Ответственность банков за нарушение пруденциальных норм

Банк России устанавливает принудительные и предупредительные меры воздействия, которые могут применяться к банку как совместно, так и раздельно. Меры зависят от финансового состояния банка и от сложности нарушения.

Предупредительные меры применяются на ранних стадиях возникновения недостатков, которые не влекут за собой значительного улучшения финансового состояния банка, в случае несоблюдения требования законодательства в части регистрации банка, лицензирования, расширения деятельности.

К предупредительным мерам относятся:

1. Доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и обеспокоенности органа надзора;

2. Изложение рекомендаций по устранению сложившейся ситуации;

3. Представить в надзорные органы проект мероприятий по устранению недостатков;

4. Установление дополнительного контроля.

При более серьезных нарушениях предупредительные меры сочетаются с принудительными. Применение принудительных мер необходимо после неудачных предупредительных мероприятий.

Основаниями для применения принудительных мер являются:

1. Несоблюдение банковского законодательства;

2. Представление в ЦБ неполной, недостоверной финансовой отчетности;

3. Нарушения, которые влекут за собой угрозу для вкладчиков и кредиторов.

К основным принудительным мерам относятся:

1. Штрафы;

2. Требования к кредитной организации на финансовое оздоровление (санацию);

3. Ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев;

4. Запрет открытия филиалов на срок до 1 года;

5. Запрет осуществления операций по выданной лицензии на срок до 1 года;

6. Требования к смене руководства;

7. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией;

8. Отзыв лицензии.

Все принудительные меры оформляются в виде предписания.

Вопрос №16. Облигации КБ, формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Для привлечения средств банки могут выпускать облигации. Коммерческий банк должен опубликовать проспект эмиссии и зарегистрировать выпуск в установленном порядке. Выпуск облигаций допускается только после полной оплаты установленного капитала.

Одновременный выпуск акций и облигаций запрещается.

Кредитная организация может выпускать облигации со следующими характеристиками:

1. Именные и на предъявителя;

2. Обеспеченные залогом собственного имущества;

3. Облигации без обеспечения (условия: не ранее третьего года деятельности и не выше суммы уставного капитала);

4. Процентные и дисконтные;

5. Конвертируемые в акции;

6. С единовременным сроком погашения;

7. Со сроком погашения по сериям в установленные сроки.

Коммерческие банки в обязательном порядке должны резервировать часть привлеченных средств, перечисляя их на отдельный счет в расчетно-кассовом центре.

В расчет суммы привлеченных средства для определения размера обязательных резервов включаются средств в рублях и иностранной валюте:

1. На расчетных, текущих и депозитных счетах;

2. На счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;

3. Средства, полученные от облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей.

Расчет суммы привлеченных средств производится по средне-хронологической по данным об остатках на соответствующих балансовых счетах на каждый день месяца, включая первый и последний день.

Обязательные резервы устанавливаются дифференцированно по вкладам физических и юридических лиц. Регулирование размера обязательных резервов происходит ежемесячно на первое число, следующее за отчетным.

Вопрос 17. Межбанковские расчеты, кредиты и депозиты. Корреспондетские счета, открываемые банками.

Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:1) централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;2) децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

Проведение расчетов через систему РКЦ. В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ). Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).

Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях.КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента. Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега). В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:

Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.

Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках. Цель межбанковского кредита для заемщика — получить ресурсы для последующего предоставления ссуды своему клиенту. Цель межбанковского кредита для кредитора — разместить на определенный срок временно свободные ресурсы.

Вопрос 18. Рейтинговая оценка кредитоспособности заемщика. Отраслевые особенности заемщиков и их учет в практике кредитования.

В российских банках нашла свое применение так называемая американская система оценки качества кредитов. Согласно этой системе выводится рейтинг кредита в баллах по следующим пара­метрам:

1) назначение и сумма долга;

2) финансовое положение претендента на кредит;

3) качество залога;

4) срок и схема погашения кредита;

5) кредитная информация на заемщика;

6) взаимоотношения банка с заемщиком;

7) цена кредита.

