В каком размере можно взыскать штраф за несвоевременное представление налоговой декларации, если у налогоплательщика есть переплата (ст. 119 НК РФ)?

В соответствии со ст. 119 НК РФ штраф взыскивается за несвоевременную подачу или непредставление налоговой декларации. При этом НК РФ не разъясняет, можно ли привлечь к ответственности за непредставление декларации, если у налогоплательщика есть переплата.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление налоговой декларации. Авторы подтверждают подобный подход.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008

Суд указал, что наличие переплаты не является обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: Ответственность за непредставление налоговой декларации (Мельникова Ю.А.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)

Книга: Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы (Лермонтов Ю.М.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)

Статья: Правовые последствия непредставления налоговых деклараций (Исакина Е.Н.) ("Налоговый вестник", 2008, N 2)

В каком размере можно взыскать штраф за несвоевременное представление декларации, если в ходе налоговой проверки установлено, что фактически за данный период подлежит уплате иная сумма налога, чем та, которая указана в декларации, поданной с нарушением срока (ст. 119 НК РФ)?

По вопросу привлечения к ответственности и расчета штрафа по ст. 119 НК РФ в случае подачи уточненной декларации до окончания камеральной проверки первичной декларации см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 119 НК РФ (в ред. после 02.09.2010) штраф за непредставление в установленный срок декларации исчисляется исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации. Согласно редакции ст. 119 НК РФ, действовавшей до 02.09.2010, штраф определялся исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) по декларации.

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, как рассчитывается штраф, если фактически за данный период подлежит уплате иная сумма налога, чем та, которая указана в декларации.

Официальной позиции нет.

Имеются судебные акты, в том числе Президиума ВАС РФ, согласно которым штраф должен исчисляться исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет. Аналогичное мнение выражено авторами.

Подробнее см. документы

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07 по делу N А67-3952/06

Суд установил, что инспекция в ходе выездной проверки обнаружила несвоевременное представление налоговых деклараций. При этом по результатам проверки установлено, что за спорные периоды подлежали уплате суммы налога в размерах, превышающих заявленные налогоплательщиком в декларациях. Налогоплательщик был привлечен к ответственности за нарушение срока подачи деклараций исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет.

Суд поддержал позицию инспекции и отметил, что указанные в декларации данные должны быть достоверными. Поэтому штраф по ст. 119 НК РФ должен исчисляться исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет.

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2007

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2007, 27.06.2007 N Ф03-А37/07-2/2455 по делу N А37-2625/06-15

Суд установил, что по результатам камеральной проверки декларации, поданной с нарушением срока, налогоплательщик был привлечен к ответственности. Штраф был рассчитан исходя из суммы налога, указанной в декларации. Однако по результатам выездной проверки установлено, что за спорный период подлежит уплате налог в меньшем размере.

Суд указал, что штраф необходимо исчислять исходя из фактически подлежащей уплате суммы налога, а не из ошибочно указанной налогоплательщиком.

Консультация эксперта, 2010

Автор отмечает, что сумма штрафа за несвоевременное представление декларации исчисляется исходя из фактической обязанности налогоплательщика перед бюджетом с учетом произведенных инспекцией доначислений по результатам налоговой проверки.

Правомерно ли привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, если до окончания ее камеральной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию? Как в этом случае рассчитывается штраф (п. 9.1 ст. 88, ст. 119 НК РФ)?

В соответствии со ст. 119 НК РФ (в ред. после 02.09.2010) штраф за непредставление в установленный срок декларации исчисляется исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации. Согласно редакции ст. 119 НК РФ, действовавшей до 02.09.2010, штраф определялся исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) по декларации.

В соответствии с нормой п. 9.1 ст. 88 НК РФ, действующей с 01.01.2009, в случае если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, может ли инспекция привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ, если камеральная проверка декларации, поданной с нарушением срока, была прекращена в связи с представлением уточненной декларации. Если да, то как в таком случае рассчитывается штраф?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной ФНС России, в случае представления уточненной декларации до завершения камеральной проверки декларации, представленной с нарушением срока, сумма штрафа рассчитывается на основании данных уточненной декларации или результатов камеральной проверки этой декларации. Аналогичная позиция выражена в судебных актах, в том числе в Постановлении Президиума ВАС РФ, и работах авторов.

Также имеются судебные акты с выводом о том, что штраф в этом случае рассчитывается на основании данных первичной декларации.

В то же время есть судебные акты с выводом о неправомерности привлечения к ответственности в случае представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки первичной декларации, представленной с нарушением срока.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Привлечение к ответственности правомерно. Штраф рассчитывается на основании данных уточненной декларации или результатов ее камеральной проверки

Письмо ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@

Разъяснено, что в случае нарушения срока представления декларации и последующего представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ. При этом штраф рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, т.е. на основании данных, указанных в уточненной декларации, либо по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации.

