МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. глашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т
глашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т. п. Иногда целесообразно оформление группы разработки проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов — представителей заказчика.
4. Как будет разрабатываться программа? Этапы разработки проекта или программы, в принципе, стандартны, те же, что были рассмотрены выше. Однако, имеется и специфика.
Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые данным документом. Это могут быть наши творческие проблемы. Но лучше исходить из осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких-то групп населения, молодежные проблемы), экономических (проблемы развития бизнеса — мелкого, среднего и крупного), политических (выборы), медицинских (профилактика СПИДа, борьба с наркотиками) и т. п.
Главное — понять, в решении каких реальных проблем региона мы можем принять участие, кем мы можем быть востребованы, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реальных проблем выводит иногда на неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополнительных ресурсов (см. разделы о вкладе сферы культуры в социально-экономическое развитие и о ресурсах сферы культуры). Информацию
06 этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Проект, предназначенный для решения ряда проблем, нуждается в ясной и четкой формулировке для придания ему убедительности, актуальности и значимости. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенциальных доноров, что обеспечивает реальную и прочную общность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы.
Следующим шагом в разработке проекта или программы является формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана. Однако, креатив креативом, но более реальным будет проект, если он будет
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 177
I-m
направлен на решение выделенных ранее реальных про. блем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праздника, конкурса, фестиваля и т. п. Иначе говоря, речь идет о конкретной форме работы, комплексе мероприятий или акций.. Понимание этого может дать новые и дополнительные им-; пульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию.
Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напоминая то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее — «жем«| чужину», состоящую из многих слоев «перламутра»: вдохновения и амбиций художника, удовольствия потребителей, подтверждения их статусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интересы спонсоров, карьерные амбиции чиновников и т. д.
Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т. е. описанию конкретного желаемого результата. Для этого могут использоваться специальные методы целевого обоснования (см. раздел о методах планирования).
Из сказанного очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает разработку и повышает ее стоимость. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их. основе — собственно проектную часть программы.
Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы. Центральными моментами применения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специалисты, работники культуры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры примерно с 25 участниками.
178 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
В этом случае можно сформировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу.
Сценарий проведения игры может включать следующие этапы.
1) Определение места и времени проведения игры. Полноценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесообразно участников игры оторвать от привычных дел, чтобы они могли активно участвовать в разработке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно вывозом участников игры в пригородную зону, например, на базу отдыха, отвлекая их тем самым на время не только от текущих производственных, но и от прочих дел и забот.
2) Формирование первоначальных (стартовых) команд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах, сформированных по профессиональной принадлежности (музейные работники, библиотечные работники, учебные заведения, общественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первоначальные задачи игры (определение основных проблем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматриваться самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.).
3) Уже в игровом режиме команды участников (в качестве выполнения заданий) должны сформулировать:
а) основные проблемы данного региона или организации,
б) характеристику уникальной неповторимости культурного потенциала региона или организации, в) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуждением, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого задания может быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформировать команды — уже не по профессиональной принадлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении.
4) В новом составе участники получают задание на разработку конкретных проектов по реализации отдельных направлений поддержки и развития сферы культуры
з технология планирования в сфере культуры 179
7*
региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого задания (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завершающей взаимной экспертизой и подведением итогов.
5) Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, — материалы игры после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже представляет собой во многом техническую процедуру.
Проекты (программы) выполняют ряд функций: 11 представления о способе реального решения социально значимых проблем; II обязательства участников решения этих проблем; II убеждение возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проекте (программе). Они должны отвечать ряду требований: II демонстрировать профессионализм разработчиков; 11 демонстрировать привлекательность, преимущества и
достоинства этого проекта; 11 быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; II давать ясное представление о конечном результате; Ш учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления.
Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат: II титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; реквизиты (адрес, телефоны, факс, e-mail); фамилия, имя, отчество и реквизиты руководителя организации; гео-^ графия проекта; срок реализации (начало и окончание); общая сумма бюджета проекта; 11 краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого
(аудитория), что (основное содержание) делает; 11 обоснование актуальности проблем, идеи их решения; 11 цели и задачи проекта;
II подробное описание проекта: стратегия, механизмы; II организационный план: рабочий план-график; 11 ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки;