Интегральная парадигма логистики

В последние годы в развитых странах активно распростра­няется интегральная логистическая парадиг­ма. Она развивает маркетинговую парадигму при­менительно к новым условиям развития производственно-эк. систем. Причины: 1.осознание необходимости симбио­за рыночной и логистической деятельности для достижения конкурентных преимуществ. 2. расшире­ние возможности интеграции между логистическими партнера­ми в условиях глобализации. 3.ускорение науч­но-технол. развития, позволяющее при­менять гибкие автоматизир. производства, информац-комп. технологии, средства контроля и управле­ния на всех стадиях пр-ва и распределения продукции.

В кач-ве интегратора выступает материальный поток; интегрирующая функция распространя­ется на цепочку предприятий-производителей, логистических посредников, других организаций, а также комп. ин­формационные системы и финанс. институты. Необходи­мым услов. функционирования такой логистической систе­мы является взаим-вие указанных объектов с управляемым мате­р. потоком непосредственно либо опосредованно (че­рез информ. или финанс. потоки). Многие при­кладные логистические концепции (например, «точно в срок», «тощего производства» и др.) ос­новываются на интегральной парадигме.

Чтобы иметь конкурентные преим-ва на рынке предприятия должны обладать гибкостью и динамичностью. Важнейшее значение - фактор времени, а именно сокращение всех фаз жизненного цикла товара. Уменьшение производственного пе­риода возможно за счет узкой специализации. Однако это пот­ребует привлечь посредников в распределительную систему, что способно удлинить цикл.

Парадигма интегрированной логистики применяется для сквозного управления основными и сопутств. потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектир-ние -закупки–производство–распределение–продажи–сервис». В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP, VMI, SCM,TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.

TQM (Total Quality Management)–всеобщее управление качеством – непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.

JIT (Just-in-time)– концепция, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Позволяет снизить запасы, сократить произв-ные и складские площади, повысить кач-во изделий, сократить сроки произв-ва, эффек-но использовать оборудование, уменьшить кол-во непроизводственных операций.

Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.

LP (Lean Production) – «стройное/ плоское производство». (относится только к производству). Соединение компонентов: высок. кач-ва, мелких размеров произв-ных партий, низкого уровня запасов, высококвалиф. персонала и гибкого оборудования. «Стройное» пр-во требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. Сохраняется преимущество массового производства – «большие объемы – низкая себестоимость». Идея – убрать ненужные операции (складирование и ожидание) и организовать пр-во, требующее наимен. затрат, на кот. производятся миним. необходимые партии продукции и в целом используется миним. кол-во ресурсов.

VAD (Value added logistics) –основан. на том, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту\услуге. Лог-ий процесс - процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным способом.

VMI (Vendor Managed Inventory) – усовершенств. версия CR и QR, основан. на новых информац. технологиях. Вместо оформления заказов потребитель обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком. Поставщик берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерж. их на необходимом ур. При этом поставщик получает не заказ, а указание покупателя относительно желательных верхних и нижних границ размера запасов.

SCM(Supply Chain Management)–«управл. цепями поставок» (шире, чем ERP). часто SCM отождествляют с понятием лог-ки. Кристофер отмечает, что управление цепью служит для налаживания связей и координации между поставщ., клиентами и самой организации. SCM – «управл. взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом».

TBL (Time-based Logistics) – концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

ERP (Enterprise Resource Planning) – система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия. Включает модули прогнозир. спроса, управление проектами, затратами, кадрами, инвестициями и др.

CSRP (Customer synchronized resource planning) – система планирования ресурсов, синхрон-ная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю. Учитывает произв-ные и матер. ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркет., коммерч., послепродажн. работе с потреб-лем.

· DCM (Demand Chain Management — управление цепью спроса):

1. SCM (Supply Chain Management — управление цепью поставок);

2. CRM(Customer Relationship Management— управл. взаимоотн-ми с покупателями).

Управление цепью спроса —решение, которое сокращает разрыв между традиционными системами CRM и SCM путем синхронизации деятельности отделов продаж и маркетинга с операциями в цепи поставок (закупочной, производственной и распределительной логистикой).

Т. о., управление цепочкой спроса—объединение процессов управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с покупателями, за счет которого достигается координация между созданием спроса на рынке, получением заказа от клиента и определением структуры поставщиков в завис-ти от специфики покупат-го спроса.

Вопрос 50. Стратегическая парадигма логистики

За рубежом развитие логистики достигло нового, более вы­сокого уровня — стратегического, сочетающего использование концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества. Фирма, применяющая страте­гическую логистику, заблаговременно сообщает о своих наме­рениях партнерам, а затем действует строго в соответствии с объявленной тактикой. Смысл стратегической логистикиза­ключается в том, чтобы внутри компании проводилась полити­ка по изменению ее собственной культуры, а во внешней среде больше внимания уделялось развитию партнерских отноше­ний, взаимодействию с поставщиками и потребителями.

Одной из главных задач становятся быстрое реагирование на рыноч­ные изменения, своевременная поставка товаров и услуг, отве­чающих меняющимся запросам потребителей. Большая роль в стратегической логистике отводится информации. Получая ин­формацию в местах продаж и быстро передавая ее производст­венным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на потребности покупателей. Эти меры в сочета­нии с высокой гибкостью производства и использованием ком­пьютеризированной системы продвижения товаров позволяют в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.

Все более активное использование процессного подхода в уп­равлении «размывает» границы между продавцами, покупате­лями, участниками каналов распределения продукции, совер­шенствует логистические сети, укрепляет партнерские отноше­ния. Обмениваясь информацией, партнеры формируют вирту­альную цепь поставок, что способствует увеличению совокупно создаваемой ими ценности. Благодаря стратегической парадиг­ме и виртуальной цепи поставок радикально меняется процесс предложения товара. Новый подход получил название «отсроч­ки по времени, месту или конфигурации товара». Суть его за­ключается в перестройке взаимоотношений партнеров таким образом, чтобы производство стало гибким и благодаря этому, а также использованию отсрочки в поставке конечный продукт создавался в строгом соответствии с предпочтениями покупате­лей. Идея отсрочки подтолкнула многие компании к созданию региональных распределительных центров (например, EDC — Европейский распределительный центр), позволяющих обеспе­чивать удовлетворение разнообразных запросов покупателей. Одновременно решаются вопросы комплектации изделий из взаимозаменяемых модулей, установки этих модулей (или сборки), отделки товара с учетом требований покупателей, ка­чества обслуживания на более поздних этапах создания и рас­пределения конечной продукции. Использование виртуальной цепи поставок, которая делает ставку на обладание информацией, а не на создание запасов, а также ускоренное реагирование на запросы потребителей обес­печивают компаниям ощутимые выгоды и конкурентные пре­имущества. Стоимость производства единицы товара в системе отсрочки может оказаться выше, чем при традиционном спосо­бе за счет увеличения транспортных и некоторых других расхо­дов. Однако общая эффективность оказывается более высокой благодаря значительному снижению общих затрат на хранение запасов в логистической цепи, увеличению объемов продаж, со­кращению сроков реализации быстро стареющих товаров и по­вышению уровня обслуживания покупателей.

Наши рекомендации