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2011

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7265/11 по делу N А32-12252/2010-45/120

Суд установил, что налогоплательщик несвоевременно представил декларацию, а после этого, до окончания ее камеральной проверки, представил уточненную декларацию. На основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ инспекция прекратила камеральную проверку ранее представленной декларации и начала проверку уточненной. По итогам ее проверки налогоплательщик был привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ исходя из суммы налога, указанной в уточненной декларации.

Суд кассационной инстанции признал привлечение к ответственности неправомерным, поскольку решение о привлечении к ответственности по первичной декларации налоговый орган не принимал, а за несвоевременное представление уточненной декларации ответственность не предусмотрена.

Однако Президиум ВАС РФ признал такой вывод ошибочным. При подаче уточненной декларации инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ не может провести камеральную проверку первичной декларации, однако это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает. Иное позволило бы необоснованно освободить от ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока декларации с неверными данными. В данном случае штраф был правомерно рассчитан на основании уточненной декларации (исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет).

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2012

Постановление ФАС Центрального округа от 22.10.2012 по делу N 64-6792/2011

Суд указал: исходя из буквального толкования ст. 119 НК РФ следует, что базой для исчисления штрафа за несвоевременное представление декларации является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет.

В данном случае штраф был рассчитан инспекцией без учета данных уточненной декларации, представленной до вынесения решения по проверке. В связи с этим суд признал неправомерным решение о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку оно содержит недостоверные сведения о размере подлежащих взысканию сумм штрафов.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Как указал суд, налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение срока представления первоначальной декларации и рассчитал штраф на основании данных уточненной налоговой декларации, т.е. исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2011 по делу N А12-10555/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу N А57-2355/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.2010 по делу N А12-1427/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2009 по делу N А32-14990/2009-51/165

Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2011 N Ф09-1009/11-С3 по делу N А76-13844/2010-41-418

Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2010 N Ф09-2925/10-С3 по делу N А47-6947/2009

Постановление ФАС Уральского округа от 28.10.2009 N Ф09-8254/09-С3 по делу N А60-18191/2009-С10

Позиция 2. Привлечение к ответственности правомерно. Штраф рассчитывается на основании данных первичной декларации

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2011 N Ф03-3404/2011 по делу N А24-4697/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-15661/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что налогоплательщик несвоевременно представил декларацию с незначительной суммой налога к уплате, а затем подал уточненную декларацию с суммой к доплате. При этом инспекция исчислила штраф исходя из сведений, заявленных налогоплательщиком в уточненной декларации.

Как указал суд, размер санкции должен исчисляться исходя из суммы налога, указанной в первичной декларации, а не на основании данных уточненной декларации. Налоговый орган не устанавливал фактическую обязанность общества по уплате налога и не производил доначисления, чтобы иметь возможность исчислить штраф исходя из суммы доначисления.

При этом суд не принял ссылку инспекции на Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07 и от 10.10.2006 N 6161/06, поскольку в них рассматривались иные обстоятельства.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2011 по делу N А26-3760/2010

Суд установил, что налогоплательщик несвоевременно представил нулевую налоговую декларацию, а впоследствии подал уточненную декларацию с суммой налога к уплате. Суд указал, что согласно ст. 119 НК РФ размер налоговой санкции должен исчисляться исходя из суммы налога, указанной в представленной с нарушением срока первичной декларации, а не на основании уточненной.

При этом суд не принял ссылку инспекции на Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07 и от 10.10.2006 N 6161/06, поскольку в них рассматривались иные обстоятельства.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу N А56-6548/2010

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.08.2010 N Ф03-5444/2010 по делу N А51-2515/2010

Суд указал, что штраф по ст. 119 НК РФ определяется в процентах от суммы налога, подлежащей уплате на основании несвоевременно поданной декларации. Следовательно, перерасчет налоговых санкций исходя из сведений, указанных в уточненной декларации, неправомерен.

Позиция 3. Привлечение к ответственности неправомерно

Постановление ФАС Центрального округа от 06.05.2011 по делу N А64-3748/2010

Суд установил, что налогоплательщик представил с нарушением срока нулевую налоговую декларацию, а затем, до составления акта проверки по результатам камеральной проверки, представил уточненную декларацию с суммой налога к уплате. По результатам камеральной проверки первичной декларации налогоплательщик привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ исходя из суммы налога, указанной налогоплательщиком в уточненной декларации.

Как указал суд, в отношении несвоевременно поданной первичной декларации проверка подлежала прекращению. При этом ответственность за непредставление уточненной декларации не предусмотрена. Поэтому привлечение к ответственности за нарушение срока подачи первичной декларации с использованием сведений уточненной декларации является неправомерным.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Центрального округа от 16.03.2011 по делу N А64-3749/2010

В каком размере можно взыскать штраф за несвоевременное представление налоговой декларации, если после принятия решения о привлечении к ответственности налогоплательщик подал уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению (ст. 119 НК РФ)?

В соответствии со ст. 119 НК РФ (в ред. после 02.09.2010) штраф за непредставление в установленный срок декларации исчисляется исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации. Согласно редакции ст. 119 НК РФ, действовавшей до 02.09.2010, штраф определялся исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) по декларации.