В зависимости от результатов анализа заемщик относится к од­ному из следующих классов:

1) первый класс — целесообразность кредитования не вызы­вает сомнений;

2) второй класс — кредитование требует взвешенного подхо­да;

3) третий класс — кредитование связано с повышенным рис­ком.

Существуют специфические отраслевые особенности, влияющие на процесс банковского кредитования:

1) особенности производственно-коммерческого цикла пред­приятий отрасли;

2) отраслевая структура себестоимости (издержек).

Рентабельные предприятия с быстрым оборотом капитала, ко­ротким периодом производства являются с точки зрения банков наиболее привлекательными субъектами кредитования.

Вопрос №19. Деятельность КБ на вексельном рынке

Вексель – безусл. Абстрактное письменное обяз-во строго установл. Законом формы, дающее его владельцу бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты ден. Суммы. Простой вексель – пис. Док-т, по кот. Заемщик обещает уплатить векселед-лю или по его распоряж-ию 3-му лицу определ. Сумму в определ. Срок. Они предназначены для: привлеч. Свободных ден. Ср-в; вексельного кредитования банков; платежа (расчетные векселя). Вексель как ср-во платежа приобрет. С дисконтом для покрытия кредит. Задолж-сти перед векселедателем в размере вексел. Суммы. Перев.вексель – пис. Док-т, по кот. Кредитор поручает своему дебитору выплатить опред. Сумму в опред-ый срок опред.-му лицу. Разница м/у ценой покупки векселя и векс. Суммой яв-ся доходом.

Банки выполняют с векселями след. Операции: 1. эмиссия и погашение собств. Векселей. Эмиссия векселей ограничена обяз. Нормативом Н-13, в соот-вии с кот. Банк не может выпускать собст-ных векселей на сумму, превыш.размер его собст-ых ср-в. Получ. Банк. Вексель покупатель может использ. Как ср-во накопл. И сбереж. Денег, может предостав. Его в качестве залога или передать другому лицу посредством индоссамента. При досрочном предъяв-ии векселя к оплате векселедержатель получает по % векселю осн. Сумму долга и доход, по дисконтному векселю – сумму в размере цены реализации векселя и доход начисленный по ставке до востребования депозитов. Если срок получ.вексел. суммы и дохода прошел, то оплата векселя производ. В теч. 3 лет с этой даты. Доход за срок, превыш. Обозначенный срок на векселе, не начисл. И не выплачи­вается. 2. Выдача вексел. Кредитов (выдача векселя на руки клиенту – физ. Или юр. Лицам). Векс. Кредит, предостав. Банком, это кредит, выдавае­мый для приобрет. Пакета векселей банка с целью дальнейш. Их примен. В качестве платеж. Ср-ва. Банк предост-ет заемщику кредит в виде пакета собст-ных весе­лей, кот. Заемщик оплач. Товары и услуги. Обычно по такому кредиту устан-тся спец. Минимал. % ставка. Банк. Векселя предъяв. К погашению по мере наступления срока.. 3. Учет векселей (покупка банком векселей до наступл. Срока платежа). Учитывая вексель, банк предостав. Предъяв-лю векселя учетно-вексельн. Кредит, кот. Подразд-ся на: предъявительский (открыв. Для учета передав. Клиентом банку векселей); векселедательский (банк заключает договора с клиентом, обязуется покупать выданные заемщиков векселя у любых предъявителей, давая тем самым возм-ть оплачивать векселями поставку товаров и услуг). 4. Инкассовые операции с векселями (востребование ден. Сумм с векселедателя банком). 5. Гарант. Операции с векселями. 6. Переучет векселей в ЦБ РФ.

Вопрос №20. Организация валютных операций в КБ, виды счетов для нерезидентов и их режим.

