Последствия и издержки инфляции

Тема 6 Инфляция

Инфляция, ее показатели и виды

Инфляция ("inflation" — от итал. "inflatio", что оз­начает "вздутие") представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен,

В этом определении важны следующие слова:

♦ устойчивая. Это означает, что инфляция — длительный процесс, долговременная тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

♦ общего уровня цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные то­вары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) — устойчивая тен­денция снижения общего уровня цен,

Существует также понятие дезинфляции(desin-flation), что означает снижение темпа инфляции,

Главным показателем инфляции выступает темп(или уровень) инфляции(rate of inflation — π), который рассчитывается как процентное отноше­ние разницы общего уровня цен текущего года (Р) и общего уровня цен предыдущего года (Pt-1) к уровню цен предыдуще­го года:

Последствия и издержки инфляции - student2.ru

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп ро­ста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. В качестве по­казателя общего уровня цен обычно используются дефлятор ВВП или ин­декс потребительских цен.

Существуют разные критерии для выделения видов инфляции. В зависи­мости от темпа (уровня) инфляции, различают:

• умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3—4% в год считается нормальным явлением для современной экономики;

• галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серь­езной экономической проблемой для развитых стран;

• высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200—300% в год и более (заметим, что при подсчете инфляции за год используется формула сложного процента) и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

• гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уро­вень которой составляет 40—50% в месяц или более 1000% в год. Классиче­ские примеры гиперинфляции: ситуация в Германии в январе 1922 г. — дека­бре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, а в октябре 1923 г. цены ежедневно увеличивались в 3 раза и выросли за месяц на 32 400% (в короткие промежутки времени были зафиксированы темпы инфляции 10% в час); в Венгрии (август 1945 г. — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Различные виды инфляции выделяют также в зависимости от ее причин и последствий (см. параграфы 6.2 и 6.3).

Причины инфляции

Выделяют две основные причины инфляции: увеличение совокупного спроса и сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, различают два вида инфляции:

• инфляцию спроса(demand-pull inflation), причиной которой служит уве­личение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван уве­личением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции большинство экономи­стов, особенно представители школы монетаризма, концепция которых осно­вана на количественной теории денег, считают увеличение денежной массы, подчеркивая, что только рост предложения денег делает повышение уровня цен устойчивым процессом. Как отмечал основоположник монетаризма, из­вестный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (Milton Friedman): "Инфляция есть всегда и повсеместно чисто де­нежное явление". Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссии де­нег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы государства существенно превышают его до­ходы, служит основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развива­ющихся странах и странах с переходной экономикой. В этих странах эмиссия денег является, по сути, единственным возможным способом финансирования бюджетного дефицита, поскольку иные источники финансирования, такие, как внутренний и внешний займы, ограничены а иногда недоступны.

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в крат­косрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представле­ниями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 6.1,а), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикаль­ная кривая совокупного предложения) (рис. 6.1,б).

При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от Р1 до Р2) сочетается с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2). В долгосрочном пе­риоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип "нейтральности денег". Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (ве­личину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уро­вень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели;

Последствия и издержки инфляции - student2.ru

Рис. 6.1. Инфляция спроса

• инфляцию издержек(cost-push inflation), причиной которой является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Инфля­ция издержек ведет к стагфляции (рис. 6.2) — одновременному спаду про­изводства (от Y1 до Y2) и росту уровня цен (от Р1 до Р2).

Последствия и издержки инфляции - student2.ru

Рис. 6.2. Инфляция предложения (издержек

Последствия и издержки инфляции

Последствия инфляции

В соответствии с различиями в последствиях инфляции выделяют:

• ожидаемую(expected) инфляцию;

• непредвиденную(неожиданную) (unexpected) инфляцию.

Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег.

Покупательная способность (ценность — value) денег — это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если це­ны на товары повышаются, то на ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег па­дает. Если Р — уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность одной денежной единицы будет рав­на 1/Р, т.е. это ценность денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит 5 дол. (Р = 5), то цена 1 дол. составит 1/Р или 1/5 корзины товаров. Это оз­начает, что 1 дол. обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит 10 дол. (Р = 10), ценность денежной единицы сокращается вдвое и составляет теперь 1/10 корзины товаров.

