Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность – возможность получения и своевременного возврата кредита. Такой анализ обычно проводит банк - потенциальный кредитор.

На первом этапе анализа кредитоспособности изучается диагностическая информация о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия.

Изучается состав активов предприятия для определения возможности залога.

Второй этап – оценка финансового состояния заемщика, его устойчивости. Здесь учитываются: уровень платежеспособности, рентабельности производства, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, эффект финансового рычага, наличие собственного оборотного капитала, стабильность выполнения производственных планов, удельный вес задолженности по кредитам в валовом доходе, темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам.

Оценка показателей может осуществляться экспертным путем работником банка или специалистом. Расчетное значение степени риска определяется как среднее арифметическое по всем оцененным показателям. Иногда используется многомерный сравнительный анализ различных предприятий по комплексу экономических показателей.

Кредит имеет смысл выдавать только при условии эффективного его использования, что характеризуется эффектом финансового рычага, который показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает только в том случае, когда рентабельность капитала выше ссудного процента.

ЭФР=(R ик (1-НП) -СП) ЗК/СК, где

R ик = БП/(СК+ЗК) – рентабельность инвестированного капитала

НП – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли); БП – прибыль до налогообложения (балансовая); СП – ссудный процент (процент за кредит) или при большом количестве разнообразной кредиторской задолженности – отношение суммы %-ов за кредиты к среднегодовой сумме долговых обязательств предприятия; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал.

При оценке платежеспособности и кредитоспособности предприятия нужно учитывать, что промежуточный коэффициент ликвидности не должен опускаться ниже 0,5, а общий – 1,5. При общем коэффициенте ликвидности меньше 1 предприятие относят к 1 классу, при 1-1,5 – ко 2, при более высоком – 3. По уровню рентабельности к 1 классу относят предприятия с рентабельностью до 25%, ко 2 – 25-30%, в 3 – свыше 30%. И так по каждому показателю. 1 класс- неплатёжеспособное предприятие.

Анализируется платежеспособность предприятия путем анализа взаимосвязи актива и пассива баланса, на основе характеристики ликвидности текущих активов.

Основной капитал Собственный основной капитал и долгосрочные кредиты Постоянный капитал
Текущие активы Постоянная часть Собственный оборотный капитал
Переменная часть Краткосрочный заемный капитал

Под платежеспособностью понимается его способность своевременно производить платежи по своим обязательствам. Так как для такого анализа необходима дополнительная информация аналитического учета со сроками погашения задолженности, то для внешнего анализа используется показатель ликвидности, который показывает способность (готовность и скорость) предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства за счет быстрого превращения текущих активов в денежные средства. Для такого расчета используются только данные баланса. Потеря ликвидности означает неспособность предприятия получить выгодные сделки, кредиты, понижение доходности, потерю контроля, потерю капитальных вложений.

Текущая ликвидность (общий коэффициент покрытия) – отношение текущих активов (без расходов будущих периодов) к текущим пассивам. Он измеряет поле безопасности для покрытия любого возможного обесценения текущих активов, т.е. гарантия для производственных рисков. Теоретически считается достаточным его значение 2-2,5 (однако он зависит от формы расчетов, скорости оборачиваемости, продолжительности производственного цикла), но больше 1.

Коэффициент критической ликвидности (быстрой) – отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов (0,7-0,8).

Коэффициент абсолютной ликвидности – деньги + легкореализуемые ценные бумаги / текущим пассивам = 0,2-0,25

Для более детального анализа проводят факторный анализ ликвидности, так как эти расчеты проводятся на конкретную дату и могут сильно меняться в зависимости от ситуации с текущими платежами.

Логистические системы

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Из всего множества разнообразных систем логистические выделяются составом элементов, характером связей между ними, организаций и интегративными свойствами (это качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности).

Логистическая система (ЛС) – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи внешней средой. В качестве ЛС можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Отличительные признаки ЛС: наличие потокового процесса; определенная системная целостность.

Цель ЛС – это доставка товаров в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы ЛС определяют циклом обращения средств производства. В начале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в ЛС и складируются, затем обрабатываются, хранятся, уходят из ЛС в потребление, в обмен на поступающие в ЛС финансовые ресурсы.

ВИДЫ ЛС: макро ЛС и микро ЛС.

Макро ЛС – это крупная система управления, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные предприятия различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макро ЛС представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. На уровне макро ЛС выделяют 3 вида ЛС: ЛС с прямыми связями (в этих ЛС материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников), эшелонированные ЛС (на пути материального потока есть хотя бы 1 посредник), гибкие ЛС (движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников).

Микро ЛС – подсистемы, структурные составляющие макро ЛС. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микро ЛС – класс внутрипроизводственных ЛС, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

40 вопрос Логистика, ее задачи, критерии эффективности в логистике.

Логистика – это научное учение о планировании, управлении и наблюдении потоков в материальных моделях, энергетических и информационных системах.

Объектом ее изучения являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Деятельность в области логистики включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и т.д.

Целью логистики является «доставка грузов точно в срок при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов». Для выполнения этой цели оптимизируют величины 6 основных показателей: груз, качество, количество, время затраты и пункт назначения. Для этого оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации товаров и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, формируют эффективную систему складирования, оптимизируют величины заказов и уровни запасов, планируют самые выгодные маршруты перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте.

Т.о. методы логистики используются для решения следующих задач:

- создание системы оптимальных пропорций между объемами производства, складирования и перевозок;

- снижение затрат и издержек от роста потерь при сбоях и простоях;

- установление целесообразного уровня кооперации в системе собственно производства, хранения и перевозок;

- внедрение рациональной структуры потоков управленческой информации без запаздывания по отношению к производственному процессу.

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволяет достигнуть следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность:

- сократить время движения продукции на 25-30%;

- снизить уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%;

- обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции;

- повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Наши рекомендации