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» делит субъектов валютных пра­воотношений на 2 категории: резиденты - физ. лица, имеющие постоянное место жи­тельства РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с место-' нахождением в РФ; нерезиденты - физ. лица, имеющие ПМЖ за пределами РФ и юр. лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных гос-в с местона­хождением за пределами РФ. Обязательной принадлежностью любого юр или физ. лица, осуществляющих валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте, который может быть открыт только в уполномоченном банке на территории РФ и только с разрешения ЦБ РФ и в установленном им порядке. Для открытия счета резиденту - юр лицу необходимо представить в банк: 1) заявление на открытие сче­та 2) нотариально заверенную копию документов о госрегистрации юр лица, копии учредительных документов 3) справку ГНИ о постановке на учет 4) нотариально за­веренную карточку с образцами подписей и оттиском печати. В настоящее время резидентам открываются вал счета 2 категорий: а) текущий вал счет - открывается и ведется только в тех ин валютах, в которых могут осуществляться международные расчеты, б) транзитный вал счет, который является распределительным, т.е. пред­назначен только для операций по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки. Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте и закреплен в Инструкции ЦБР «О порядке от­крытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ»: -нерезиденты открывают счета в валюте РФ только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; - расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуще­ствляются в соответствии с действующими правилами безнал расчетов в РФ; - все рублевые счета открываются в следующем порядке: предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы: а) легализованные в посольстве РФ копии документов, определяющие юр статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра). Для представительств и филиалов - документ подтверждающий согласование вопроса о размещении; б) нотариально-заверенную карточку с образцами подписей, уполномоченных распоря­жаться счетом, и оттиском печати; в) справку нал органа о постановке на учет в ка­честве налогоплательщика; т) легализованную копию разрешения национального (центрального) банка. Физ. лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить паспорт и представить документы: справку нал органа о постановке на учет и нотариально-заверенную карточку с образцом подписи.

Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в РФ их представительств и филиалов. На эти счета могут зачисляться средства, получен­ные от реализации товаров-услуг, покупки их за ин валюту на внутреннем рынке, по­лученных кредитов; средства от неторговых операций, депозитных операций. Рубле­вые счета типа «И* («инвестиционные») открываются на имя предприятий, орга­низаций, банков, междунар организаций, а также физ лиц для осуществления инве­стиционной деятельности в РФ. Нерезидент вправе иметь только 1 счет типа «И» в отличии от счета типа «Т», кот может быть несколько. Источники средств, за счет кот открываются счета типа «И», связаны с инвестиционной деятельностью, приватиза­цией, операциями с фондовыми ценностями. Средства данных счетов не допускает­ся использовать для кредитных операций, их нельзя переводить на все иные рублевые счета др нерезидентов, размещать в банковские депозиты, нельзя снимать на­личные деньги и %% по остатку средств не начисляются. Рублевые счета физ лиц-нерезидентов - открываются' для физ лиц-нерезидентов и предназначены для за­числения личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов.

Вопрос 21. Банковская срочная валютная сделка на условиях «опцион» и ее применение во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Опцион с валютой представляет собой соглашение, которое при условии уплаты установленной комиссии (премии) предоставляет одной стороне в сделке купли-продажи право выбора (но не обязанность) либо купить (сделка «колл» от английского call – опцион покупателя), либо продать (сделка «пут» от английского put – опцион продавца) определенное количество определенной валюты по курсу, установленному при заключении сделки до истечения оговоренного срока (в любой день – американский опцион; на определенную дату раз в месяц – европейский опцион).

Сделки на условиях опциона содержат большой риск для банка, поэтому он устанавливает менее выгодный курс для клиента. Размер комиссии по опциону определяется с учетом курса валюты (объекта сделки) по срочной сделке на дату окончания опционного контракта.

В основном валютный опцион применяется для страхования валютного риска. Покрытие валютного риска может осуществляться в любой момент от даты заключения контракта до получения платежа, что дает возможность экспортерам и импорт ерам оперативно использовать срочные сделки. Например, экспортер, продав товар и обнаруживший в ожидании платежа опасность снижения курса валюты платежа, в целях страхования этого риска заключает срочную сделку на продажу этой валюты.

Вопрос №22. Критерии оценки финансового состояния кредитных организаций, применяемые Банком России.

Критерии определения финансовой устойчивости кредитных организаций предусмотрены Указанием ЦБ от 31.03.2000 г. № 766-У.

