Система государственного финансового контроля

Финансовый контроль - регламентированная законом совокупность действий, контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных средств.

Гос.фин.контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой политики, защиту финн-ых интересов гос-ва и его граждан.

ГФК представляет собой контроль за:

1)образованием и использованием всех гос. средств независимо от того, в какой форме они существуют;

2)деятельностью органов власти, на кот-ые возложено проведение финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной политики;

3)законностью привлечения и использования средств юридическими и физическими лицами, кредитными и иными организациями, кот гос-вом предоставлено это право.

ПО результатам ГФК принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.

Основные задачи ГФК:

1) Проверка выполнения фин-ых обязательств перед гос-вом и органами МСУ, организациями и гражданами;

2) Проверка правильности использования гос. и мун. предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз-ом ведении или оперативном управлении;

3) Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

4) Выявление внутренних резервов производства;

5) Устранение нарушений фин.дисциплины и их предупреждение.

Классификация финансового контроля:

-по времени проведения (предварительный, текущий, последующий);

-по субъектам контроля (президентский, контроль представительных, исполнительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский, контроль фин-кредитных орг-ов)

-по форме фин-ой деятельности (бюджетный, инвестиционный, контроль за денежной массой,страховой)

-по форме проведения (обязательный - внешний, инициативный - внутренний)

-по методам проведения (наблюдение, проверка фин. дея-ти, обследование, надзор, ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод).

-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА, КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГФК (Степашин Сергей Вадимович)

СПявляется постоянно действующим органом ГФК, образованным Федеральным собранием и подотчетным ему. Состоит из Коллегии, кот включает Председателя, его зама и аудиторов. Срок полномочий -6 лет.

Задачи СП:

1) контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджета фед. внебюджетных фондов.

2) Определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств и использования фед-ой собственности

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей фед.бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Аудит эффективности - определяет результат использовании гос.средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов, с т.з. решения общегосударственных задач.

-Контроль со стороны ПРЕЗИДЕНТА

Главное контрольное управление при ПРЕЗИДЕНТЕ-структурное подразделение Администрации

Функции:

1)Контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органов исполнительных органов власти

2)Контроль над деятельностью подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов

3)Рассмотрение жалоб и обращение граждан и юридических лиц

-Контроль со стороны органов исполнительной власти-Правительство :

1)контролирует процесс разработки и использования федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита

2)контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств

3)направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ существует КОНТРОЛЬНО-НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ, кот выполняет ряд контрольных функций в области Финансов.

МИНИСТРЕСТВО ФИНАНСОВ РФ: (Силуанов Антон Германович)

1)Разрабатывает финансовую политику страны, а так же непосредственно контролирует её осуществление

2)Осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета

Контрольные полномочия Минфина распространяются на фин.средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов МСУ.

Федеральное казначейство (Артюхин):

1)Контроль за доходной и расходной частью фед.бюджета в ходе его использования

2)Контроль состояния гос.финансов в целом(предоставление отчётов о фин.операциях и состояния бюджетной системы)

3)Контроль совместно с Банков России состояния внешнего и внутреннего долга

4)Контроль гос.фед.внебюджетных фондов и фин-ых отношений м/у ними и фед.бюджетом.

-Контроль со стороны НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

Главная задача (Федеральная налоговая служба (Мишустин)) - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей

Федеральная служба по финансовым рынкам (Панкин) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по приянятию нормативно правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков(за исключ.страхования,банков и аудиторской деятельности)

Наши рекомендации