции укрепляют ресурсную базу эмиссионного банка и одновременно регулируют текущую ликвидность кредитных организаций.

Национальный банк Республики Беларусь с 1995 г. начал выпускать собственные ценные бумаги. Он осуществляет вы­пуск, размещение и погашение облигаций на предъявителя, но­минированных в свободно конвертируемой валюте. Националь­ный банк обязуется возвратить номинальную стоимость облига­ций, выплатить по ним процентный доход в свободно конверти­руемой валюте, в которой номинированы эти ценные бумаги. Размещение и погашение облигаций осуществляется через глав­ные управления (отделения) Национального банка страны. При наличии соответствующей лицензии на проведение валютных операций и заключенного с Национальным банком договора по­ручения данные операции могут осуществлять и уполномочен­ные банки. Инвесторами в эти ценные бумаги выступают физи­ческие лица. Операции по покупке-продаже облигаций на вто­ричном рынке не допускаются.

Национальным банком выпускаются простые векселя, но­минированные в иностранной валюте. Цель эмиссии — форми­рование золотовалютных резервов Национального банка. Их первыми векселедержателями могут быть только банки. На вторичном рынке ценных бумаг их вправе приобрести любые юридические лица (резиденты и нерезиденты).

Активные депозитные операции.Это операции по размеще­нию в других банках и кредитных организациях временно сво­бодных средств, которыми распоряжается центральный банк. В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на корреспондентских счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты.

Центральные банки также осуществляют операции инкас­сации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; межбанковские расчеты, включая расчеты с небан­ковскими кредитно-финансовыми организациями, — переучет векселей и других денежных обязательств; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; ва­лютные операции; банковские услуги, оказываемые и (или) по­лучаемые от таких контрагентов центрального банка, как пра­вительства иностранных государств, центральные банки и фи­нансовые органы этих государств, а также международные ор­ганизации; посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государствен­ных ценных бумаг; учет средств государственных и обществен­ных фондов, определенных законодательством страны; опера­ции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др.

Основные свои операции центральный банк использует в ка­честве инструментов денежно-кредитной политики.

С наступлением XX в. начался процесс создания междуна­родных банковских организаций. В результате межправитель­ственного соглашения в январе 1930 г. был создан Банк между­народных расчетов (БМР). Его основателями стали шесть цен­тральных банков и одно финансовое учреждение США. Среди его главных целей - содействие сотрудничеству центральных банков. В настоящее время более 40 центральных банков явля­ются акционерами БМР с правом представительства и голосова­ния на общих собраниях акционеров. Совет директоров БМР состоит из управляющих центральными банками.

Характерен пример деятельности Европейской системы цен­тральных банков (ЕСЦБ). Эта система состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), руководящие органы которого уп­равляют ею, и 12 национальных центральных банков госу­дарств — членов Европейского союза (табл. 17.2). Европей­ский центральный банк создан в 1999 г., он подотчетен Европарламенту.

Таблица 17.2

Организационная структура Европейской системы центральных банков

Руководящий орган Состав органа Задачи, решаемые данным органом
Управляющий совет Члены Исполнительно­го совета ЕЦБ, 12 уп­равляющих националь­ными центральными банками Формулирование де­нежно-кредитной поли­тики
Исполнительный совет (дирекция) Президент ЕЦБ, вице-президент, 4 члена Реализация денежно-кредитной политики
Генеральный совет Президент ЕЦБ, вице-президент, руководите­ли центральных банков стран ЕС Взаимодействие со странами Европы, не вступившими в ЕС
Комитеты: по бухгал­терскому учету; бан­ковскому надзору; по работе с наличностью; бюджетный; внешних связей; информацион­ных технологий; внут­реннего аудита; по де­нежно-кредитной поли­тике; по платежам и расчетам и др. Эксперты националь­ных центральных бан­ков и ЕЦБ Экспертные оценки для принятия решений ЕСЦБ

Основная цель ЕСЦБ и ЕЦБ — поддержание устойчивости покупательной способности денежной единицы. Подчиненная цель — поддержка экономической политики Евросоюза. Во ис­полнение этих целей ЕЦБ проводятся:

· разработка и реализация денежно-кредитной политики Евросоюза;

· поддержка работы платежной системы;

· надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов;

· мероприятия, обеспечивающие стабильность финансовой системы;

· операции с иностранной валютой;

· управление иностранными активами стран — участниц Евросоюза.

Операции ЕСЦБ в основном тождественны операциям клас­сических центральных банков. Рефинансирование осущест­вляется децентрализованно через национальные центральные банки.

Уставом ЕЦБ определены взаимоотношения центральных банков и правительств. В нем закреплено правило, налагающее запрет на получение ЕЦБ каких-либо инструкций от органов Содружества или национальных правительств, а последние обя­зуются не нарушать принцип независимости ЕЦБ. Устав ЕЦБ обязывает государства в согласованные сроки вносить измене­ния в национальные правовые системы в целях приведения их в соответствие с уставом ЕЦБ.

Центральные банки Республики Беларусь, Казахстана, Тад­жикистана, Кыргызстана, Российской Федерации в рамках До­говора об учреждении Евразийского экономического сообщества создали в 2001 г. консультативно-совещательный орган с правом принятия решений рекомендательного характера по вопросам, относящимся к компетенции центральных банков, — Совет ру­ководителей центральных банков государств — участников До­говора. Его задачей является координация действий централь­ных банков на национальных валютно-финансовых рынках, развитие платежно-расчетных отношений и др. Рекомендатель­ные решения Совет разрабатывает по следующим направлени­ям: взаимодействие национальных банковских систем, вопросы денежно-кредитной политики; банковский надзор; платежно-расчетные межстрановые отношения; механизм курсообразования, конвертируемость национальных валют; правовое регули­рование банковской деятельности; валютное регулирование и валютный контроль; функционирование информационных бан­ковских систем, их взаимодействие и обмен информацией; обу­чение кадров и обмен специалистами; другие вопросы, требую­щие скоординированных действий. В состав Совета входят пред­седатели центральных банков государств — участников Догово­ра. Решения Совета принимаются на основе единогласия.

Для современного этапа развития центральных банков госу­дарств характерны:

· интеграция национальных центральных банков в рамках развития региональных валютных систем (наиболее ярко этот процесс проявляется в Европейской системе центральных банков);

· увеличение внимания центральных банков к вопросам защиты вкладов и сбережений всех потребителей банковских услуг, проблемам развития реального сектора экономики;

· публичность, открытость центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете — для широкого круга пользователей.

Наши рекомендации