По результатам анализа финансового состояния банков их классифицируют на 2 категории:

Стабильные:

А) Кредитные организации без недостатков в деятельности (не имеют: неустраненных фактов нарушения норм законодательства РФ и нормативных актов ЦБ, неудовлетворенных требований кредиторов, неустраненных фактов нарушения установленного ЦБ порядка обязательного резервирования, текущих убытков либо превышения использованной прибыли над фактически полученной и т.д.).

Б) Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности (финансовое положение не создает угрозу интересам кредиторов, клиентов и участников, но в деятельности которых имеются некоторые незначительные отклонения).

2) Проблемные:

А) Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности – испытывают серьезные финансовые трудности, имеют хотя бы 1 из признаков:

- не выполняют нормативы достаточности собственного капитала банка (Н1), но его значение не ниже 5%, или мгновенной (Н2) и текущей (НЗ) ликвидности;

- допускают нарушение установленного ЦБ порядка обязательного резервирования сроком более 3 рабочих дней или имеют 2 случая подобных нарушений за последние 3 месяца;

- допускают нарушение срока представления требуемых форм отчетности на 1 дату или не представили расчет регулирования размера обязательных резервов или представили его с задержкой более чем на 5 рабочих дней.

Б) Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении – имеют серьезные проблемы в деятельности, а именно:

1) не выполняют требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 1 месяца и более с момента наступления даты их принятия банком;

2) не выполняют норматива достаточности собственного капитала (Н1);

3) допустили нарушение установленного ЦБ порядка обязательного резервирования сроком более 1 месяца или имели более 2 случаев подобных нарушений за последние 6 месяцев;

4) систематически не представляли требуемые формы отчетности или представляют с задержкой более чем на 5 рабочих дней.

Вопрос №23. Банковская отчетность и анализ баланса банка

Баланс КБ — это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. Балансы КБ подразделяются на годовые и промежуточные: полугодо­вые, квартальные, ежемесячные. Ежемесячно на 1-е число банк представляет баланс в главное управление ЦБ РФ.

Актив КБ: I) денежные средства, счета в ЦБ; 2) средства в банках и кредитных учреждения; 3) вложения в ценные бумаги; 4) кредиты предприятиям, организациям, населе­нию; 5) основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА); 6) прочие активы.

Пассив КБ

• обязательства:

1) средства ЦБ;

2) средства банков и кредитных организаций;

3) средства клиентов, включая вклады населения;

4) выпушенные банком долговые обязательства;

5) прочие обязательства;

• собственные средства:

1) уставный капитал;

2) прочие фонды и другие собственные средства;

3) прибыль (убыток) за отчетный год;

4) использование прибыли;

5) нераспределенная прибыль (убыток).

Анализ баланса банка необходим при установлении кор­респондентских связей одного банка с другим, предоставле­ИИ кредитов и других межбанковских отношений. Задача анализа банка — установление надежности, платежеспо­собности банка, его способности покрывать возможные убытки за счет собственных средств. Баланс банка — сред­ство рекламы для привлечения потенциальных клиентов и партнеров, средство банковского менеджмента.

Методы анализа

1.Горизонтальный анализ строится на основе группи­ровки актива и пассива (по отдельности).

2. Вертикальный (структурный) анализ строится на осно­ве определения удельных весов отдельных групп.

Вопрос №24. Кредитоспособность заемщиков кредитов и методика ее определения

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Способность заемщика погасить ссудную задолженность имеет значение для кредитора лишь в том случае, если она относится к будущему периоду (является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным). Между тем все показатели кредитоспособности, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах («потоках») за определенный период.

Существует следующие способы оценки кредитоспособности:

· на основе системы финансовых коэффициентов;

· на основе анализов денежных потоков;

· на основе анализов делового риска.

Каждый из них взаимно дополняет друг друга. Если анализ делового риска позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент совершения сделки только на базе одной ссудной операции и связанного с ней денежного потока, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования.

Оценка кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов в мировой банковской практике применяется пять групп таких коэффициентов:

· коэффициенты ликвидности;

· коэффициенты эффективности (оборачиваемости);

· коэффициенты финансового левериджа;

· коэффициенты прибыльности;

· коэффициенты обслуживания долга.

