Национальные стандарты аудита

В каждой стране имеется специфика ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т.д., что требует разработки национальных стандартов аудита.

В России правила (стандарты) аудиторской деятельности начали разрабатывать с 1996г. Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляла Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За период до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 38 правил (стандартов), которые успешно применялись аудиторскими организациями и способствовали принятию Закона «Об аудиторской деятельности.

После принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» на основании постановления Правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. в России началась подготовка федеральных стандартов. Это было вызвано серьезными изменениями в методологии бухгалтерского учета, последовательной гармонизацией с МСФО и подготовкой к переходу учета на международные стандарты. Принятие федеральных стандартов не приведет к кардинальным изменениям в аудите, так как аудиторские стандарты с самого начала ориентировались на требования международных стандартов аудита (МСА).

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 определено, что до утверждения Правительством РФ федеральных правил стандартов субъектам аудиторской деятельности надлежит руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации; их действие заканчивается по мере утверждения соответствующих федеральных стандартов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности до 1 января 2010 года утверждало Правительство Российской Федерации.

Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Стандарт дол­жен содержать следующие обязательные реквизиты: номер, дату утверждения и ввода в действие, название стандарта, сферу применения.

Общая принципиальная схема аудиторских стандартов любого уровня (международные, национальные, внутренние) имеют определенную структуру и состоит из следующих разделов:

• общие положения;

• изложение содержания стандарта;

• практические приложения.

В разделе «Общие положения» отражаются:

• цель и необходимость разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими стандартами;

• преемственность с ранее действующими нормативными актами.

В разделе «Изложение содержания стандарта» отражаются:

• формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте;

• методология решения проблемы, приводимой в данном стандарте.

В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения по необходимости (таблицы, вопросники, тесты, блок-схемы и т.п.).

По своему содержанию правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

1 – общие стандарты;

2 – рабочие стандарты;

3 – стандарты отчетности;

4 – прочие стандарты.

Общие стандарты раскрывают цели и принципы аудита отчетности, содержат требования к степени квалификации аудитора, чтобы эффективно и профессионально выполнять аудиторские процедуры. Аудитор должен иметь соответствующую подготовку и знания, быть независимым, действовать с надлежащим вниманием.

К ним относятся:

- согласование условий проведения аудита;

- понимание деятельности экономического субъекта;

- права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;

- образование аудитора и др.

Рабочие стандарты являются основными правилами проведения аудиторских мероприятий и представляют собой структуру или общую схему целенаправленных систематических действий, которым должен следовать аудитор в своей работе (включая планирование и надзор за аудитором, рассмотрение структуры внутреннего контроля, получение компетентных доказательств).

К ним относятся:

- планирование аудита;

- аудиторская выборка;

- аудиторские доказательства;

- документирование аудита и др.

Стандарты отчетности предъявляют основные требования к составу, содержанию отчета аудитора, аудиторского заключения, порядку их предоставления.

К ним относятся:

- аудиторское заключение по финан6совой (бухгалтерской) отчетности;

- заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

и др.

Прочие стандарты предназначены для проведения аудита отдельных отраслей, оказания иных услуг.

К ним относятся:

- особенности аудита малых предприятий;

- аудит в условиях компьютерной обработки данных;

- характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования предъявляемые к ним и др.

Разработанные российские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

С 1 января 2010 года проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности рассматривает Совет по аудиторской деятельности и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом.

Помимо федеральных стандартов существуют стандарты саморегулируемой организации аудиторов (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Требования к стандартам саморегулируемой организации аудиторов

Каждая саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает свои стандарты.

Контрольные вопросы

1. Приведите общую классификацию аудиторских стандартов.

2. Приведите краткую характеристику международных стандартов аудита (МСА).

3. Дайте общую характеристику федеральных стандартов аудиторской деятельности.

4. Рассмотрите классификацию российских стандартов аудиторской деятельности.

5. Дайте характеристику стандартов саморегулируемой организации аудиторов.

6. Кто разрабатывает и утверждает национальные аудиторские стандарты?

Тесты

1.Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Верно ли данное определение:

1. да;

2. нет.

2.Для чего разрабатываются стандарты аудита:

1. для подготовки аудиторов и составления программ квалификационных экзаменов по разделу «Аудит» на право заниматься ау­диторской деятельностью;

2. для поддержания определенного уровня качества аудита и на­дежности его результатов;

3. для доказательства качества проведения аудита в суде и опре­деления меры ответственности аудитора.

3.Федеральные стандарты аудиторской деятельности до 1 января 2010 года утверждает:

1. Правительство РФ;

2. Министерство финансов РФ;

3. Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

4.При проведении проверки аудитор должен отдавать предпочтение:

1. национальным стандартам;

2. международным стандартам;

3. каким-либо другим стандартам.

5.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными:

1. для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

2. для саморегулируемых организаций аудиторов и их работников;

3. для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов а также для саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:

1. обязательны к применению;

2. обязательны к применению, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

3. не обязательны к применению.

7. Укажите российский аудиторский стандарт, не имеющий аналогов в международных стандартах проведения аудита (нет аналогичного международного стандарта):

1. образование аудитора;

2. аналитические процедуры;

3. аудиторская выборка;

4. использование работы эксперта.

8. Сколько групп входит в состав российских правил (стандартов):

1. 10;

2. 11;

3. 12.

9. Сколько групп включают международные стандарты аудиторской деятельности:

1. 10;

2. 11;

3. 12.

10. Что гарантирует соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности:

1. высокий уровень качества аудита и надежности результатов;

2. независимость аудиторской организации;

3. возможность повышения цены аудиторских услуг.

Глава 6. Организация подготовки аудиторской проверки

· Выбор аудиторской организации экономическим субъектом.

· Выбор экономического субъекта аудиторской организацией.

· Согласование условий проведения аудита.

· Оценка стоимости аудиторских. услуг.

· Объем аудиторской проверки.

· Этапы аудиторской проверки.

· Планирование аудита.

Наши рекомендации