Характеристика проблемной области

Проблемная область выбирается студентом по согласованию с руководителем практики от университета с учетом пожеланий базового предприятия, на котором студент проходит учебную практику. Выбор проблемной области определяет направление дальнейших исследований, которые студент самостоятельно продолжит в рамках выполнения курсовых проектов. В данном разделе необходимо отразить состояние дел, как есть. Обосновать необходимость совершенствования данной предметной области.

Для выполнения данного раздела и в дальнейшем определении темы курсового или дипломного проекта рекомендуется использовать методику ранжирования проблем А.П. Егоршина.[2]

Мотивация и стимулирования труда

(управление мотивацией труда, организация и оплата труда)

После знакомства с коллективным договором, действующим на предприятии, положением о материальном стимулировании труда необходимо:

· дать характеристику действующей системы стимулирования на предприятии;

· дать характеристику системе материальных и нематериальных стимулов;

· описать формы оплаты труда используемые для оплаты труда разных категорий работников (АУП, ИТР, специалисты, основные, вспомогательные и обслуживающие рабочие и т.д.) (табл.6);

Таблица 6

Уровень заработной платы персонала в зависимости от стажа работы

Заработная плата 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. в % к 200_г.
До 3-х лет        
3-5 лет        
5-10 лет        
Более 10 лет        
В среднем        

· Проанализировать изменение уровня заработной платы в зависимости от уровня образования (табл.7);

Таблица 7

Заработная плата персонала в зависимости от уровня образования

Уровень образования 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. в % к 200_г.
Начальное        
Среднее        
Среднее-специальное        
Незаконченное высшее        
Высшее        
В среднем        

· Проанализировать изменение уровня заработной платы в зависимости от категории работников (табл.8);

Таблица 8

Уровень заработной платы персонала в зависимости от категории работников

Категория работников 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. в % к 200_г.
в том числе - руководители - специалисты        
Производственный персонал, всего        
в том числе - основные рабочие - вспомогательные рабочие        
Итого        

В ходе практики необходимо познакомиться с работой отдела труда и заработной платы (ОТиЗ) на предприятии, обратить внимание на работу отдела нормирования (или нормировщика).

В отчете по практике необходимо перечислить:

· функции отдела труда и заработной платы (ОТиЗ), отдела нормирования;

· формы и методы нормирования труда, действующие на фирме;

· трудовые показатели, используемые на фирме.

Рассмотреть:

· методики анализа трудовых показателей;

· организацию и обслуживание рабочих мест специалистов;

· санитарно-гигиенические нормы труда специалистов и служащих;

· источники социального напряжения, социальные конфликты и пути их разрешения (привести примеры).

На примере одного из подразделений

· определить доминирующие потребности работников;

· определить удовлетворенность сотрудников работой и условиями труда[3];

· сделать вывод о соответствии используемых на предприятии стимулов потребностям сотрудников на примере одного подразделения;

· В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Стратегический менеджмент

После знакомства с работой линейных руководителей 1-го и 2-го уровней и основных подразделений предприятия, с его перспективными планами развития в отчете по практике, необходимо дать характеристику внешней среды фирмы, используя данные опроса специалистов фирмы

Перечислить:

· стратегические проблемы развития и ориентиры, стоящие перед фирмой;

· виды стратегий, реализуемые фирмой (стратегия низких издержек, стратегия диверсификации, стратегия фокусирования, первопроходца, синергизма и т.д.).

Определить:

· кем осуществляется стратегическое управление;

· в чем заключается видение и миссия фирмы;

· как формируются стратегические цели и стратегии фирмы;

· в чем заключается стратегия внешнеэкономической деятельности (планирует ли фирма выйти на зарубежный рынок).

· жизненный цикл отрасли, в которой работает фирма;

· основные ключевые факторы успеха[4].

· факторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы.

· основные угрозы и возможности, определяющие положение фирмы.

В отчете рекомендуется представить результаты PEST и SWOT-анализов.

По каждой группе товара представить в динамике за последние 5 лет объем реализации и долю рынка, занимаемую фирмой и основным ее конкурентом. Сделать вывод о наметившихся тенденциях.

Представить движение ассортиментной группы товаров в поле матрицы, разработанной Бостонской консультативной группой[5]. Определить, к какой группе товаров они относятся, какой тип стратегии для них приемлем. Используя матрицу МакКензи оценить СЕБ фирмы. Определить, какой тип стратегий по матрице И. Ансоффа, реализуется фирмой. Оценить факторы конкурентоспособности фирмы.

Инновационный менеджмент

После знакомства с работой основных подразделений предприятия, с его перспективными планами развития, необходимо перечислить:

· какие подразделения (должностные лица) заняты подготовкой и реализацией инновационных проектов;

· какие новые товары разрабатываются на конструкторско-технологическом уровне;

· какие инновационные программы и проекты внедряются на предприятии (запуск производства новой продукции, расширение действующего производства, реконструкция действующего предприятия с целью укрепления положения на рынке, пополнение оборотных средств, диверсификация производства и т.д.).

Укажите ожидаемый результат от реализации инновационного проекта (выход на рынок с новым товаром, увеличение прибыли за счет увеличения объемов выпуска продукции, повышение рентабельности за счет снижения затрат, обновление парка оборудования, расширение сбыта посредством повышения качества продукции и т.д.) (табл.9);

Таблица 9

Эффективность разработки проектного решения

Показатели Фактически Проект Изменения
Объем производства, тыс.шт.      
Денежная выручка, тыс.руб.      
Количество занятых работников, чел.      
Издержки, тыс.руб.      
Прибыль, тыс.руб.      
Рентабельность, %      

Укажите, какие риски могут оказать существенное влияние на ход реализации проекта: отраслевые[6], акционерные[7], развитость рынка[8], регулирование деятельности предприятия[9], качество управления[10], финансовые риски[11], риски, связанные с осуществлением технологических процессов[12], риски, связанные с внешними компаниями[13], и т.д.

В каких инвесторах фирма заинтересована (предприятия-смежники, с которыми она уже работает; крупные отечественные предприятия (укажите какие); финансовые структуры; иностранные инвесторы; мелкие инвесторы).

· В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Наши рекомендации