Формы расчета с поставщиками

В Гражданском кодексе и Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:

– платежными поручениями;

– по аккредитиву;

– чеками;

– инкассо.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение (прил. 1) представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Платежные поручения используются для предварительной и последующей оплаты товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам.

Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя. В соответствии с Положением о безналичных расчетах платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета. Банк обязан принимать платежные поручения независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Оплата по ним осуществляется по мере поступления денежных средств на счет клиента как полностью, так и частично. В случае расчетов поручениями сокращается время совершения и документооборот операции (рис.1.1.). Здесь при использовании предоплаты последовательность операций 1 и 2 может меняться.

Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru

Рисунок 1.1 – Схема расчетов платежными поручениями [1,с.110]

При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит вероятность перечисления средств не по адресу и скорость расчетов) а также идентификационные номера плательщика и получателя. Кроме того, обязательно четкое указание назначения платежа (в случае предоплаты фиксируется номер счета, при оплате полученного товара - номер накладной), разбивка суммы (например, выделяется НДС). При этом основания, отраженные в банковских документах, должны соответствовать первичным документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором. В случае требования со стороны получателя досрочного подтверждения перечисления средств плательщику в банке можно получить копию платежного поручения с исполнением. Экземпляр документа, на котором проставлена банковская печать (печать, а не штамп), является гарантией фактического перечисления денег.

Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя даст поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка.

Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (рис.1.2.).

НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПУСТЫХ СТРАНИЦ

Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru Формы расчета с поставщиками - student2.ru

Рисунок 1.2 – Схема аккредитивной формы расчета [1,с.111]

Аккредитив может быть выставлен за счёт собственных средств и за счёт банковского кредита. В случае за счет собственных средств выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской проводкой:

Дт 55-1 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» Кт 51 «Расчётные счёта».

Когда аккредитив выставлен за счет банковского кредита, составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дт 55-1 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55-1 «Специальные счета в банках», «Аккредитивы».

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:

­ наименование банка-эмитента;

­ наименование банка, обслуживающего получателя средств;

­ наименование получателя средств;

­ сумма аккредитива;

­ вид аккредитива;

­ способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

­ способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

­ полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

­ сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

­ условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

­ ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

­ покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

­ отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитивабанк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитивабанк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущего у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное. Отзывной аккредитив не обеспечивает интересы поставщика и поэтому на практике встречается редко.

Безотзывнымпризнается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок доставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. При оформлении договора продавец стремится оговорить безотзывность аккредитива, так как это дает поставщику уверенность в том, то поставленная им продукция будет оплачена, как только он выполнит условия аккредитива.

За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Чек определяется как ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги до того, как получит товар, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Также иметь чековую книжку очень удобно при поездках в командировку в случае приобретения различных необходимых материалов, когда изначально неизвестен продавец. При расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии (при этом указание о процентах считается ненаписанным).

Чек не может быть отозван чекодателем, до истечения установленного внутрибанковскими правилами срока для его предъявления к оплате (представление чека в банк чекодержателем). Убытки, возникшие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного чека, несет чекодатель или плательщик в зависимости от того, по чьей вине они возникли. Лицо, оплатившее чек, может потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа. Чековую форму расчетов можно представить в виде, схемы, изображенной на рисунке 1.3.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».

Формы расчета с поставщиками - student2.ru

1 – направление пакета документов для депонирования денежных средств на счете покупателя-чекодателя;

2 – оплата заказанных товарно-материальных ценностей посредством вручения чека поставщику;

3 – отгрузка заказанных товарно-материальных ценностей;

4 – инкассация чека и зачисление денежных средств на счет поставщика-чекодержателя;

5 – извещение банка покупателя о списании денежных средств с депонентного счета плательщика.

Рисунок 1.3 – Схема расчетов чеками при оплате товарно-материальных ценностей с предварительным депонированием денежных средств [1,с.111]

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписью сделать надпись: «По доверенности».

Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чеки до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки.

По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Расчеты по инкассо — банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет средств клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязательства. На банки возлагаются обязанности по получению денежных средств от плательщика и доставке их получателю, а также информированию получателя средств по его требованию о причинах неоп­латы расчетных документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по уплате банку соответствующей суммы вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами и договором.

Наглядно схема инкассо может быть представлена в виде рисунка 1.4.

В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:

– чистое инкассо, то есть инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;

– документарное инкассо, то есть инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.

Формы расчета с поставщиками - student2.ru

Рисунок 1.4 – Схема расчетов с помощью инкассо [1,с.111]

1 – поставка товарно-материальных ценностей в соответствии с договором;

2 – передача коммерческих, финансовых документов и инкассовой инструкции в банк;

3 – банк-ремитент передает документы со своим инкассовым поручением в банк покупателя;

4 – инкассирующий банк информирует своего клиента о прибытие документов и начинает их проверку;

5 – плательщик осуществляет платеж;

6 – банк покупателя переводит сумму банку-ремитенту;

7 – банк-ремитент зачисляет платеж на счет клиента.

Наши рекомендации