Чем выше уровень цен (темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это свя­зано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог (inflation tax) — налог на покупательную способ­ность денег, представляющий собой разницу между величинами покупа­тельной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Ставкой инфляционного налога выступает темп инфляции. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп ин­фляции, тем больше инфляционный налог, поскольку тем на большую ве­личину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит про­цесс, называемый "бегством от денег" ("flight from money"). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге «Моне­тарная история США» Милтон Фридмен, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гипер­инфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, гру­женную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин и, выйдя из магази­на, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы, то это гиперинфляция.

Издержки инфляции

Инфляция, независимо от того, ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Их величина определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше.

К издержкам инфляции относятся следующие.

Издержки "стоптанных башмаков"(shoeleather costs) — это трансакционные издержки инфляции. Трансакционные издержки (transaction costs) — это издержки по совершению сделки (transaction). В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стремясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. При росте уровня цен, чтобы снять деньги со счета, человек должен чаще хо­дить в банк, тратиться на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, терять время на стояние в очереди и т.п. Чтобы продать ценные бумаги — ак­ции и облигации — и получить наличные деньги, человек также должен по­тратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками — издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные транс­акции и поэтому тем выше издержки "стоптанных башмаков".

Издержки "меню"(menu costs) — издержки, которые несут фирмы-про­давцы. При изменении цен они должны: во-первых, часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что связано с по­лиграфическими затратами; во-вторых, нести почтовые издержки по их рас­пространению и рекламе новых цен; в-третьих, нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличива­ет эти издержки.

Издержки на микроэкономическом уровне— издержки, связанные с изме­нением относительных цен и снижением эффективности в результате ухуд­шения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки издержки "меню"), а с другой стороны, из-за боязни отпуг­нуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов, фирмы стара­ются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают как по отношению к ценам тех това­ров, на которые фирмы быстро меняют цены, так и по отношению к обще­му уровню цен. Экономические решения основываются на относительных ценах, однако в период инфляции изменение относительных цен не отра­жает действительного различия в эффективности производства разных ви­дов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. В результате ресурсы направляются не в более эффективные отрас­ли и виды производств, а в те отрасли, где фирмы быстро повышают цены на свои товары, и в те виды производств, которые производят более дорогосто­ящие товары. В результате размещение ресурсов ухудшается и эффективность экономики снижается.

Издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налого­вое бремя на доходы, полученные по сбережениям, таким образом снижая стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшает условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида дохо­дов по сбережениям:

-на доходы от продажи ценных бумаг (capital gains), которые представля­ют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является объектом налогообложения. Например, че­ловек покупает облигацию за 20 дол., а продает ее за 50 дол. Если за вре­мя, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не 30 дол. (50 - 20), а только 10 дол., так как он должен был бы продать облигацию за 40 дол. (20 х 2), чтобы только возместить ее сто­имость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем он должен заплатить налог не с 10 дол. (50 — — 40), а с 30 дол. номинального дохода, потому что шкала налогообложе­ния применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже 10 дол. реаль­ного дохода;

-на номинальную ставку процента, которая облагается налогом даже несмо­тря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию. Так, если человек дает кредит, например, 100 дол. и хочет получить реально 5% го­довых (5 дол.), то ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года 115 дол., из которых его номинальный доход составит 15 дол. (из них 10 дол. скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег, и 5 дол. должен был бы составить его реальный доход. Однако пра­вительство берет налог (фиксированный процент) с величины номинально­го дохода, т.е. с 15 дол. В результате после выплаты налога реальный доход человека будет меньше 5 дол. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит потому, что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной став­ки процента налоговые выплаты растут. Поэтому на реальный доход до вы­платы налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям.

Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функ­ции, что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется в метрах, масса — в кило­граммах, а температура — в градусах, стоимость измеряется в денежных еди­ницах (долларах, фунтах стерлингов, рублях и т.п.). Снижение покупательной способности денег в условиях инфляции означает, что размер "экономической измерительной палочки" уменьшается. Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек. Измеритель уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому, как если бы мы пытались из­мерить расстояние линейкой, на которой написано "1метр", но в которой в действительности только 50 см). С одной стороны, это делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэ­тому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным. Издержки инфляции существуют, даже если инфляция стабильна и предсказуема.

Наши рекомендации