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, в каком размере можно взыскать штраф, если фактически за данный период подлежит уплате сумма налога, отличная от указанной в декларации, однако это обнаружилось при подаче уточненной декларации после принятия инспекцией решения.

Официальной позиции нет.

Имеется судебный акт, согласно которому взысканию подлежит штраф, рассчитанный исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, даже если уточненная декларация подана после принятия инспекцией решения.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2011 по делу N А05-7701/2010

Суд установил, что инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ, рассчитав размер штрафа исходя из суммы налога, указанной в первоначальной декларации. Суд указал, что налоговый орган неправомерно не учел уточненную декларацию, представленную до вступления в силу решения о привлечении к ответственности, по которой сумма налога подлежит уменьшению. Размер штрафа должен определяться исходя из фактической суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

В каком размере можно взыскать штраф за несвоевременное представление налоговой декларации за налоговый период, если в отчетных периодах уплачивались авансовые платежи (ст. 119 НК РФ)?

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 02.09.2010.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации. Размер штрафа определяется исходя из суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании декларации, поданной с нарушением срока. НК РФ не содержит ответа на вопрос, как рассчитать размер штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по итогам налогового периода, если в отчетных периодах уплачивались авансовые платежи.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что размер штрафа за непредставление декларации определяется исходя из разницы между суммой налога, подлежащей уплате на основе декларации, и суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода. Есть судебные решения и работы авторов, подтверждающие подобный подход.

В то же время в других судебных решениях сделан вывод о том, что размер штрафа по ст. 119 НК РФ за несвоевременную подачу декларации за налоговый период не зависит от уплаченных авансовых платежей. Автор придерживается подобного мнения.

По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 года).

Подробнее см. документы

Позиция 1. Штраф за несвоевременное представление декларации за налоговый период рассчитывается исходя из суммы налога по декларации за минусом авансовых платежей, уплаченных в отчетные периоды

Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-02-07/1-59

Разъяснено, что размер штрафа за непредставление декларации по итогам налогового периода в течение более чем 180 дней определяется исходя из разницы между суммой налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и суммами авансовых платежей, уплаченными в отчетных периодах.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу N А53-16049/2010

Суд отметил, что размер штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ определяется исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате либо доплате в бюджет, а не суммы, указанной в декларации. Поэтому при расчете штрафа сумму, отраженную в декларации, следует уменьшить на авансовые платежи, уплаченные в течение налогового периода.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.10.2008 N А19-18184/07-24-Ф02-4949/08 по делу N А19-18184/07-24

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2008 N А33-14216/07-Ф02-2247/08 по делу N А33-14216/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2008 N А33-9109/07-Ф02-364/08 по делу N А33-9109/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 по делу N А74-1746/07 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 N 5272/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 N А19-19543/06-Ф02-315/07 по делу N А19-19543/06

Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2007, 09.06.2007 N КА-А40/4904-07 по делу N А40-64476/06-75-372

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.12.2007 по делу N А55-11492/2007-3

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.2007 по делу N А55-10813/06

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2010 по делу N А32-39341/2009

Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2008 N Ф09-4986/08-С3 по делу N А60-1744/08

Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2007 N Ф09-9833/07-С2 по делу N А76-32150/06

Постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2007 N Ф09-713/07-С2 по делу N А71-6040/06

Постановление ФАС Уральского округа от 08.09.2008 N Ф09-6390/08-С2 по делу N А76-322/08

Суд указал, что базой для расчета штрафа является сумма налога, фактически подлежащая уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, отраженная в декларации. Поэтому уплаченные авансовые платежи не учитываются при определении размера штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2007 N Ф04-5570/2007(37222-А27-31) по делу N А27-18252/2006-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2007 N Ф04-4270/2007(35682-А45-34) по делу N А45-718/2007-9/4

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2007 по делу N А55-17424/06

Книга: Новая учетная политика организаций на 2009 год (Красноперова О.А.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)

Автор разъясняет, что согласно ст. 119 НК РФ сумма штрафа определяется исходя из разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: Ответственность за непредставление налоговой декларации (Мельникова Ю.А.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)

Статья: Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации (Вилесова О.П., Казакова А.В.) ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1)

Позиция 2. Штраф за несвоевременное представление декларации за налоговый период рассчитывается исходя из суммы налога по декларации без вычитания авансовых платежей, уплаченных в отчетные периоды

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2007 N А33-8990/07-Ф02-8981/07 по делу N А33-8990/07

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что штраф рассчитывается с суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей. При этом ФАС указал следующее: согласно налоговому законодательству размер штрафа по ст. 119 НК РФ не зависит от уплаты или неуплаты налога в течение налогового периода.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 N А69-1755/06-11-9-Ф02-495/07-С1 по делу N А69-1755/06-11-9

Консультация эксперта, 2007

Автор, ссылаясь на п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 и Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224, отмечает, что штраф за несвоевременное представление декларации по итогам налогового периода надо рассчитывать исходя из всей суммы налога, начисленной за данный период.

Наши рекомендации