Кризисная ситуация в банке, ее причины и ход развития, методы антикризисного управления

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и соци­ально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризис может иметь бесконечно много форм проявления (признаков). Соответственно разные специалисты называют различные их перечни, причем один из таких перечней не может считаться полным, закрытым. Так, предлагается все такие признаки сгруппировать в следующие 3 категории:

Финансовые:

· Недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов

· Текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшествующих лет

· Неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки

· Неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования

· Нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств (в т.ч. за счет продления срока займа) либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов

· Иммобилизация средств в затраты капитального характера

· Низкое качество кредитного портфеля

· Задолженность по выплате дивидентов или прекращение их выплаты

Производственные:

· Невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками и/или системы внутреннего контроля

· Непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности

· Увольнение основного управленческого персонала без должной его замены

· Ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций

· Существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности

· Агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов

Прочие:

· Невыполнение в установленные сроки требований Банка России и/или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов

· Несоблюдение требований к формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов)

· Судебные иски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для данной кредитной организации решением суда

Кризис не возникает одномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и к формам его внешнего проявления. При этом до определенного момента начинающийся кризис может оставаться «внутренним делом» самого банка. Для других данный процесс становится заметным и значимым с того момента когда у банка очевидно обнаружатся трудности с выполнением своих обязательств, т.е. когда он станет недостаточно платежеспособным и ликвидным. В этой связи можно предложить следующую примерную схему развития проблем в банке и их проявления.

1. Некоторые предпосылки, приводящие к возникновению проблем в банках:

- низкая квалификация сотрудников банка;

- скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению;

- проведение сомнительных банковских операций;

- негативные изменения в структуре ресурсной базы (например, отказ выгодных клиентов от обслуживания в данном банке; пассивное поведение банка на рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов);

- нарушения баланса по срокам и объемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;

- снижение доли высококвалифицированных активов ниже достаточного уровня;

- постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;

- снижение уровня диверсификации активов и пассивов;

- неадекватное состояние технико-технологического обеспечения проводимых операций ( из-за чего могут происходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);

- недосоздание резервов под принимаемые риски;

- снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;

- уменьшение величины собственного капитала.

Разработка антикризисных организационных стратегий, направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:

1. информирование коллег о кризисных ситуациях;

2. наличие адекватной формальной структуры организации безопасности банка;

3. комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на разрешение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;

4. развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;

5. делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;

6. обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;

7. ответственность каждого сотрудника за каждую проблему;

8. тренинг персонала для отработки действий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечения безопасности;

9. использования узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.

Реализация данных стратегий поможет максимально повысить осознание служащими банка проблем безопасности и предотвратить кризисные ситуации

Билет№5.

Наши рекомендации