Вопрос №25. Трастовые (доверительные) операции банка.Трастовые операции банка.

В зарубежной практике под трастовыми операциями подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица.

Учредитель траста – физическое или юридическое лицо, основавшее траст и/или передавшее в него определенное имущество. Распорядителем траста является лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель траста.

Сущность доверительных операций заключается в передаче клиентами банкам своего имущества (без передачи права собственности) для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных рынках с целью получения прибыли, с которой банки взимают определенную плату в виде комиссии.

Большинство банков предлагает своим клиентам предварительно заключить договор, определяющий основные положения их будущего сотрудничества. Согласно этому договору деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет свои услуги клиенту по выполнению указаний последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступит специальное письменное указание об их отмене или приостановлении.

К услугам траст- отдела банка обычно относится:

· Хранение ценных бумаг.

· Ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента.

· Получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи.

· Покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями.

· Консультационные услуги

· Принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей.

Создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями фонда) по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентах на правах его доверенного лица.

Вопрос №26. Коммерческий банк как агент налогового контроля. Организация наличного денежного оборота в КБ, режим кассовой дисциплины для предприятий и организаций.

Для юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, открывают счета недоимщика.

Счет недоимщика - это один из расчетных (текущих) счетов, с которого проводятся все расчеты по погашению задолженности и которые регистрируются органами государственной налоговой службы.

На время действия счета недоимщика, по остальным расчетным счетам производятся только операции по зачислению средств и перечислению на счет недоимщика. С этого счета производится списание по первой и второй группе очередности.

Налоговым органам предоставлено право взыскивать в бессрочном порядке с юридических лиц только недоимки по налогам, сборам, а также иные штрафы согласно законодательству.

По решению конституционного суда России, списание сумм штрафов, сумм сокрытого или заниженного дохода производится только по согласию плательщика. Банк не имеет права вмешиваться в решение данного вопроса.

Налично-денежный оборот осуществляется через расчетно-кассовые центры и кассы коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры контролируют кассовую деятельность, производят кассовое обслуживание коммерческих банков, разрабатывают эмиссионные проценты по кассовому обслуживанию на предстоящий квартал.

Расчетно-кассовый центр устанавливает лимит кассы для каждого коммерческого банка, осуществляет проверки достоверности отчетности о кассовых оборотах. Коммерческий банк создает для расчетов кассовый узел, который должен включать в себя кассы различного назначения, хранилище ценностей, помещения по приему-выдаче наличных денег. Кладовая ценностей должна быть оборудована не менее чем двумя-тремя рубежами охранной сигнализации.

Следующие службы кассового узла: Приходная касса; Расходная касса; Приходно-расходная касса; Вечерняя касса; Касса пересчета.

Вечерняя касса принимает средства от инкассаторов по окончанию операционного дня. Коммерческий банк в целях улучшения обслуживания открывает вечерние кассы вне кассового узла с целью платежей от населения за коммунальные услуги.

Инкассация и доставка наличных денег производится либо самим банком, либо на договорных условиях специализированными службами инкассации.

Наличные деньги предприятия могут сдавать:

1. Непосредственно в кассы учреждений банков;

2. Через объединенные кассы на предприятиях;

3. Предприятиям государственной коммерческой связи для перевода на счета в банк;

4. Через инкассаторскую службу.

Сроки сдачи наличных денег устанавливаются банком для каждого предприятия по согласованию с их руководителем. Для предприятия устанавливается лимит кассы в зависимости от деятельности предприятия.

Если предприятие не представило расчет на установление лимита, то он считает нулевым, а сданная предприятием денежная наличность считается сверхлимитной.

Если предприятие имеет несколько счетов, то оно заключает договор только с одним банком и сдает наличность только в один банк.

Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег.

Лимит может переоцениваться несколько раз в год.

Средства сверх лимита могут храниться в кассе предприятия не более 3 рабочих дней, включая день выдачи наличности из банка. (Для районов крайнего севера - 5 дней).

