МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. глашения, договоры на куплю-продажу интеллектуаль­ной собственности и т

глашения, договоры на куплю-продажу интеллектуаль­ной собственности и т. п. Иногда целесообразно оформле­ние группы разработки проводить через другую организа­цию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов — представителей заказчика.

4. Как будет разрабатываться программа? Этапы разработки проекта или программы, в принципе, стан­дартны, те же, что были рассмотрены выше. Однако, име­ется и специфика.

Сама разработка проекта и программы должна начи­наться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые дан­ным документом. Это могут быть наши творческие про­блемы. Но лучше исходить из осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких-то групп населения, молодежные проблемы), экономических (про­блемы развития бизнеса — мелкого, среднего и крупно­го), политических (выборы), медицинских (профилакти­ка СПИДа, борьба с наркотиками) и т. п.

Главное — понять, в решении каких реальных про­блем региона мы можем принять участие, кем мы можем быть востребованы, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реальных проблем выводит иногда на неожиданное социальное партнерство, открывает пер­спективы привлечения дополнительных ресурсов (см. раз­делы о вкладе сферы культуры в социально-экономиче­ское развитие и о ресурсах сферы культуры). Информацию

06 этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Проект, пред­назначенный для решения ряда проблем, нуждается в ясной и четкой формулировке для придания ему убеди­тельности, актуальности и значимости. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенциальных доноров, что обеспечивает реальную и прочную общность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы.

Следующим шагом в разработке проекта или програм­мы является формулировка общей идеи проекта или про­граммы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана. Однако, креатив креативом, но более реальным будет проект, если он будет

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 177

I-m

направлен на решение выделенных ранее реальных про. блем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праздника, кон­курса, фестиваля и т. п. Иначе говоря, речь идет о конк­ретной форме работы, комплексе мероприятий или акций.. Понимание этого может дать новые и дополнительные им-; пульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию.

Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напо­миная то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее — «жем«| чужину», состоящую из многих слоев «перламутра»: вдох­новения и амбиций художника, удовольствия потребите­лей, подтверждения их статусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интересы спонсоров, карьерные амбиции чиновников и т. д.

Только после этого можно приступать к формулиров­ке цели или (целей) программы или проекта, т. е. описа­нию конкретного желаемого результата. Для этого могут использоваться специальные методы целевого обоснова­ния (см. раздел о методах планирования).

Из сказанного очевидно, что разработка может вклю­чать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкети­рования, наблюдений, контент-анализа документов и прес­сы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает разработку и повы­шает ее стоимость. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать ре­комендации, и только на их. основе — собственно проект­ную часть программы.

Существенно повышает эффективность и результатив­ность разработки технология апробационно-поисковых де­ловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реали­зации этой программы. Центральными моментами приме­нения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специалисты, работники культу­ры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры примерно с 25 участниками.

178 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

В этом случае можно сформировать полноценные коман­ды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструк­тивную работу.

Сценарий проведения игры может включать следую­щие этапы.

1) Определение места и времени проведения игры. Пол­ноценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесообразно участников игры оторвать от привычных дел, чтобы они могли активно участвовать в разработке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно вывозом участ­ников игры в пригородную зону, например, на базу отды­ха, отвлекая их тем самым на время не только от теку­щих производственных, но и от прочих дел и забот.

2) Формирование первоначальных (стартовых) ко­манд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах, сформи­рованных по профессиональной принадлежности (музей­ные работники, библиотечные работники, учебные заве­дения, общественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первоначальные задачи игры (определение основных про­блем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусмат­риваться самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.).

3) Уже в игровом режиме команды участников (в ка­честве выполнения заданий) должны сформулировать:

а) основные проблемы данного региона или организации,

б) характеристику уникальной неповторимости культур­ного потенциала региона или организации, в) приоритет­ные направления поддержки и развития сферы культу­ры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуж­дением, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого за­дания может быть предусмотрено присуждение различ­ных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформировать команды — уже не по профессиональ­ной принадлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении.

4) В новом составе участники получают задание на разработку конкретных проектов по реализации отдель­ных направлений поддержки и развития сферы культуры

з технология планирования в сфере культуры 179

7*

региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого задания (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завер­шающей взаимной экспертизой и подведением итогов.

5) Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, — материалы игры после их обобщения и оформ­ления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже представляет собой во многом техническую процедуру.

Проекты (программы) выполняют ряд функций: 11 представления о способе реального решения социаль­но значимых проблем; II обязательства участников решения этих проблем; II убеждение возможных социальных партнеров и доно­ров в необходимости участия в проекте (программе). Они должны отвечать ряду требований: II демонстрировать профессионализм разработчиков; 11 демонстрировать привлекательность, преимущества и

достоинства этого проекта; 11 быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; II давать ясное представление о конечном результате; Ш учитывать реальное время и реальные ресурсы, необ­ходимые для осуществления.

Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектован­ном виде проект (программа) содержат: II титул, в котором указываются: название проекта; на­звание организации и ее юридический статус; рекви­зиты (адрес, телефоны, факс, e-mail); фамилия, имя, отчество и реквизиты руководителя организации; гео-^ графия проекта; срок реализации (начало и оконча­ние); общая сумма бюджета проекта; 11 краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого

(аудитория), что (основное содержание) делает; 11 обоснование актуальности проблем, идеи их решения; 11 цели и задачи проекта;

II подробное описание проекта: стратегия, механизмы; II организационный план: рабочий план-график; 11 ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки;

Наши рекомендации