Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ”. В соответствии с этим законом с предприятий взимаются федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисляемые в дорожные фонды; гербовый сбор; госпошлина; сбор за использование названия “Россия”; транспортный налог с предприятий; сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

К республиканским налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.

Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор за право торговли; целевые сборы; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.*

Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ, часть районными и городскими органами власти.

Расчеты по внебюджетным платежам

Расчеты предприятия с различными внебюджетными фондами (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию) обобщаются на счет 67 “Расчеты по внебюджетным платежам”.

Размер и порядок исчисления взносов регламентируются законодательными и нормативными актами.

К счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” могут быть открыты субсчета:

Расчеты по налогу на пользователей автодорог”

“Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств”

“Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств”

“Налог на реализацию ГСМ”

“Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование с граждан”

“Расчеты с фондом имущества”

“Расчеты по фонду научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции”

“Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства”.

На субсчетах 67-1, 67-2, 67-3 учитываются расчеты по налогам, предусмотренным Законом РФ

Начисление налога отражается по дебету счетов: 26 “ОХР” или 44 “издержки обращения”, а по налогу на приобретение автотранспортных средств - по дебету счета 08 “Капитальные вложения” и кредиту счета 67 по соответствующим субсчетам.

На счете 67-6 “Расчеты с фондом имущества” отражаются расчеты с Фондом имущества при приватизации предприятий. На сумму платежей, причитающихся к перечислению Фонду имущества, создается задолженность по кредиту счета 67-4 в корреспонденции со счетом 96-2 “Расчеты с фондом за акции”.

По мере перечисления платежей делается запись по дебету счета 67, кредиту счетов 51 или 55-3 “Депозит участников подписки”.

На субсчете 67-7 “Расчеты по фонду научных исследований, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции” учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.

Согласно Постановлению Правительства РФ разрешено создавать межотраслевые внебюджетные фонды в размере 1,5% от себестоимости товарной продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.

На субсчете 67-8 “Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства” учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.

Согласно вышеуказанному Постановлению, разрешено создавать фонд в размере 3% от себестоимости товарной продукции(работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.

Аналитический учет по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” ведется по каждому внебюджетному фонду, плательщиком в который является предприятие.

Остановимся подробнее на некоторых налогах, отражаемых на данном счете.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, филиалы предприятий.

Не платят налог на прибыль предприятия, производящие и реализующие сельскохозяйственную и сельскохозяйственную продукцию(кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа).

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия:

Ставка налога на прибыль по всем предприятиям, в том числе полностью принадлежащим иностранным инвесторам, до принятия органами гос. власти субъектов РФ соответствующих решений установлена в размере 35%; 13% - в республиканский бюджет, до 22% - в местный бюджет.

Согласно этому пункту при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по которым предоставляются льготы, но не более чем на 50% фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот. В общую сумму льгот, подлежащий такому ограничению, входит также льгота, предусматривающая освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в течение последующих пяти лет. Ранее исключение было сделано только для государственных и муниципальных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, направивших свои средства непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи

Этот закон затрагивает ряд важных положений статей основного закона и в первую очередь существенно изменяет порядок уплаты в бюджет налога на прибыль.

. Этот порядок должен действовать без изменения до конца календарного года.

Предприятия, перешедшие на вновь предусмотренный порядок расчетов с бюджетом, должны составлять расчеты налога по фактически полученной прибыли ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представлять их в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Одновременно с указанными налоговыми расчетами должны представляться обоснованные расчеты по налоговым льготам и дополнительные материалы по корректированию для целей налогообложения прибыли, определенной согласно бухгалтерскому учету, в частности, на суммы: превышения фактических затрат предприятий, которые должны учитываться при налогообложении исходя из действующих норм и нормативов; средств, полученных безвозмездно от других предприятий; убытков, полученных от реализации и безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества; отклонений от рыночных цен при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости и т.д.

Уплата налога должна производиться по месячным расчетам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, малые предприятия, как и ранее, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.

Все предприятия. как рассчитывающиеся с бюджетом ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, так и уплачивающие авансовые платежи, представляют в налоговые органы квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность, дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, обоснованные расчеты по налоговым льготам.