Вопрос №27. Базельские принципы эффективного банковского контроля и их реализация в России

Международный комитет по банковскому надзору (Базельский комитет) основан в 1975 г. председателями ЦБ десяти промышленно развитых европейских стран. Он был создан в связи с необходимостью обеспечения стабильности мировой банковской системы. Задачей Комитета является развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.

БР имеет право отказать в покупке более 20% акций КО, если им установ­лено, что финансовое положение покупателя акций неудовлетворительно, что соответствует рекомендациям Базельского комитета.

Участие в акционерном капитале юридического лица ограничивается 25% собственных средств банка. Средства, инвестиру­емые банком в акции дочерних и зависимых предприятий, в том числе других банков вычитаются из основного капитала банка.

Вопрос №28. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитую сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при прове­дении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирова­ние используется мало или осуществляется не 8 Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эф­фективность.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, л ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской си­стемы в целом. Государство не должно допускать резких изме­нений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) от­ражают нестабильность российской экономики

Вопрос №29. Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций

ФЗ от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротст­ве) кредитных организаций» меры по предупреждению бан­кротства могут осуществляться в трех формах:

· финансовое оздоровление КО;

· назначение временной администрации по управлению КО;

· реорганизация КО.

Меры по предупреждению банкротства КО осуществляются в случае, когда КО:

- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней с момента на­ступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недо­статочностью денежных средств на корсчетах КО;

- допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, до­стигнутой за последние 12 месяцев более чем на 20% при од­новременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ;

- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный ЦБ;

- нарушает норматив текущей ликвидности КО, установлен­ный ЦБ, в течение последнего месяца более чем на 10%.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности...» в целях финан­сового оздоровления могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи КО ее учредителями (уча­стниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и пассивов КО;

- изменение организационной структуры КО;

- иные меры.

При наличии соответствующих оснований ЦБ вправе напра­вить в КО требование об осуществлении мер по ее финансово­му оздоровлению. Территориальное учреждение ЦБ должно предъявлять КО указанное требование, если КО не известила ЦБ в установленные сроки о самостоятельном принятии мер по предупреждению банкротства.

В соответствии с методическими рекомендациями план мер по фин. оздоровлению должен состоять из 3 частей.

В первой части дается оценка ситуации в КО:

1) общие сведения о КО;

2) роль и значение КО в экономике региона РФ;

3) динамика развития КО и причины возникновения финансовых трудностей;

4) финансовое состояние КО.

Во второй части содержатся мероприятия по финансовому оздоровлению, основными целями которого является восстановление собственного капитала КО до величины, позволяющей выполнить обязательные нормативы, и возврат КО к нормальной и устойчивой работе.

План мер по финансовому оздоровлению КО, представляемый в территориальное учреждение ЦБ, должен содержать пакет обосновывающих и подтверждающих документов по всем мероприятиям и конкретные сроки выполнения мероприятий ) по финансовому оздоровлению. В связи с этим при предъявлении неполного пакета документов территориальное учреждение ЦБ вправе требовать от КО устранения соответствующих недостатков.

В третьей части должны быть представлены результаты финансового оздоровления. КО рассчитывает ориентировочные показатели на конец каждого квартала и на момент завершения финансового оздоровления, определяет влияние мероприятий по финансовому оздоровлению на изменение размера собственных средств (капитала), рассчитанного в соответствии с Положением ЦБ, изменение структуры активов и пассивов и иные положительные тенденции в своей деятельности.

Вопрос 30. Срочные сделки и их основные виды. Использование срочных сделок с иностранной валютой для хеджирования валютного риска во внешней торговле.

Срочные валютные сделки - это валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. Основные типы срочных валютных операций:

1) Форвардные операции — это сделки по обмену валют по заранее согласованному курсу, которые заключаются сегодня, а дата ва­лютирования отложена на определенный срок в будущем. Это обязательное соглашение между банками. Сумма, обменный курс, дата платежа фиксируются в момент заключения контракта.

2) Опцион – это соглашение между продавцом и покупателем валюты, в соответствии с которым в момент валютирования (передачи валюты из рук продавца в руки покупателя в сроки, оговоренные при заключении сделки между ними) продавец или покупатель имеет право получить валюту по курсу, определенному в соглашении, но не обязан делать это.

