Особенности функционирования рынка ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационно-экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов, оказывает большое влияние на другие рынки, в том числе и финансовые. Инвестиционные, страховые и пенсионные фонды, а также крупные компании осуществляют операции на валютном рынке, для того чтобы покупать ценные бумаги иностранных государств и совершать спекулятивные сделки на самом Международном валютном рынке.

Рынок ценных бумаг в России – это молодой динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более совершенными финансовыми инструментами.

Участниками его (как потенциальными, так и действующими) являются около 2400 коммерческих банков. Возглавляют этот список Центральный банк РФ и крупнейший Сберегательный банк РФ.

Качественно этот рынок характеризуется:

- небольшими объемами и неликвидностью;

- «неоформленностью» в макроэкономическом смысле;

- неразвитостью материальной базы, технологии торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры, пониженной регулятивной ролью государства на этом рынке;

- необходимостью крупных инвестиций для создания материальной базы и обеспечивающих подсистем рынка;

- отсутствием у государства какой-нибудь продуманной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

- высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

- высоким уровнем инфляции, падением валютного курса рубля, что делает неэффективными инвестиции в ценные бумаги;

- крайней нестабильностью в движении курсов, объемов рынка;

- инвестиционным кризисом;

- отсутствием обученного персонала, крупных инвестиционных институтов с длительным опытом работы;

- невыполнением основного предназначения рынка (перераспределение денежных ресурсов на цели производительных инвестиций);

- расширение рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги, усиливает неустойчивость и спекулятивный характер фондового рынка .

Рынок ценных бумаг в России динамичен и развивается на основе масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг, быстрого создания новых коммерческих образований, привлекающих средства на акционерной основе, внедрения долговых ценных бумаг и облигационных займов.

Стихийно в России выбрана смешанная, промежуточная модель фондового рынка, на котором одновременно и на равных правах присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. В российской практике по существу выбрана европейская модель универсального коммерческого банка, имеющего глубокие ограничения на операции с ценными бумагами. Это – модель агрессивного банка, имеющего крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окруженного различными небанковскими финансовыми институтами. В данной модели существенно повышена рискованность операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не ограничены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности.

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг, банковский или небанковский характер будут носить регулятивные органы (Центральный банк или Министерство финансов, или Комиссия по ценным бумагам).

В результате можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг в России – это:

- рынок с еще не сформировавшейся концепцией, моделью, лежащей в основе его развития;

- остроконкурентный рынок, на котором в перспективе будет разворачиваться ожесточенная конкуренция между банками и небанковскими институтами.

210. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг: органы государственного надзора, законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

• эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

• инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

• профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукцинов;

• регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

• верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

• государственные и иные нормативные акты;

• государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на:

• прямое, или административное, управление;

• косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

1) установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

2) регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

3) лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

5) поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения;

• денежную политику;

• государственные капиталы;

• государственную собственность и ресурсы.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг: Высшие органы государственной власти; (Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы; Правительство— выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента); Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня; Федеральная служба по финансовым рынкам; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д.

Министерство финансов РФ — министерство в составе Правительства — регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Центральный банк РФ — федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитана.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Положения и постановления, принимаемые Федеральной службой по финансовым рынкам.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг (все по состоянию на сегодняшний день):

· Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996);

· Закон «О банках и банковской деятельности» (2003);

· Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002);

· Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991);

· Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992);

· Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003);

· Закон об акционерных обществах (1996);

· Закон «О рынке ценных бумаг» (1996);

· указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

· постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).

Главный документ, регулирующий отношения государства с инвесторами, — Закон «О государственном внутреннем долге РФ»; он определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем — на Государственную Думу; управление долгом — на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Закон закрепил как эмитента ценных бумаг Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.

Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти.


Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», согласно которому эмитентами ценных бумаг помимо других юридических лиц могут становиться органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи, рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, в частности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.

211. Инвестиционная деятельность кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг – банков, страховых компаний, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и прочих институтов.

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

-инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно - учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.

-обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

-страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств - продажа страховых полисов. Полученные доходы, они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

-пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности - банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

-инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства.

Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня их рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреждением). Важнейший элемент инвестиционной политики — разработка стратегии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, включающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.

Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) — совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной валюте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распространенным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяющий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.

Основное содержание инвестиционной политики банка составляет определение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оптимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.

