Скандинавская школа теории конкурентоспособности

Британская школа конкурентоспособности

Британская школа включает в себя три разработки:

1. эклектическая ОЛИ – парадигма Дж.Даннинга;

2. концепция взаимодействия цепочки добавления стоимости и кластера Р.Каплински, Р.Хамфри и Х.Шмитца;

3. концепция техно–экономической парадигмы К.Фримэна.

Эклектическая ОЛИ – парадигма Дж.Даннинга базируется на том, что конкурентоспособность ТНК определяется тремя факторами:

1. Преимуществами владения методами передовых технологий и обладание неявными активами, ведущими к доступу или созданию современных технологий (О – преимущества).

2. Преимуществами местоположения (Л – преимущества), использование возможности разместить и развернуть производство ТНК в других странах, по сравнению со своей.

3. Преимущества интернационализации (И – преимущества), анализ условий, которые побуждают ТНК производить самим свой продукт, не выдавая лицензии другим предприятиям.

Но для нового перехода необходим определенный научный потенциал, способный конвертировать свои знания в инновации, а инновации в производство.

Таким образом, в целом британская школа конкурентоспособности направлена на изучение повышения конкурентоспособности развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Скандинавская школа теории конкурентоспособности

Скандинавскую школу конкурентоспособности отличает выработка оригинальных концепций конкурентоспособности для малых стран Западной и Северной Европы. В первую очередь это работы датских экономистов Б.- О. Лундваля и Б.Йонсона, норвежских экономико – географов Б.Айсхайма и А.Изаксена, норвежского экономиста Э.Райнерта.

Объективные причины возникновения данной школы объясняются тем, что с середины 80 гг. малые страны стали испытывать двойное давление:

со стороны крупных стран, т.к. наукоемкость последних в большинстве видов продукции была выше, что приводило к снижению спроса на национальные товары, услуги. По отношению к традиционным товарам, низкие издержки производства в развитых странах, по сравнению с продукцией малых стран, также снижало предложение национальных производителей.

Основные идеи повышения конкурентоспособности малых стран.

1. Необходимо создавать и развивать добавочные инновации. В условиях малой страны все люди должны создавать инновации, которые предполагают повсеместность их применения.

2. Нужно развивать более высокую степень связей – потребитель /производитель. Постоянный обмен мнениями между продавцами и покупателями способствуют генерированию добавочных инноваций.

Исходя из этого, признавалось, что обучение – главный процесс получения добавочных инноваций и повышения конкурентоспособности экономики.

27. Ф.Хайек соотносил предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя и менеджера не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с другой - эффективное управление - менеджмент - по силам не каждому предпринимателю.

Взгляды на сущность и особенности предпринимательства были бы не полными, если не учесть, что ряд ученых открывали специфические характеристики этого явления

28.

 
Организационно – хозяйственный механизм экономики предпринимательского типа  
Цели и задачи государственного регулирования предпринимательства
Цели и задачи государственного регулирования экономики
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

29. Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного ведения бизнеса. Основными из них являются:

· выгодное географическое положение, обеспечивающее области название «ворот» России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;

· важнейшее геополитическое значение области для России;

· развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;

· высокий природно-ресурсный потенциал(умеренно-континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы);

· развитая промышленность, и, прежде всего, машиностроительный комплекс.

· широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов.

· наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы;

· динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.)

· наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области.

· высокий потребительский спрос;

· стабильная социально-политическая ситуация.

30.

Есть некоторая динамика увеличения численности занятых в малом и среднем бизнесе с 2000 года. Эта цифра увеличилась в три раза, но при этом общий процент от общего числа занятых составляет всего 20 процентов в 2006 году. Вместе с тем, в странах Евросоюза эта цифра достигает 60 – 65 процентов. Невелика доля поступлений в бюджеты всех уровней от МСП, так в 2006 году она составила максимальную величину – 24,5 процента. Аналогичный показатель в странах Евросоюза составляет 73 процента. Незначительна доля МСП и в общем объеме ВВП. У нас она составляет – 12 процентов в 2006 году, в европейских странах – 50 – 55 процентов. К этому следует добавить, что на 1000 человек в России действует - 6 МСП, в странах Европы – 30.

Для более точной сравнительной оценки роли МСП в экономике России и других развитых странах приводится таблица 1.10.

31. Организационно-правовые формы предприятий

1. Единоличное хозяйство (владение)Собственник, управленец и получатель результата от бизнеса – один человек

2. Партнерство.Форма организации предприятия, при которой два или более лица объединяют свое имущество, становятся совладельцами созданного предприятия, совместно управляют производством и собст­венностью, распределяют прибыль и несут общую ответственность по своим обязательствам.

3. Корпорация.Совершенная форма организации предпри­ятий, которая существует преимущественно в виде открытого акцио­нерного общества, учредители которого формируют акционерный ка­питал путем объединения собственных ресурсов через механизм выпус­ка и продажи ценных бумаг (прежде всего акций), а совладельцы несут ограниченную ответственность

32.К основным прямым административным методам регулирования предпринимательской деятельности стоит отнести следующие:

· методы создания организационно – правовых форм предпринимательской деятельности и государственная регистрация субъектов бизнеса;

· лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

· система ценообразования;

· режим квотирования;

· политика доходов;

· методы нормативов;

· утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности;

· методы проверок и обязательных предписаний совершения каких-либо действий;

· запрещение конкретных действий и определенных действий;

· установление квот и других ограничений;

· применение мер административного принуждения;

· применение материальных санкций;

· выдача государственных заказов;

· контроль и надзор и т.д.

Важнейшим инструментом государственного воздействия на стимулирование предпринимательства является целый арсенал косвенных (экономических) методов. Основное отличие последних от прямых методов состоит в том, что управление процессом, его корректировка происходит за счет создания для субъектов условий, способствующих реализации необходимых государству целей. Такое воздействие опирается на экономические интересы предпринимателей, и оно как бы подталкивает последних принимать решение о целесообразности действия, исходя из новых социально – экономических, финансовых, фискальных, инфраструктурных и других условиях. Наиболее развиты косвенные методы в денежно – кредитной, налоговой, бюджетной, внешнеэкономической, таможенной, социальной политике государства и в ряде других. Рассмотрим некоторые методы более подробно.

33.Кроме этого существенными направлениями помощи предпринимателям являются:

· Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 16);

· Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 17);

· Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 18);

· Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 19);

· Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 20);

· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (Статья 21);

· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (Статья 22);

· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (Статья 23);

· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (Статья 24);

· Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (Статья 25).

Как видно из приведенных направлений государственного воздействия на развитие малого предпринимательства, охвачены все направления, необходимые для его дальнейшего развития.

34. Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).

«Ангелы», как правило, вкладывают свои собственные средства в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц, объединёнными ввенчурные фонды. Небольшое, но растущее число бизнес-ангелов образуют сети, или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов

35. программа развития малого предпринимательства в Ростовской области состоит из разделов:

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели

Наши рекомендации