3) Валютная операция «своп» сочетает куплю-продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной контрсделкой на определенный срок с теми же валютами.

4) Валютный фьючерс представляет собой биржевой контракт на покупку или продажу иностранной валюты с целью осуществле­ния спекуляции на росте или падении курса этой валюты.

Денежные средства, а также будущие доходы или расходы в иностранных валютах подвержены валютному риску . Обычно учет в компании ведется в какой-то одной валюте (например, в долларах США), следовательно, в результате переоценки статей в иностранных валютах возможны прибыли или убытки при изменении курсов этих валют .
Хеджирование валютного риска - это защита средств от неблагоприятного движения валютных курсов, которая заключается в фиксации текущей стоимости этих средств посредством заключения сделок на рынке Форекс. Хеджирование приводит к тому, что для компании исчезает риск изменения курсов, что дает возможность планировать деятельность и видеть финансовый результат, не искаженный курсовыми колебаниями, позволяет заранее назначить цены на продукцию, рассчитать прибыль, зарплату и т.д.
Сделки на рынке Форекс осуществляются по принципу маржинальной торговли . Этот вид торговли имеет ряд особенностей, которые и сделали его очень популярным.
" Небольшой стартовый капитал позволяет осуществлять сделки на суммы, многократно (в десятки и сотни раз) его превышающие. Это превышение называют рычагом (Leverage).
" Торговля проводится без реальной поставки денег, что сокращает накладные расходы и дает возможность открывать позиции как покупкой, так и продажей валюты (в том числе отличной от валюты депозита).
Хеджирование валютного риска с помощью сделок без движения реальных средств (с использованием рычага) дает дополнительные возможности:
- позволяет не отвлекать из оборота компании значительные денежные средства;
- позволяет продать валюту , которая будет получена в будущем.
Можно выделить два основных типа хеджирования - хеджирование покупателя и хеджирование продавца. Хеджирование покупателя используется для уменьшения риска , связанного с возможным ростом цены товара. Хеджирование продавца применяется в противоположной ситуации - для ограничения риска , связанного с возможным снижением цены товара.
Общий принцип хеджирования при внешнеторговых операциях состоит в открытии валютной позиции на торговом счете в сторону будущей операции по конвертированию средств. Импортеру необходимо покупать иностранную валюту , поэтому он заранее открывает позицию покупкой валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной покупки валюты в своем банке, закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную валюту , поэтому он заранее открывает позицию продажей валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной продажи валюты в своем банке, закрывает эту позицию.

Вопрос №31. Применение аккредитивной и инкассовой форм расчетов во внешнеторговой деятельности организации (предприятия).

Аккредитивная форма расчетов

Банк, открывший аккредитив может произвести поставщику платеж или предоставить другому банку произвести такие платежи при условии выполнения им всех условий аккредитива.

Виды аккредитивов:

А) Покрытые (депонированные) аккредитивы. При открытии покрытого аккредитива банк эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита, сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Б) Непокрытые (гарантированные) аккредитивы. При открытии непокрытого аккредитива банк эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.

В) Отзывные аккредитивы. Отзывными считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного согласования с получателем средств.

Г)Безотзывный аккредитив. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласования получателя средств. Безотзывный аккредитив обеспечивает гарантию платежа и возможность быстрого получения денежных средств после отгрузки товара.

Платеж по аккредитиву производится в безналичной форме или перечислением общей суммы или частичных платежей на счет получатели средств.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, при которой банк эмитент обязуется по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществить действия по поручению от плательщика платежа. Для проведения расчетов по инкассо банк-эмитент может привлекать другой исполняющий банк. Расчёты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться в акцептном или безакцептном порядке, и инкассовых поручений, оплата которых производится в безакцептном порядке. Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Пла­тежное требование применяют при расчетах за поставленные то­вары (выполненные работы, оказанные услуги).

Банковская карта – средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.

По виду проводимых расчетов различают карты:

· кредитные – для кредитной карты применяется следующая схема расчетов: клиент, кроме возможности использования остатка на счету получает от банка определенный кредитный лимит.

