Завершение инвестиционного проекта

В большинстве случаев решения о прекращении работ по про­екту связаны либо с отсутствием средств для продолжения работ либо с возникновением предпосылок, что после реализации про­екта не будут достигнуты запланированные результаты.

В этом случае возникают две альтернативы:

1) проект прекращается окончательно;

2) проект «замораживается» до лучших времен.

В тех случаях, когда проект завершается после выполнения всех запланированных работ, обычно проводятся эксплуатацион­ные испытания, целью которых является получение точной ин­формации, характеризующей уровень достигнутых в ходе выпол­нения работ результатов. Эксплуатационные испытания выявля­ют фактические характеристики реализованного проекта. Онг. включают:

• сравнение полученных результатов с запланированными по­казателями проекта;

• выявление расхождений и установление их причин;

• разработку мероприятий по устранению выявленных расхож­дений;

• организацию работ по устранению недоделок.

Проведение эксплуатационных испытаний требует их подго­товки, планирования и координации. Обычно эту работу осуще­ствляет специальный работник в команде управления под руковод­ством управляющего проектом. Для организации эксплуатацион­ных испытаний составляются специальный график их проведения и отдельная программа испытаний. Для проведения испытании назначается комиссия, которая обеспечивает:

• проверку соответствия проекту установленного оборудования

• наблюдение за ходом проведения испытания;

• соответствие исходного сырья и материалов требованиям, за­ложенным в проекте;

• установление в процессе испытаний соответствия установлен­ного или разработанного оборудования его паспортным или за­планированным данным;

• устранение несоответствий по проекту.

В процессе проведения испытаний ежедневно ведется их учет, а полученные результаты отражаются в специальном журнале. В нем же отмечаются отклонения от запланированных показа­телей. Журнал передается пользователю, так как зафиксиро­ванная в нем информация может понадобиться на фазе эксплу­атации.

По завершении испытаний составляется отчет установленной формы, в котором фиксируются результаты и приводятся реко­мендации по устранению выявленных несоответствий.

Положительные результаты испытаний являются основанием для передачи итогов выполненного проекта заказчику и закрытия договоров. Для этого необходимо выполнить:• проверку финансовой отчетности; • паспортизацию; • выявление невыполненных работ; • завершение невыполненных обязательств; • гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.

Проверка финансовой отчетности исполнителя включает про­верку платежей поставщикам и субподрядчикам, наличие просро­ченных платежей поставщику, а также соответствие суммы зака­зов закупкам по накладным поставщиков.

68. Формы гос регулирования ИД. Гос регулирование осуществляется в формах:

1. разработка гос инвестиционной стратегии – выбор приоритетов, пользующихся прямой или косвенной поддержкой гос-ва.

2. прямое участие гос-ва в ИД – осуществляется путем реализации мер:

- принятие гос инвестиционных программ и финансирование их за счет ср-в республиканского бюджета;

- предоставление централизованных инвестиционных ресурсов из ср-в республиканского бюджетадля финансировании проектов на принципах платности, срочности и возвратности;

- предоставление гарантий Правительства РБ по кредитам;

- проведение гос комплексной экспертизы проектов;

- предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.

3. косвенное регулирование – создание гос-вом благоприятных условий для развития ИД. Осуществляется в формах:

- оказание гос поддержки;

- защита интересов инвесторов;

- создание СЭЗ;

- определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

- принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;

- определений условий приватизации объектов, находящихся в госсобственности;

- содействие развитию рынка ценных бумаг;

- проведение эф-ной бюджетно-финансовой, налоговой и денежно-кредитной, амортизационной и валютной политики;

- создание и развитие сети информационно-аналитических центров в сфере инвестиционной и инновационной деятельности;

- развитие финансового лизинга;

- создание возможностей для формирования субъектами хоз-ния собственных инвестиционных фондов.

4. активная поддержка развития инвестиционно-инновационной инфраструктуры путем создания инновационных центров, инкубаторов для малого бизнеса, проведение выставок.

5. кадровая поддержка ИД путем организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвестиционных менеджеров и госслужащих.

Гос-во гарантирует инвестору: право собственности, равенство прав, стабильность прав инвестора.

