Основные условия функционирования контроля и его этапы

Предмет и задачи контроля

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгал­терского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйс­твенного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматривае­мые с целью определения соблюдения законности, обеспечения досто­верности, целесообразности и экономической эффективности, сохран­ности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это де­ятельность организаций в соответствии с установленными законодательс­твом нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим ре­шениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внима-

ние уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и ма­териальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Задачами финансово-хозяйственного контроля являются:

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов вы­пуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию;

• подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резер­вов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализа­цией этих предложений;

• контрель за экономным и рациональным использованием материаль­ных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотребле­ний в их расходовании;

• пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;

• контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетнос­ти, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.

Классификация и виды контроля

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на:

Предварительный;

Текущий (оперативный);

Последующий.

Предварительный контроль носит предупреждающий характер и пред­шествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Он осущест­вляется путем исследования распорядительных и других документов до со­вершения самих операций в целях предупреждения незаконного и нецелесо­образного расходования средств, возникновения непроизводительных затрат.

Текущий (оперативный) контроль представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-техни­ческой, технологической и бухгалтерской информации.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйст­венных операций за отчетные периоды путем исследования данных плани­рования (прогнозных данных), бухгалтерского учета и отчетности, оператив­но-технической документации.

В зависимости от источников информации, используемой при вы­полнении контрольных действий, различают:

-документальный контроль;

-фактический контроль.

Документальный контроль — контроль, который осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтер­ской и статистической отчетности, других видов документов, в которых на­шли отражение операции и события, ставшие объектом исследования.

Фактический контроль представляет собой изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.

В зависимости от охватываемой контролем сферы следует вы­делить три вида контроля:

- административный;

- технический;

-финансово-хозяйственный.

К административному контролю относятся административные комис­сии, создаваемые на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, контроль со стороны административных органов госу­дарства.

Техническим является контроль, осуществляемый специализирован­ными службами организаций, их вышестоящими органами управления и со­ответствующими государственными службами. Данный вид контроля на­правлен на углубленное изучение техники и технологии производства, внед­рения передовых технологических решений и проектов в производство, обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования, изыскание возможностей увеличения производственной мощности технологического оборудования, выявление экономической эффективности чисто техничес­ких решений.

Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансо­выми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми органи­зациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыска­ния резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъекта­ми этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.

Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъ­ектов подразделяется на:

внешний (государственный: ведомственный, вневедомственный; об­щественный; аудиторский);

Внутрихозяйственный.

Субъектами государственного контроля выступают органы государс­твенной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями.

Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерст­вами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им органи­заций.

Вневедомственный контроль — контроль органов общей и специаль­ной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности. Каждый из этих органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возло­женными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.

Субъектами общественного контроля являются профсоюзные орга­низации, ревизионные комиссии различных общественных объединений.

Субъектами аудиторского контроля являются специалисты, имею­щие право на осуществление аудиторской деятельности.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функ­ция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, по­скольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции. Внутрихозяйствен­ный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержден­ными положениями о функциональных отделах (структурных подразделе­ниях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций. Главное назначение внут­рихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффектив­ностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных ресурсов, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

Основные условия функционирования контроля и его этапы

Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимы два предварительных условия:

-наличие норм, нормативов, стандартов и других установленных зако­нодательным путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые должен опираться контроль;

-наличие организационной структуры субъекта хозяйствования, став­шего объектом контроля.

Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления в соответствии с установленными идеальными моделями, корректируя поведение подконтрольного объекта. Сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является блокирование отклонений в де­ятельности объекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устой­чивое положение при помощи всех социальных регуляторов.

А это в свою очередь требует наличия организационной структуры субъекта хозяйство­вания. Каждое структурное подразделение, отдел организации должны функционировать в соответствии с Положением об отделе (службе), а спе­циалисты этих служб — руководствоваться в своей деятельности должност­ными инструкциями, утвержденными руководителями организаций, в кото­рых необходимо четко определять права, обязанности и ответственность соответствующего специалиста.

Основной процесс контроля, какую бы область он ни затрагивал, со­стоит из трех этапов:

Наши рекомендации