Уплата налога по квартальным расчетам производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

По предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога, сохраняется положение об уточнении разницы между суммой. подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

В частности, из основного закона исключено положение, предусматривающее корректирование для целей налогообложения валовой прибыли на суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный счет предприятия (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам на день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом. В связи с этим положительные курсовые разницы будут облагаться налогом на прибыл в составе общей прибыли, отрицательные курсовые разницы будут уменьшать налогооблагаемую базу.

Валовая прибыль не должна уменьшаться на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые акционерными обществами и предприятиями с иностранными инвестициями.

Предусмотрена новая льгота для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных потребительских кооперативов. Освобождены от налогообложения направляемые ими собственные средства на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых эти организации были созданы.

Изложена в новой редакции льгота, связанная с направлением средств на финансирование капитальных вложений.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна уменьшиться на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, только предприятиями отраслей сферы материального производства.

В то же время льготой по направлению прибыли на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, могут воспользоваться предприятия всех без исключения отраслей народного хозяйства.

При этом сохранено положение, при котором эти льготы предоставляются предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

Изменилась льгота, связанная с направлением прибыли в течение пяти лет на покрытие убытков. Согласно новой редакции закона при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки только от реализации продукции (работ, услуг). До этого льгота предоставлялась на покрытие всей суммы полученного в предыдущем году убытка по данным годового бухгалтерского отчета.

Существенные поправки внесены в статью закона, регулирующую налогообложение отдельных видов доходов предприятий.

Так, отменена льготная ставка налога по доходам, полученным по корпоративным ценным бумагам. Вместо налоговой ставки в размере 15% доходы от этих ценных бумаг будут облагаться в составе общей прибыли по общеустановленной ставке, не превышающей соответственно 35% или 43% в зависимости от категории налогоплательщиков.

Ранее действовавший порядок налогообложения по ставке 15% сохранен только по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, у источника выплаты этих доходов.

Интересным представляется проведение параллели в отношении порядка начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль по российским и международным (а также американским) стандартам бухгалтерского учета (МБСХ). Так, например, согласно МБСУ по отношению к предприятиям плательщикам налога на прибыль применяется метод отложенного налогообложения. Стандарт 12 МБСУ рассматривает налоги на прибыль (доходы), в частности, отложенные налоги. Данный стандарт допускает использование либо метода отсрочки налоговых платежей (при этом резерв создается по ставке налога на момент возникновения временных расхождений), либо метода налоговых обязательств (при этом создается резерв по ожидаемой ставке аннулирования различий).

В соответствии со Стандартом 12 отложенный налог должен, как правило, рассчитываться по всем временным различиям. Однако предприятие может исключить влияние определенных временных различий по налогам, если существует достаточное доказательство того, что эти временные расхождения не будут устранены в течение последующего значительного периода времени (по крайней мере в течение трех лет). Для этого также необходимо, чтобы не было указания признаков того, что послед данного периода эти временные расхождения, вероятно, будут устранены. Необходимо расшифровать сумму, связанную с временными расхождениями и не отраженную в учете как текущем, так и кумулятивном.

Дебетовые остатки по отложенными налогам не должны быть перенесены при отсутствии достаточной уверенности в том, что они будут выплачены.

Потенциальная экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, может быть включена в чистый доход за отчетный период, в которым был отражен убыток, при наличии разумной уверенности в том, что будущий доход, подлежащий налогообложению, будет достаточен для реализации налоговых льгот по отраженному убытку. Если это условие не удовлетворяется, то экономия по налогам, связанная с отложенными налоговыми убытками, должна быть включена в чистый доход в размере чистых кредитовых позиций по отложенному налоговому сальдо, которые будут или могут быть устранены в течение периода, во время которого можно воспользоваться налоговыми льготами по убыткам.

В финансовой отчетности отложенный налоговый платеж находит отражение в форме “Отчет о финансовых результатах” по строке “Налог на прибыль” со знаком “минус”, а в бухгалтерской отчетности по международным стандартам

Российскими стандартами бухгалтерского учета использование метода отложенного налогообложения при исчислении налога на прибыль не разрешается.

Наши рекомендации