69 Формы привлечения и государственного регулирования иностранных инвестиций

Коммерческие организации с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями (КОИИ) понимается юридическое лицо, в уставном фонде которо­го частично или полностью используются иностранные инвестиции. Они выступают в форме коммерческих совместных (КСО) или коммерческих иностранных (КИО) организаций (предприятий).

КИО создаются в форме АО, ООО, ОДО, частного иностранного унитарного предприятия.

Такая организация может быть создана путем ее учреждения, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или путем приобретения предприятия как имуще­ственного комплекса в целом либо его части. КОИИ считается созданной с момента ее государственной регистрации.

Регистрация КОИИ осуществляется при условии, что вклад иностранного инвестора в уставный фонд создаваемого предприя­тия превышает 20 тыс. долл. США в эквиваленте. Уставный фонд КОИИ в форме ООО, ОДО, ЗАО или частного иностранного унитарного предприятия должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года после регистрации и в полном объ­еме - до истечения двух лет со дня регистрации. Уставный фонд ОАО должен быть сформирован в полном объеме до государствен­ной регистрации такой организации.

Документальным подтверждением факта формирования устав­ного фонда КОИИ является соответствующее аудиторское заклю­чение. Оно предоставляется в регистрирующий орган, после чего в 10-дневный срок выдается соответствующее свидетельство.

Приток иностранных инвестиций можно получить путем кон­цессионных и компенсационных соглашений, венчурного капита­ла, импорта лицензий, развития инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Компенсационные соглашения - форма внешнеторговых сделок, когда целевые банковские кредиты покрываются товарными по­ставками. Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями. Иностранный партнер мо­жет предоставить стране (республике) кредит и в счет него произ­вести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п.. например, для строительства промышленных объектов, а после ввода объек­та в эксплуатацию закупить в этой стране часть выпускаемой объ­ектом продукции в объеме, полностью покрывающем сумму пре­доставленного кредита, включая проценты.

Перспективной формой иностранного инвестирования являет­ся международный лизинг.

Привлекательным является и расширение использования меж­дународных лицензионных соглашений, заключаемых при передаче прав на производство товаров и услуг, ноу-хау, технологий и т.п.

Расширение международного сотрудничества в инвестицион­ной сфере также может быть достигнуто путем заключения согла­шений между фирмами, позволяющими объединить ограниченные ресурсы для совместных производственных, исследовательских и других целей.

Гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранные кредиты

Иностранные кредиты поступают в Республику Беларусь по линиям:

• межправительственных кредитных соглашений; • международных финансово-кредитных учреждений и орга­низаций (Мировой Банк реконструкции и развития; ЕБРР, МВФ и т.д.).

Кредиты предоставляются кредитополучателям - юридическим лицам независимо от форм собственности через банки-агенты, уполномоченные Правительством Республики Беларусь обслужи­вать конкретный иностранный кредит на условиях, определенных межправительственными и межбанковскими соглашениями. Ре­шение о предоставлении кредита принимается Советом Минист­ров Республики Беларусь по рекомендации Валютно-кредитной комиссии Совета Министров после согласования с Президентом Республики Беларусь на основании заключений по инвестицион­ному проекту, предоставляемых министерствами экономики, финансов и иностранных дел, Национальным банком.

Решение о выдаче кредита утверждается распоряжением Со­вета Министров Республики Беларусь, на основании которого подписываются кредитное соглашение между Минфином, уполно­моченным банком и заемщиком и договор о предоставлении госу­дарственных гарантий.

Обязательным условием получения иностранного кредита являет­ся наличие положительного заключения государственной ком­плексной экспертизы инвестиционных проектов Министерства экономики и заключении дополнительной экспертизы проекта Министерства финансов и Министерства иностранных дел.

Критериями отбора инвестиционных проектов для финансиро­вания их за счет иностранных кредитов являются:

• валютоокупаемость проекта;

• кредитоспособность заемщика;

• социально-экономическая значимость проекта.

Основой для расчета валютоокупаемости проекта является сальдо денежного потока валютных средств по каждому календар­ному году. Этот показатель определяется как превышение притока ( Пв.с t)валютных средств над их оттоком (Ов.с t):

Эв.с t = Пв.с t - Ов.с t.

В состав доходов (денежных притоков) валютных средств включаются:

- выручка от реализации продукции (работ, услуг) в СКВ;

- прочие поступления по проекту в СКВ.