При этом часть банков (главным образом средних и мелких) осуществляют инвестиционные операции, не руководствуясь каким-либо заранее составленным и одобренным планом. Есть банки, где служащие, занимающиеся инвестиционной деятельностью, руководствуются официально утвержденными руководством банка установками в отношении инвестиционной политики. При этом совет банка по крайней мере один раз в год вносит в нее определенные изменения с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Одна из особенностей страховой деятельности состоит в том, что в отличие от сферы производства, где товаропроизводитель сначала несет затраты на выпуск продукции, а затем компенсирует их за счет выручки от ее реализации, страховщики сначала аккумулируют средства в виде страховых взносов, создавая необходимые страховые резервы, и лишь в дальнейшем при наступлении страхового случая несут затраты, связанные со страховыми выплатами. В результате страховые организации получают возможность в течение определенного, порой весьма длительного, периода распоряжаться полученными от страхователей средствами. Кроме того, страховщики распоряжаются имеющимся у них уставным капиталом и другими собственными средствами. Это предопределяет возможность и необходимость осуществления страховщиками инвестиционной деятельности, которая является еще одним источником прибыли страховых организаций и в ряде случаев даже компенсирует те убытки, которые страховщики могут иметь от осуществления непосредственно страховой деятельности.

Проводя инвестиционные операции и извлекая прибыль от них, страховщики в то же время оказываются в значительной степени зависимыми от положения дел на денежное и финансовом рынках, неся инвестиционный риск. Это вынуждает их к проведению достаточно осторожной инвестиционной политики. Основными требованиями, которым должна отвечать инвестиционная политика страховых организаций, являются надежность и доходность. С одной стороны, потеря средств, инвестированных страховщиком, может привести к невыполнению им своих обязательств по договорам страхования и к банкротству. С другой стороны, страховая компания заинтересована в получении как можно большего дохода от вложенных средств. В то же время, как правило, высокий доход сопутствует низкому уровню надежности. Поэтому страховщик должен гармонизировать указанные цели, что достигается путем осуществления оптимизационных расчетов. При этом принципами, которыми должны руководствоваться страховщики при осуществлении инвестиционной деятельности, являются диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность. Основополагающее значение при осуществлении инвестиционной деятельности имеет оценка риска потери средств из-за неплатежеспособности организаций, в которые вложены средства страховщиков. Для осуществления таких оценок используются методики анализа платежеспособности, а также экспертные оценки специалистов, которые должны исходить не только из текущего состояния дел, но и из перспектив его изменения.
На основе проведенного анализа составляется перечень возможных объектов для инвестирования с их характеристиками, включающими оценку степени инвестиционного риска, из которых и формируется инвестиционный портфель страховщика.

Выбор объектов инвестирования должен осуществляться страховыми организациями в зависимости от сроков, на которые могут быть размещены средства, а они, в свою очередь, во многом определяются прогнозами сроков возникновения потребности в средствах для осуществления страховых выплат. Для составления таких прогнозов страховщики на основе имеющейся статистики строят модели распределения вероятности времени наступления страховых случаев и размеров страховых выплат по различным видам договоров страхования, которые ими заключены. На основе проведенных расчетов определяется соотношение между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными инвестициями, с тем чтобы обеспечить высокую доходность в сочетании с надежностью и гибкостью вложений.

Инвестиционный фонд и взаимный фонд инвестиционной компании имеет право вкладывать в приобретение акций одного эмитента не более 5% своих активов. При этом имеется право приобретать не более 10% уставного капитала (фонда) одного эмитента, однако за приватизационные бумаги допускается приобретение до 25% уставного капитала.

Ценные государственные бумаги и ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, могут приобретаться без ограничения доли в активах.

Эмиссия инвестиционных сертификатов инвестиционных и взаимных фондов допускается на сумму не более чем в 15 раз превышающую размер собственного уставного капитала. Если фонд имеет право работать с приватизационными бумагами, то допускается дополнительная эмиссия инвестиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему принятых приватизационных бумаг. Таким образом, средства, получаемые в результате размещения акций среди учредителей, формируют уставный капитал (уставный фонд) инвестиционного фонда. Для привлечения средств на осуществление совместного инвестирования инвестиционные фонды и взаимные фонды инвестиционных компаний выпускают инвестиционные сертификаты. Инвестиционный сертификат является ценной бумагой, которая дает право ее владельцу на получение дохода в виде дивидендов.

Следует учитывать, что выплата дивидендов не носит обязательный характер, и решение о выплате принимают только учредители.

Пенсионные фонды: нельзя вкладывать более 20% в один объект финансирования, не более 20% средств могут быть вложенные эмиссионные ценные бумаги, вложения в государственные ценные бумаги не должны превышать 50% резервов НПФ и тому подобное. (регламентируется законодательством)

Итак, три основные проблемы стоят перед руководителем финансовой службы: определение оптимального соотношения между размерами долга (заемными средствами) и собственными средствами и определение структуры долга по срокам; разработка политики в отношении выплаты дивидендов; оптимизация структуры инвестиций.

Наши рекомендации