Финансовое окружение предприятия

Финансовая среда представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.

Финансовая среда состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Субъекты микросреды:

Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.

Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товаропродвижения, маркетинговые и финансово-кредитные. Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организации. Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников – помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров.

Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка. Покупатели потребительского рынка – физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления. Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции. Покупатели рынка промежуточных продавцов – физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения. Покупатели – государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности. Покупатели международного рынка находятся за пределами страны производства товаров или услуг.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты. Желания-конкуренты - это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. Товарно-родовые конкуренты – это основные способы удовлетворения желания выбранной ранее покупки. Товарно-видовые конкуренты – это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Марки-конкуренты – это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности (спонсоры, пользователи СМИ, общества потребителей, налоговые органы).

Факторы финансовой макросреды:

Воздействие природного фактора на среду предпринимательства характеризуется определенным дефицитом некоторых видов сырья, тенденцией к удорожанию энергоносителей, ростом загрязнения окружающей среды, вмешательством государства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов.

Воздействие технического фактора на среду предпринимательства проявляется в ускорении научно-технического прогресса, возможностях новых технологий, росте ассигнований на НИОКР, внедрении небольших усовершенствований в готовую продукцию, ужесточении государственного контроля за качеством и безопасностью товаров.

Воздействие политического фактора макросреды проявляется в увеличении числа законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, повышении требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.

Величина доходов конкретного предприятия во многом определяется уровнем покупательной способности населения, который зависит от текущих доходов, сбережений населения, цен на готовую продукцию, от доступности кредита, а в более широком смысле – от экономических спадов, финансовых кризисов, наличия безработицы.

Воздействие демографического фактора на предпринимательскую деятельность проявляется в резком увеличении рождаемости за счет развивающихся стран, снижении рождаемости и старении населения промышленно развитых стран, повышении образовательного уровня и росте числа служащих.

Воздействие культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой культуры.

Учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и макросреды предпринимательства является необходимым условием успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов (прибыли) для предприятия.

Все компании в той или иной степени действуют в рамках определенной финансовой системы, которая состоит из ряда институтов и рынков, обслуживающих фирмы, отдельные лица и государство. Когда фирма инвестирует временно свободные средства в легкореализуемые ценные бумаги, она непосредственно выходит на финансовые рынки (financial markets).

Финансовые рынки (financial markets) - все институты и операции, задача которых заключается в том, чтобы свести вместе покупателей и продавцов финансовых инструментов.

Гораздо важнее, однако, то обстоятельство, что большинство фирм использует финансовые рынки для финансирования приобретений необходимых им активов. В конечном счете рыночный курс ценных бумаг компании является наилучшим показателем ее положения. В то время как фирмы конкурируют друг с другом на рынках продукции, им приходится непрерывно взаимодействовать с финансовыми рынками. Учитывая важность этой среды для финансового руководителя, а также для частного лица как потребителя финансовых услуг, огромное значение имеет исследование финансовой системы и постоянно меняющегося окружения, в рамках которого им приходится привлекать капитал.

Назначение финансовых рынков в экономике заключается в эффективном распределении сбережений среди их конечных пользователей. Если бы те хозяйственные единицы, которые сэкономили средства, сами же в них и нуждались, экономика процветала бы и без финансовых рынков. Однако в современной экономике большинство нефинансовых корпораций использует инвестиции в реальные активы в размерах, превышающих их суммарные сбережения. В то же время суммарные сбережения большинства семей превышают их суммарные инвестиции. Проблема заключается лишь в том, чтобы свести вместе — при условии минимизации затрат и возможных неудобств — конечного инвестора, кому средства необходимы для покупки реальных активов, и первоначального владельца средств.

Рисунок иллюстрирует роль финансовых рынков и финансовых институтов в перемещении денежных средств из сектора сбережений (хозяйственных единиц с излишком денег) в сектор инвестиций (хозяйственных единиц с нехваткой денег). Из этого рисунка также следует, что определенные финансовые институты занимают особое положение в "канализации" денежных потоков в экономике страны. Важнейшими институтами, которые способствуют нормальному функционированию потоков денежных средств, являются вторичный рынок, финансовые посредники и финансовые брокеры.

Наши рекомендации