К расходам (оттокам) валютных средств, обусловленных реа­лизацией инвестиционного проекта, относятся:

- приобретение сырья, материалов, комплектующих;

- использование валюты на другие производственные цели.

Разность притока и оттока представляет собой остаток валют­ных средств, который может быть направлен на погашение кредита (Пкр). Сальдо потока: Сальдо = Пкр-КР,

где КР - общий объем привлеченных кредитных ресурсов, вклю­чая основной долг и проценты по кредиту.

Временной интервал, при котором происходит изменение от­рицательного значения накопительного потока валютных средств на положительное, характеризует период окупаемости валютной части кредитуемых затрат.

На основании представленных документов Министерство эко­номики готовит заключение по проектам и направляет его в Ми­нистерство финансов и Министерство иностранных дел, которые, в свою очередь, после всестороннего анализа и проверки всех аспектов проекта, степени его завершенности и готовности состав­ляют заключение для Валютно-кредитной комиссии Совета Ми­нистров. Инвестиционный проект, получивший положительное заклю­чение государственной комплексной экспертизы, вносится Минис­терством иностранных дел на рассмотрение Правительства для принятия решения по предоставлению гарантии по иностранному кредиту. После принятия такого решения, но до оформления га­рантии инвестор заключает с Министерством финансов, уполно­моченным банком (банком-агентом) и банком-гарантом договор о порядке использования и погашения иностранного кредита. На основании данного договора Правительство в лице Совета Минист­ров выдает безусловную и безотзывную платежную гарантию в пользу иностранного кредитора.

Исполнение кредитных обязательств обеспечивается залогом имущества и собственными средствами банка. Кредитополучатель должен открыть валютный счет в банке, обслуживающем расчеты по кредиту, и зачислять на него все поступления в СКВ до полно­го погашения задолженности по кредиту. Банку предоставляется право бесспорного списания средств, необходимых для своевре­менного погашения кредита.

Контроль за целевым и своевременным использованием предо­ставленных средств иностранных кредитов (мониторинг проекта) осуществляют Министерство иностранных дел, Министерство экономики и Министерство финансов. При неисполнении кредитополучателем в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты эти обязательства исполняются банком-гарантом. При невозможности их исполнения банком-гарантом и предъявлении иностранным кредитором платежных требований Правительству платеж производится Министерством финансов из республикан­ского бюджета. Последнее в свою очередь выставляет требование на бесспорное списание средств со счета кредитополучателя, а при невозможности их списания в течение шести месяцев - со счетов банка-гаранта.

70. Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.

Под концессией понимается передача на возмездной основе на определенный срок права осуществления отдельных видов деятельности, на которые распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности государства ( например, участков земли с правом добычи полезных ископаемых и освоения природных богатств). Сторонами в концессионном договоре выступают, с одной стороны государство в лице Правительства или уполномоченного органа государственного управления (концессионный орган), с другой – национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности, или (и) юр лица, в имуществе которых доля РБ составляет не более четверти, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

Различают следующие виды концессионных договоров: полный; о разделе продукции; об оказании услуг (выполнении работ).

Полный концессионный договор – это договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. При этом он уплачивает все установленные законом налоги и обязательные платежи. В полном концессионном договоре предусматривается порядок платежей за право пользования объектом концессии и при необходимости обязанность концессионера по реализации на внутреннем рынке части продукции, произведенной им в соответствии с договором.

Договор о разделе продукции – договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с ним продукция делится между концессионером и государством в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом концессионер в соответствии с договором полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей в связи с передачей права собственности на часть произведенной им продукции.

Договор об оказании услуг (выполнении работ) представляет собой документ, в силу которого право собственности на произведенную продукцию передается государству. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. При этом договором предусматриваются размер и порядок выплаты вознаграждения концессионеру, а также процедура передачи ему продукции, произведенной по заключенным условиям. В него может включаться положение о выкупе концессионером части произведенной продукции или о получении вознаграждения непосредственно в виде части этой продукции.

Концессионер, как правило, определяется посредством проведения конкурсов или аукционов; при этом всем участникам обеспечиваются равные права и возможности. В отношении отдельных объектов они могут проводиться только среди национальных или иностранных инвесторов.

Наши рекомендации