· дебетовые (расчетные) – держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму, размер которой определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит.

Вопрос 32. Применение специальных прав заимствования в коммерческой и банковской сфере

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) являются международными резервными активами, созданными МВФ в 1970 г. для удовлетворения глобальных потребностей в обеспечении средств, дополняющих существующие международные резервы.

После пересмотра в 70-е годы устава МВФ у стран-членов появилась возможность использовать СДР для широкого круга операций друг с другом и со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов по взаимному согласию, т.е. без посредничества МВФ, как было прежде. Операции в СДР дают возможность странам частично покрывать дефицит их платежных балансов.

Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Такие СДР постепенно, хотя и довольно медленно, получают некоторое развитие. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

Вопрос №33. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам и ответственность банков за правильность его формирования.

Резерв на возможные потери по ссудам - это специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками и деятельностью банков.

Источники формирования резерва на возможные потери по ссудам - это отчисления, относимые на расходы банка.

В зависимости от величины кредитного риска ссуды разделяют на 4 группы:

1. Стандартные (практические без рисковые);

2. Нестандартные (умеренный риск не возврата);

3. Сомнительные (высокий уровень риска);

4. Безнадежные (вероятность возврата ссуды практически отсутствует).

Оценка кредитных рисков производится банками по всем ссудам.

Классификация ссуд осуществляется банком или аудиторской организацией. В зависимости от качества различают следующие группы ссуд:

1. Обеспеченные;

2. Недостаточно обеспеченные;

3. Необеспеченные.

Обеспеченные ссуда - это ссуда, которая имеет в виде залога объект, реальная стоимость которого достаточна для компенсации банку как основной суммы долга, так и процентов. Документация на залог должна быть оформлена таким образом, чтобы он был реализован в течение 150 дней (не более).

Недостаточно обеспеченная ссуда - это ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего хотя бы одному из требований. К категории недостаточно обеспеченных ссуд относятся гарантии банковских групп развитых стран, векселя, авизированные(гарантированные) этими банками.

Необеспеченная ссуда - это ссуда, не имеющая обеспечения или залога.

Текущие ссуды - это ссуды, по которым отсутствует просроченная задолженность.

При непогашении задолженности банки обязаны:

1. В конце рабочего дня, являющегося датой погашении задолженности, переносить остатки задолженности клиентов в части основного долга на счета просроченной задолженности.

2. В конце рабочего дня, являющегося датой уплаты процентов, переносить начисленные проценты, но не полученные в срок, на счета учета просроченных процентов , резерв формируется в рублях.

Резерв используется только на покрытие непогашенной ссуды. Безнадежная или признанная нереальной для взыскания ссуда списывается за счет резерва по решению наблюдательного совета и совета директоров.

Основанием для списания задолженности является:

1. Решение арбитражного суда о ликвидации предприятия-должника;

2. Решение суда о признании должника физического лица пропавшим;

3. Решение суда об объявлении должника физического лица умершим.

Списание кредита не означает его аннулирование (в течение 5 лет кредит учитывается на внебалансовых счетах).

Вопрос 34. долгосрочный кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Долгосрочный кредит - форма кредита, определяемая сроком погашения банковской ссуды. Долгосрочный кредит предоставляется в виде ссуд банками и отдельными небанковскими кредитными учреждениями на длительный срок. Нижняя граница для долгосрочного кредита в целом зависит от устойчивости и тенденций развития национальной экономики. В России к долгосрочным кредитам согласно Инструкции ЦБ РФ №17 относятся кредиты на срок свыше 3 лет, однако на практике к долгосрочным относят кредиты, выданные на срок более года. Долгосрочные кредиты обслуживают потребности в средствах, необходимых для формирования основного капитала, финансовых активов, а также наименее мобильной части оборотного капитала. Основу долгосрочных кредитов населению составляют ипотечные кредиты. Традиционно их источником являются средства из стабильных ресурсов: собственных ресурсов банков, доходов от выпуска облигаций, полуликвидных сбережений. Обычно технологии предоставления долгосрочного кредита и краткосрочного кредита различны.

Инвестиционный налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.

Предоставляется на срок от года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Наши рекомендации